бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования бесплатно рефераты

1. Самое красивое

Творчество и красота очень тесно взаимосвязаны между собой. Красота есть некий маяк, который светит плывущим по морю творчества. Ребенка необходимо научить видеть и замечать красивое. Можно уже на первом учебном занятии предложить детям ответить при помощи рисунков на вопрос: «Что ты считаешь самым красивым на свете?»

Если выделить наиболее часто встречающиеся темы, то это будут: цветы, лес (в разные времена года), семья, друзья.

Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое: И тогда (как правило, это встречается в рисунках девочек) появляется нечто, похожее на карту-путеводитель, в разных окошечках которой «живут» «моя мама», «солнце и море», «моя собака», «краски», «школа», «любимое мороженое» и «любимая книга». Бывает и так, что под словом «красивое» ребенок подразумевает что-то «уютное, комфортное, близкое, родное». Тогда он старательно рисует только ему ведомое чувство - выражает состояние, которое без соответствующего авторского комментария трудно понять. Например: «Это - план моей квартиры, в центре которой находится ванная, льется вода из душа, и я слышу, как капли ударяются о воду, мне тепло и уютно здесь».

2. Цветная неделя

Можно увидеть что-то необычное, что мы перестаем порой замечать, даже в обыденных и привычных явлениях. Например, дни недели - они такие разные, у каждого из них, оказывается, может быть свой «характер», свое «расписание». А если попытаться их раскрасить, дать им подходящую художественную форму: Что из этого получится? Именно так рождается поле творческого самовыражения для задания «Цветная неделя».

И вот уже на занятии царит атмосфера творчества: появились разноцветные шары, кирпичики; «лепестки» вторников и четвергов «закружились» в самобытных детских работах. В этой учебно-творческой ситуации наблюдательный педагог может увидеть очень и очень многое, например, наши взрослые «мифы-представления»: «понедельник - день тяжелый», «четверг - рыбный день», «суббота и воскресенье - красные дни календаря»: Любимые сказочные герои тоже не остаются без внимания, они «кочуют» по неделе, «оживляя» страницы чередующихся дней. В рисунках могут отражаться и гастрономические пристрастия второклассников. Без комментария к рисунку здесь тоже невозможно обойтись, поэтому каждый автор «Цветной недели» считает своим долгом объяснить словами, и даже движениями, свой неповторимый рисунок как уникальный способ творческого самовыражения. А это, как мы помним, первый, пожалуй, самый важный шаг в творческом самоопределении растущей личности.

3. Гармония внутренних сфер

А если попытаться «услышать» весь мир в красках и созвучиях? В этом случае можно вполне обстоятельно вести речь на учебном занятии о той гармонии (благозвучной или, например, редкозвучной), которой наполнены каждое явление в мире и каждый конкретный человек.

При выполнении проблемно-творческого задания ребятам предлагается поразмышлять над своим внутренним созвучием, над гармонией внутри себя: «Давайте условно обозначим следующие три наши составляющие внутреннего мира (как единую гармонию нашего целостного "Я"):

"Я" - красный круг,

"Мы" - синий круг,

"Природа" - зеленый круг».

А само творческое задание формулируется педагогом так: «Найдите равновесие между этими тремя началами. Чтобы это сделать, можно менять (выбирая из предлагаемого набора) размеры кругов, перемешивать их, находя сочетание, наиболее соответствующее вашему ощущению (пониманию) мира».

Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики.

Студия «Вдохновение» объединяет детей (возраст 9-12 лет), желающих своими руками воплотить в жизнь мечты своих младших братишек и сестренок, свои собственные идеи, образы и модели.

Увлечение ребят поначалу лишь изготовлением простеньких сувениров, под руководством педагога перерастает затем в умение творить самостоятельно. В условиях кружка дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, не боясь неудач, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в школе.

Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Цель - обучить детей основам технологии изготовления мягких игрушек.

Для чего педагог ставит перед собой задачи:

-                   Ознакомление ребят с различными видами материалов и приспособлений, инструментов, основами цветоведения

-                   Обучить технологическим приемам изготовления мягких игрушек, грамотному использованию шаблонов

-                   Развивать мелкую моторику рук

-                   Воспитывать работоспособность, умение довести начатое дело до конца, до выставочного уровня, потребность в активном проведении досуга, использование приобретенных навыков в практической жизни

-                   По итогам учебного года проводится выставка лучших работ и поощрение ее участников.

В таблице 1 представлен тематический план занятий изготовления мягкой игрушки.


Таблица 1 Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

теор.

практ.

1

Беседа об истории мягкой игрушки

1

1

0

2

Материалы и инструменты

2

1

1

3

Раскрой

3

1

2

4

Набивка

4

1

3

5

Подвижные детали

4

1

3

6

Каркасы

5

1

4

7

Рельефные мордочки

3

1

2

8

Изменение масштаба выкроек

2

1

1

9

Изготовление мягкой игрушки

36

3

33


2.3 Планы – конспекты занятий


Материалы и инструменты.

К каждой выкройке прилагается список материалов, необходимых для изготовления именно этой игрушки. Здесь же мы просто перечислим то, что может пригодиться нам в нашей работе:

-                   искусственный мех с ворсом различной длины – коротким, средним и длинным (натуральный мех лучше не использовать).

-                   различные, по возможности неэластичные, ткани.

-                   обрезки всевозможных лент, кружев, тесьмы, резинки и тому подобные мелочи.

-                   кусочки белой, чёрной или цветной кожи (искусственной или натуральной) или клеёнки.

-                   наполнитель (вата, синтепон, синтепух, поролон и другие объёмные материалы).

-                   различные бусинки, пуговки, ненужная бижутерия(клипсы, серьги и др.)

-                   нитки покрепче (лучше взять армированные, подобрав их к цвету материала, чтобы швы не портили внешний вид игрушки)

-                   проволока (алюминиевая или медная) толщиной 1,5-2 см – для игрушек с каркасом

-                   клей «Момент»

-                   клей ПВА

Кроме материалов нам понадобятся также некоторые инструменты:

-                   иглы различной длины (от 4 до 10 см). Длинные иглы должны иметь большое ушко.

-                   ножницы – обычные портновские и маникюрные

-                   кусачки

-                   плоскогубцы

-                   надфиль (вместо него можно воспользоваться обычной пилкой для ногтей)

-                   мел (лучше использовать плоский портновский мел разных цветов – для белых и цветных материалов). Если такого мела нет, можно заменить его тонким обмылком, он рисует на ткани ничуть не хуже.

-                   портновские булавки

Изготовление «Котенка» (Приложение 1).

«Для этого маленького, весёлого и симпатичного котёнка нам потребуется совсем мало материалов:

немного белого меха с коротким ворсом

одна маленькая чёрная бусинка

два глаза

наполнитель

голубая ленточка (шириной 0,5 см, длиной 10см)

Все детали выкроить из белого меха с учетом направления ворса.

Порядок работы

-                   Стачать детали брюшка по линии а--б, оставив открытым отверстие 1-2.

-                   Притачать брюшко к деталям туловища по лапкам от точки а до точки б.

-                   стачать детали туловища по линии а--в.

-                   Стачать детали ушек. Вывернуть, приколоть к деталям туловища по линии д--е (обратить внимание на совмещение точек)

-                   Притачать лоб к деталям туловища по линиям в--г, сделав закрепки в местах притачивания ушек. Стачать туловище по спинке и хвосту (линия б--г). Вывернуть через отверстие в брюшке и набить наполнителем.

-                   Отверстие зашить потайным швом.

-                   С помощью чёрных ниток сделать рельеф мордочки, выводя иглу из точки, намеченной для глаза, в точку а и обратно (подробно об этом - на странице «Рельефные мордочки»). В точке «в» пришить бусинку.

-                   На шейку котёнку повязать бантик и закрепить его нитками в цвет.

-                   Прикрепить глаза.

2. Изготовление «Сердечек»

Сшить эти игрушки можно из любой ткани, но лучше, конечно, взять однотонную. Кроме этого нужен наполнитель, тесьма в цвет основной ткани и нитки для вышивания типа «мулине». Для девочки кроме основной ткани нам понадобится еще немного ленты, а для мальчика - кусочек меха с очень длинным ворсом и немного ткани другого цвета.

Шьем мальчика

Из основной ткани выкроим:

две больших детали сердечка

ручки - 4 детали

Из второй ткани выкроим

две детали маленького сердечка

Порядок работы

-                   Cтачать детали большого сердечка, вложив между ними петельку из тесьмы (не забудьте сделать закрепку в этом месте), вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстие потайным швом.

-                   Стачать детали ручек попарно, оставив небольшие отверстия для вывертывания. Ручки вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстия потайным швом. Пришить ручки к сердечку, создав подвижное соединение

-                   Стачать детали маленького сердечка, вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстия потайным швом. Пришить маленькое сердечко к ручкам большого сердечка.

-                   Вышить личико нитками для вышивания, к головке пришить потайным швом кусочек меха с длинным ворсом, причесать.

Шьем девочку

Из основной ткани выкроим две больших детали сердечка

Порядок работы

-                   Cтачать детали сердечка, вложив между ними петельку из тесьмы (не забудьте сделать закрепку в этом месте), вывернуть, набить наполнителем, зашить отверстие потайным швом.

-                   Вышить личико нитками для вышивания, к головке пришить потайным швом бантик из ленты.

Прихватки, салфетки и подставка под горячее.

Понадобится два-три вида тканей поплотнее, синтепон и толстый шнур - около50-60 см, три листа картона.

Выкроим все детали по одной выкройке, между деталями прихваток вложим по 2-3 слоя синтепона, обработаем края руликом или бейкой из отделочной ткани.

Для подставки под горячее подготовим детали так же, как для прихваток, вложив между слоями синтепона три слоя картона, вырезанного по той же выкройке, но без припусков. По краю пришьем толстый шнур и обработаем края отделочной тканью так, чтобы шнур оказался внутри рулика.

Рамка для фотографии

Понадобится красивая ткань или кожа для рамки, ткань, подходящая к основной по цвету, синтепон, картон, и, конечно, сама фотография.

Выкроим две внутренних детали рамки (можно из ткани попроще) по выкройке сердечка, вырежем из картона по этой же выкройке без припусков одну-две детали (в зависимости от плотности картона). Обработаем края.

Из красивой ткани выкроим наружную деталь рамки с отверстием в виде сердечка внутри - размер его зависит от размера фотографии. Из второй ткани выкроим точно такую же деталь, из синтепона - две или больше (зависит от того, насколько выпуклой вы хотите сделать рамку), из картона вырежем такую же деталь, но без припусков. Сложив все детали, кроме картона, стачаем их по внутреннему контуру, вывернем, вложим между слоями синтепона картон. Обработаем наружный край.

Теперь осталось соединить внутреннюю и наружную детали нашей рамки (можно это сделать потайным швом), оставив в верхней части отверстие для того, чтобы можно было вставлять фотографии. Пришить в верхней части петельку для подвешивания на стену.


2.4 Техника безопасности


Мех удобнее и безопаснее вырезать маленькими маникюрными ножницами, осторожно прорезая лишь тканевую основу и стараясь не повредить ворс; припуски в большинстве случаев оставляют около 4 – 5 мм, чтобы было безопаснее шить.

Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать РУЧНОЙ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ с шагом 2 мм. Делается он так: складываем две стачиваемые детали лицевыми сторонами, совмещаем срезы и засечки, и иголкой заправляем выглядывающий ворс внутрь, между деталями. Шов выполняется справа налево. На расстоянии 3 – 4 мм от кромки детали вкалываем иглу движением от себя, конец иглы огибаем ниткой и стежок затягиваем. Следующий стежок делаем через 2 мм, и так далее. Стежки надо располагать на одинаковом расстоянии от кромки ткани и друг от друга, и затягивать нитку одинаково. В конце шва ставим закрепку, то есть 2 – 3 раза вкалываем иглу в одну точку, затягивая нитку. На закруглённых участках или на углах желательно делать длину стежка чуть меньше, чем на прямых.

Мех с коротким ворсом и ткани можно стачивать НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ, установив маленькую длину стежка. Очень удобно использовать специальный ТРИКОТАЖНЫЙ машинный шов. Если ваша машина может его выполнять, воспользуйтесь этим.

После стачивания деталей срезаем оказавшиеся лишними припуски, стараясь не повредить нитки. Вывернем детали на лицевую сторону, и выправим с помощью иголки ворс, попавший в швы.

В нашей работе может пригодиться также ПОТАЙНОЙ ШОВ. Он применяется в тех случаях, когда нужно соединить уже готовые, вывернутые и набитые наполнителем части игрушки. К примеру, нам надо пришить голову к туловищу. Подберём нитки в цвет материалу, сложим туловище и голову открытыми срезами друг к другу и подвернём срезы на изнаночную сторону. Теперь надо вколоть иглу с изнаночной стороны туловища, и, вытянув нитку, вколоть иглу как можно ближе к сгибу ткани на голове, нитку затянуть потуже. Следующий стежок делаем через 2 – 3 мм. Таким образом, надо прошить весь шов, а в конце сделать прочную закрепку. После этого не торопитесь отрезать нитку, воспользуйтесь такой маленькой хитростью. Для того, чтобы со временем закрепка не развязалась, и наша игрушка не начала «расползаться по швам», проденьте иглу сквозь туловище или любую другую деталь, и обрежьте нитку в точке выкола.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.

В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.

Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.

Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

Образовательная программа «Взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребенка» является: сложной системой, т.е. представляет собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления; открытой системой, т. е. находится во взаимодействии с другими программами, нуждается в них для собственного существования, способна к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, имеет возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы; нелинейной системой, т.е. не имеет однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса. Образовательная программа удовлетворяет этим условиям в том случае, когда изменяется отношение к субъектам образовательного процесса. (Субъектами мы называем активных участников образовательного процесса, своими изменениями влияющих на состояние образовательного пространства). Эти субъекты: учитель, ребенок и среда между ними.

Учитель рассматривается как:

-                   сложная система, т.е. многообразная и целостная личность;

-                   открытая система, т.е. способная к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями);

-                   нелинейная система, обладающая неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, способная к новациям, творчеству. В этом и заключается активность данного субъекта.

Ученик рассматривается как:

-                   сложная система, т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.;

-                   открытая система, т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространстве, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом;

-                   нелинейная система, т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом и заключается активность данного субъекта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003. - №2

2.                Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.

3.                Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4.                Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

5.                Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.

6.                Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г.

7.                Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс]. #"_Toc137278958">ПРИЛОЖЕНИЯ

Изготовление «Котенка»


 


 


[1] Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г. — С.68—69.

[2] Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.-С.708.

[3] Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.22-23.

[4] Харитонова В.А., Меньшиков И.В., Санникова О.В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. – Москва – Ижевск, 2001

[5] Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.

[6] Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс]. #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000

[8] Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003. - №2


Страницы: 1, 2, 3