Методические приемы правового обучения
4. написание синквейна. В переводе с французского слово
"синквейн" означает "стихотворение, состоящее из пяти строк",
которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учеников
в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать
по какому-либо поводу. Это форма творчесва, но по определенным правилам: первая
строчка - это одно слово или тема синквейна. Обычно, это существительное, например:
право, налоги, договор. Вторая строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая
- фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это может
быть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме,
которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Тема
синквейна должна быть по возможности эмоциональной (приложение5).
При знакомстве учащихся с синквейном сначала необходимо объяснить
им как они пишутся, дать несколько примеров. Только после этого можно предложить
им самостоятельно написать синквейн.
Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельные
этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае
характерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которыми
обучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести прием
визуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия,
осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнение
маркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др.
На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений,
составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимо
соблюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями,
предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. но предложить завершить
ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по
Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения
учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное
обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее
распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся
сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.
Методический прием "учимся вместе"[17].
Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения
учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень
понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема
открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним
предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить
вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко
осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.
Роль учителя заключается в следующем:
1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь
возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный
из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был
проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть
обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или
хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию
- он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.
2. следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить
текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника
такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то
какие-то из них объединяются в один.
3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать
с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть
текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в
зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных
примерах. Схематично это представлено в приложении 6.
4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в
группах, следить за регламентом.
5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое
им предстоит выполнять по ходу урока.
6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были
большие листы бумаги и фломастеры.
Методический прием "Зигзаг"[18].
Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника
и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда
возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли
объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее
эффективен при работе с информативным текстом.
Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или
7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно
быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей
текста. Назовем эти группы "ученики".
Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то
проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей".
Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все
первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем
эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя",
в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями
текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению
учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников"
и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст
(про себя), необходимо сделать следующее:
1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию,
сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.
2. предложить наилучший способ объяснения.
3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу
объяснения.
Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят
лист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7.
После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя"
следует:
обсудить прочитанное;
договориться о том, что именно они будут объяснять;
договориться о том, каким способом они будут излагать материал.
Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том,
чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это
позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные,
аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того
или иного природного типа.
После этого участники групп "учителя" возвращаются
в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название
"зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер,
затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы
на возможные вопросы.
В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия.
В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать
короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики".
Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому
что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…"
и другие на усмотрение учителя.
Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся
вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической
речи учеников, но пока в микрогруппе.
Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на
уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное
обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения.
Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе"
(или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют
направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной
информации.
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен.
Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель
ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую
деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение
уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам правового
образования.
Под методическим приемом понимают частное средство, с помощью
которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания
правовой действительности и приобретения навыков в области права, т.е. по отношению
к методу методический прием выступает как его составная часть.
Методические приемы составляют структуру метода, представляя
собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя
тот или иной метод обучения праву.
Существует большое многообразие методических приемов, используемых
на уроках права. Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение,
характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстом
и т.д.), так и становящиеся в последнее время популярными интерактивные приемы.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию
и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению
общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование
как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общения
учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств
и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные
решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивного
обучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемы
целесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадия
осмысления, рефлексия).
Среди видов методических приемов наиболее распространенными и
применяемыми учителем на уроках права (как традиционных, так и интерактивных) является
работа с учебником и правовыми документами.
Для методики работы с различными типами документов в рамках традиционного
урока удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющие
объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные
типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные,
и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи,
личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Характер
документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные
цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или
иной документ.
Разница между приемами традиционного и интерактивного обучения
в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы.
Среди таких наиболее ярким примером интерактивного урока без привлечения каких-либо
дополнительных средств кроме учебника является методический прием "учимся сообща".
Он хорош тем, что у ребят остаются действительно те вопросы, которые им непонятны,
а не те, которые непонятны по мнению учителя, ведь зачастую эти мнения не совпадают.
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации
существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать
вывод о необходимости оптимального сочетания их на практике. Практика показывает,
что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности
правового обучения. При выборе методических приемов правового обучения необходимо
соблюдать определенные требования (эффективность контроля за работой учеников, уровень
обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в
зависимости от времени суток и т.д.), особенности обучающего процесса, а так же
учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя
методические приемы правового обучения.
Методические приемы дают преподавателю возможность использовать
не весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь его
составные части для работы над каким-либо отдельным вопросом.
1) Барихан А.Б. Большой энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир,
2000. - с.715
2) Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.
- М.: Владос, 2000. - с.262
3) Вагин А. А, Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания
истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1959. - с.216
4) Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе.
/ под ред.С.И. Володиной. - М.: Новый учебник, 2002. - с. 192
5) Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе.
- М.: Просвещение, 1985. - с.305
6) Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории,
обществознания и права". // Право в школе, №1, 2006, с.22-28
7) Ивонина А.И. "Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании".
// Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
8) Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с.472
9) Коротаева Е. Хочу, могу, умею! - М.: Владос, 1997. - с.120
10) Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974. - с.345
11) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя,
А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. - с.518
12) Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник,
2002. - с.487
13) Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003.
- с.499
14) Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2000. - с.234
15) Певцова Е.А. "Правовое обучение - основа правового воспитания"
// Учитель, 2004, №1, с.45-47.
16) Скаткин М.Н. "Учение - творческий путь детей". // Советская
педагогика, №6, 1949. - с.54
17) Саранцев Г.И. "Методы обучения как категория методики преподавания"
// Педагогика, №1, 1998. - с.34
18) Теоретические и методические основы преподавания права в школе:
курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002. - с.225
19) Трифонов В. В Учебный процесс и его методическое обеспечение. -
М.: новая школа, 1991. - с.263
20) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М: Владос.
2004. - с.239
21) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории. - М: Владос. 2000.
- с.215
22) Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы.
- М.: новый учебник, 2003. - с.64
23) Правовое образование: организация внеурочной деятельности (региональный
опыт): Сб. материалов. - М.: новый учебник, (организация правового образования),
2003. - с.137
Приложения
Приложение 1
Наиболее распространенные методические приемы и средства
Методические приемы воздействия на учащихся
|
Средства воздействия на учащихся
|
-личный показ
иллюстрация фактов
показ положительных примеров
|
-слово педагога
словесные факты
словесные и наглядные примеры лучших студентов, курсантов, слушателей
|
Анализ допущенных ошибок и недостатков
|
Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц
|
Демонстрация перспектив
|
Примеры должностного и личностного роста специалистов
|
Аппеляция к авторитетам
|
Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т.д.
|
Анализ документов, нормативных актов, справок и т.д.
|
Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные акты
|
Осуждение негативных явлений
|
Ошибки, допускаемые в учебе и работе
|
Решение проблемных ситуаций
|
Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач,
ситуаций, вводных занятий
|
Разбор практических действий специалистов и обучающихся
|
Реальные ситуации из практики действий юридических работников и обучающихся
|
Использование наглядных пособий, информационных технических средств
|
-схемы, таблицы, плакаты, графики и т.д.
средства наглядности, в том числе и информационные, технические
альбомы фотографий, портретов
|
Использование видео - и электронно-вычислительной техники
|
-промышленные видеокольцовки, видеоклипы
видеопособия, подготовленные кафедрой: схемы, графики на компьютерах
и мониторах и другое
|
Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание
поучительной обстановки на занятиях
|
-таблицы, графики
фрагменты из кинофильмов
образцы техники и оружия
учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные
материалы и другое
|
Использование оборудования специальных классов, кабинетов, лабораторий
|
Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки, тренажеры и т.д.
|
Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне
их
|
-примеры хорошего поведения
факт допущенных ошибок
|
Отработка практических действий на технике, в тире и на полигоне
|
-тренажеры, учебные образцы техники и оружия, выполнение учебных задач
на боевой технике
регулярные тренировки в стрельбе
|
Приложение 2
Виды умений учащихся
Учебно-организационные
|
речевые
|
Учебно-информационные
|
Учебно-интеллектуальные
|
Умение планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать
самооценку
|
Умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопросы,
рецензировать
|
Умение работать с книгой, словарем, библиографией
|
Умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию,
решать задачи, обобщать и делать выводы, умение самоконтроля
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Соотношение специальных
умений и формирующих их методических приемов
№
|
Специальные умения, которые необходимо развить
|
Возможные методические приемы
|
1
|
Научить читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться
в основных юридических источниках
|
Во время урока необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые
акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую
литературу. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать
учащимся пользоваться справочной литературой
|
2
|
Стимулировать чтение юридической литературы
|
Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические
выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать
выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задание
каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического
содержания.
|
3
|
Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической;
видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы
|
Дать задание написать рецензию на “правовой" спектакль, кинофильм,
книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным
в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные
упражнения, содержащие вопрос: “какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?
”
|
4
|
Научить ориентироваться в отраслях российского права
|
Можно предложить учащимся решить “правовой" кроссворд; написать
“правовой" диктант; определить отрасль права по специально подготовленному
для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права
регулируются события, описываемые в книге.
|
5
|
Выработать у учащихся привычку постоянно обращаться к юридической
литературе, юридическим источникам
|
При решении задач постоянно использовать задание: “объясните, на основании
каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение”.
|
6
|
Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве
и применять знание норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический
смысл
|
Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе
нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические
занятия по решению учебных юридических задач.
|
Приложение 4
Маркировочная таблица ЗУХ
З (знал)
|
У (узнал новое)
|
Х (хочу узнать)
|
|
|
|
Приложение 5
Гафическое представление синквейна
_________
__________ _________
___________ __________ ___________
_________________________________________
__________
Примеры синквейна
Контроль
Жесткий, требовательный
Сковывает, изматывает, изнуряет
Несовместим со свободной деятельностью
Ужас!
Налоги
Большие и непосильные
Их скрывают, платят и плачут
Никуда от них не спрятаться, не скрыться,
А жалко!
Приложение 6
Схема работы учащихся
при использовании методического приема "учимся сообща"
Части задания
|
1 часть текста
|
2 часть текста
|
3 часть текста
|
Задание А
|
Группа 1
|
Группа 3
|
Группа 5
|
Задание В
|
Группа 2
|
Группа 4
|
Группа 6
|
Приложение 7
Таблица для заполнения
учащимися при использовании методического приема "зигзаг"
Информация, сведения, которые нужно сообщить
|
Способ передачи информации
|
Ожидаемые вопросы
|
Основные идеи или факты, термины, понятия
|
Кластер, тезисы, простой план, развернутый план, логическая цепочка
понятий, схема, таблица
|
|
[1]
См.: Скаткин М.Н. «Учение – творческий путь детей». // Советская педагогика,
№6, 1949. – с.54
[2]
См.: Юридическая педагогика: учебник для вузов /под ред. В.Я. Кикотя, А.М.
Столяренко. - М: Юнити, 2004. -с. 273
[3]
См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник,
2002. - с.102
[4]
См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.85
[5]
См.: Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. – М.:
Просвещение, 1985. – с.95
[6]
См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.95
[7]
См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000.
– с.56
[8]
См.: Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.:
Владос, 2000. – с.43
[9]
См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Просвещение, 1974. – с. 45
[10]
См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник,
2002. - с.114
[11]
См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.104
[12]
См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000.
– с.48
[13]
См.: Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания
и права». // Право в школе, №1, 2006, с. 22-28
[14]
См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под
ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.156
[15]
См.: Саранцев Г.И. «Методы обучения как категория методики преподавания» //
Педагогика, №1, 1998. – с.34
[16]
См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под
ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.161
[17]
См.: Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая
школа, 1991. – с.213
[18]
См.: Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». //
Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|