Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования
-
высокоразвитые умения
педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно
оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег,
взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
-
наличие координационного Совета по
вопросам интеграции в УДО детей;
-
стимулирование процессов
интеграции в учреждении;
-
создание системы управления
внутренней интеграцией;
-
контроль и мониторинг результатов
интеграции.
Аналитико-рефлексивный
компонент интеграции в условиях учреждения дополнительного образования
составляют умения определять результаты интегративной деятельности,
осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической
деятельности.
Аналитико-рефлексивный
компонент модели «внутренней интеграции» составляют умения педагогических
работников в области педагогического анализа процессов интеграции:
-
умения анализировать и обобщать
результаты интеграции внутри УДО детей;
-
осуществление самоанализа
процессов интеграции и рефлексию собственных действий на основе интеграции в
УДО;
-
мониторинговые умения по вопросам
интеграции в УДО детей[4].
Образовательный
блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение
предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой
деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой
ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и
создавать[5].
Многоступенчатая
система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней.
1
ступень обучения /элементарное образование/ - это занятия изобразительного
искусства как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования
потребности к творческому самовыражению, перерастающие в новую дисциплину –
«История изобразительного искусства», которая является не просто уроком
изучения биографий отдельных художников, это уроки красоты, мудрости, уроки
изучения истории развития человечества, изучение его философии посредством знакомства
с творчеством художников и формированием особого понимания творчества как
одного из основных двигателей развития цивилизации.
2 ступень
обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с
открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени
обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.
3
ступень обучения – это элитарное обучение – творческая мастерская как
творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования
личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий
возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах. Обучение
изобразительной деятельности – это длительный единый и неделимый процесс на
всех этапах обучения.
Первая
ступень обучения является основным творческим фундаментом для дальнейшего
обучения. Уроки изобразительного искусства сочетают в себе гармоничную связь
«школы» и «творчества». Где под понятием «школа» подразумевается приобретение
основополагающих знаний, умений и навыков в технике рисунка, живописи и
декоративно-прикладного искусства. Понятие «творчество» несет в себе развитие
творческого поиска учащихся, потребность к самовыражению, а так же развитие
абстрагированного мышления. Программа предусматривает знакомство с картинами
художников в начальной школе, с последующим изучением теории изобразительного
искусства в старшем возрасте.Раздел «Тематическое рисование» наряду с
непосредственными задачами обучения изобразительной деятельности (т.е.
овладения определенными навыками в области композиции, рисунка, живописи) имеет
системный потенциал развития потребности у учащихся в высказывании своего
мнения по тем или иным вопросам, возникающим в процессе познавания окружающего мира,
с помощью формирования и развития образного языка изобразительного искусства на
уроках данного цикла. Открывается ресурс большого воспитательного воздействия -
на процесс формирования нравственности учащихся.
«Нестандартная
тематика», применяемая на занятиях, позволяет вывести учащихся на необходимый
эмоциональный уровень, позволяющий уже неравнодушно, небезразлично относиться к
заданию. На уроках тематического рисования, как правило, не дается готовой
заготовки темы, например, «Как я провел летние каникулы», а та же тема подается
в необычном ракурсе: «Как-то однажды летней ночью…», без окончательной
формулировки, и оставляя право ему самому поставить точку в задании, сугубо
индивидуальную, тем самым вызывая естественный интерес учащегося к работе, чем
уже сама по себе работа становится для него небезразличной, а отсюда следует и
результат[6].
Развитие
системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного
концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего
блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого
объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития,
основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии
работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на
несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов
школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного
образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.
Образовательные
программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях
общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать
недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства.
Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских
программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые
больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной
образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной
творческой работы с учителями-предметниками[7].
Развитие
системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным,
если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и
потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в
конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и
действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка
дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда
принципов:
-
ориентация на широкое гуманитарное
содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие
ценности;
-
формирование у школьников
целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
-
обращение к тем проблемам, темам,
образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того
или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
-
развитие познавательной,
социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
-
обязательная опора на содержание
основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
-
реализация единства
образовательного процесса.
Дополнительные
образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни
сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной
группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа,
т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных
педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью
использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать
социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям
конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных
групп обучающихся, их родителей, педагогов[8].
Рассмотрим,
насколько эти положения реализуются в студии «Вдохновение», образованной на
базе Дома Культуры.
Цель деятельности: развитие и исследование материально-художественного творчества детей.
Задачи
деятельности:
-
Подготовка детской аудитории к
встрече с экспозицией художественного музея.
-
Приобщение детей к
изобразительному искусству и культуре.
-
Формирование и развитие творческих
начал личности через общение в музейной среде и материально-художественную
деятельность.
-
Разработка и реализация
выставочных проектов студии.
-
Коллекционирование детского
изобразительного творчества.
-
Комплексное изучение детского
художественного творчества (педагогика искусства, психология).
Программа
«Творчество» направлена на развитие творческих способностей детей.
Основные
задачи:
-
Дополнить и обогатить
гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.
-
Выявить способных детей и создать
условия для их самореализации.
Программа
«Мастерство» построена на парадигме самореализации личности через участие
ребенка в постоянной группе или временном творческом объединении,
сформированных по интересам.
Основные
задачи:
-
Воспитывать уважительное отношение
к педагогическому труду и профессиональному мастерству.
-
Предоставить ребенку свободу
выбора деятельности.
-
Способствовать развитию личностных
качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни профильного отряда или
творческого объединения.
-
Создать адекватные педагогические
условия успешной социализации растущей личности.
-
Оказывать позитивное влияние на
развитие личности через субъект-субъектные отношения.
О
необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной
личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема
самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых
востребованных в педагогической науке и практике.
Психолого-педагогический
смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как
сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в
проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на
занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то
ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В
таком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценный
индивидуальный опыт самоопределения.
Кто-то
может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на уроках
(занятиях) искусством или в учебной деятельности вообще? может быть, для него
возможность позиционно определить себя связана с другими сферами
жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным
поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может
формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение
педагога-воспитателя - добиться того, чтобы в качестве возможного пространства
для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы
деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески
ориентированная деятельность.
Один из
эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика
показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием
"общения" с искусством могут не являться для ребенка жизненно
необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом -
механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают
ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации.
Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с
искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры
самоопределения в целом.
Проблемные
ситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческого
развития личности. В опыте творческого самоопределения
интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно
взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения
может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В
личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка
является неким "фондом развития", обеспечивающим процесс взросления.
Важнейшими
условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения
себя" как "творца" идеи, замысла, проекта служат следующие
содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере
должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе
обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность
взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по
логике "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение"; учебные
занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической
форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами
организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются
элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о
художественной образности должно складываться на основе комплексного
воздействия разных видов искусства.
Общеизвестно,
что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством,
развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют
творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что
"мозаика" освоенного ребенком культурно-художественного материала и
"калейдоскоп" проявлений своего уникального творческого "Я"
у детей будут разными. Не может быть двух учеников, одинаковых по характеру и
результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и
то же музыкальное произведение.
В таком
случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и
своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за
творческим развитием своих учеников, учитель, как "творец" подобных
ситуаций, сам рождается как педагог-художник. Диапазон вариантов и решений
проблемных ситуаций здесь безграничен. В качестве примеров можно привести
следующие методические модели проблемно-творческих ситуаций, извлеченные из
опыта практической работы с детьми.
Страницы: 1, 2, 3
|