бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические приемы правового обучения бесплатно рефераты

1.                 Логическое осмысление правового явления. Здесь учитель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст.14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно.

2.                 Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера - составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.

3.                 Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учителю необходимо обратить внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию "преступление", учитель обращает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).

4.                 Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия "право" школьники обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социалогическую, психологическую или естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и проч.

5.                 Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч.

6.                 Особенное значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запоминать три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей[11].

В процессе правового обучения ученики постоянно сталкиваются с правовыми понятиями. Специалисты считают, что в систему приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления. Это: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания[12].

Анализ - это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого.

При изучении теоретических вопросов используют сравнение. Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях.

Для того, чтобы разобраться в сущности правового понятия, явления, в методике используют прием доказательства.

Школьники должны приучаться выделять главное и второстепенное (дополнительное) по теме, грамотно и четко формулировать названия выделяемых абзацев. В практике встречаются сложности в редактурном оформлении заголовков плана.

Таким образом, существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках. Очень редко учитель использует на уроке только один прием, обычно он сочетает различные методические приемы обучения (причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами). Они включают в себя следующие наиболее распространенные виды приемов правового обучения: приемы устного изложения теоретического материала (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание); приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом); приемы формирования учебных умений; приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта); письменно-графические приемы (составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новых слов, выполнение рисунков); приемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания). При выборе того или иного вида методического приема необходимо иметь в виду особенности обучающего процесса. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения.

методический прием обучение право


1.3 Работа с документами на уроках права


Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановиться на некоторых новых подходах работы с документами.

В целом работа с документами предполагает достижение таких целей, как:

умение собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации;

умение анализировать различные источники, делать объективные и взвешенные выводы;

умение определять предвзятое мнение, предрассудки;

умение выносить собственное суждение.

Как видно, данные цели являются общепедагогическими, но работа с источниками, с документами - это одно из действенных средств их достижения. Подобный вид учебной деятельности стал возможен благодаря тому, что в стране создаются условия для свободы слова, а это в свою очередь, позволяет использовать различные по идеологической направленности документы, недоступные ранее. Необходимо отметить, что научение внимательному прочтению, анализу первоисточников, умению делать на их основании самостоятельные выводы является необходимой задачей формирования гражданского сознания, в частности умения, работать с информацией, подходить к ней критически, не рассматривать любой документ как истину в последней инстанции. Кроме того, множественность документов, их идеологическое, политическое разнообразие, различие авторских подходов к оценке явлений действительности позволяет учителю осуществить (или, по крайней мере, обозначить) задачу становления личности, освобожденной от догм, личности, способной выработать свое собственное мнение и отстаивать его, а так же научить работать с любой информацией, которая по тем или иным причинам в данный момент представляет интерес для конкретного человека.

Поэтому необходимо знать, что же можно рассматривать в обучении как документ. К документам в дидактике относятся:

правовые документы, как исторические, так и современные. Это сборники законов или отдельные законы, Конституции, международные правовые документы, например, Всеобщая декларация прав человека, международные договоры и др.

литература (мемуары, воспоминания)

газетные статьи, которые могут быть различными по характеру: аналитические (анализ экономики, политики, права, культуры и т.д.), статьи мемуарного характера, выступления политических и государственных деятелей по тем или иным вопросам, доклады и т.д.

свидетельства, которые могут носить документальный характер и личностный, оценочный характер.

литературные произведения.

статистические данные.

Включение документального материала в урочную и внеурочную познавательную деятельность учащимся позволяет решить ряд общедидактических задач: активизирует восприятие, мышление, эмоциональную деятельность. Документы, включенные в учебную деятельность школьников, часто производят на них большое впечатление, позволяют почувствовать "пульс" времени, его колорит, при этом документальная информация обычно хорошо запоминается и потому часто выступает в качестве опоры при изучении материала в целом.

Остановимся подробнее на методике работы с различными типами документов. Для этого удобнее будет классифицировать документы по характеру содержания источников. В этом случае они будут подразделены на документы: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Естественно, что характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.

Целями использования документов, носящих объективный характер являются следующие:

1. воспитательные:

формировать у школьников чувство осознания себя гражданином России.

формировать понимание школьниками сущности государственной власти, как власти, осуществляемой в интересах человека и подотчетной ему.

2. образовательные:

формировать умение документальной критики (знание принципов анализа, документов объективного характера и умение использовать это знание при работе с документом)

формировать умение доказательной и деликатной речи - оценки документа

ввести в словарный запас школьников такие понятия, как: "несоответствие", "противоречие", "культура" и др. Научить школьников употреблять данные понятия в качестве рабочего орудия при высказывании своих суждений.

Возможность формирования чувств сопричастности всем процессам, происходящим в стране, чувства важности своего участия в законодательной деятельности будет повышаться при условии, если при работе над документами в классе будет царить обстановка доброжелательности, учитель сможет задать верный тон, в котором будут отсутствовать элементы язвительности, злорадства, тон, по возможности, семейной обстановки: мы обсуждаем проблемы нашего дома.

Внутренняя критика документа начинается с проверки:

соответствия документа потребностям времени, под которыми понимается общественный запрос;

возможности реализации означенного закона.

Для разрешения сомнения осуществляется поиск противоречий внутри самого анализируемого источника. Однако необходимо иметь в виду некоторые особенности различных правовых документов, например Конституции. Внутренняя критика данного документа должна состоять из двух этапов:

анализа самой Конституции, который не должен проводиться очень долго, поскольку данный документ - это определенные рамки для разработки других законодательных кодексов (уголовного, гражданского, административного и т.д.);

учет особенностей означенного документа позволяет рассматривать внутреннюю критику не собственно Конституции, а отдельной отрасли российского законодательства на предмет соответствия конкретных положений Конституции правовым документам, разработанным на ее основе. Иными словами, внутренняя критика здесь проводится не по одному документу, а по двум: анализируется определенный раздел основного закона и статьи, например ГК.

Внешняя критика должна предусматривать сопоставление:

одного законодательного документа с другим, например гражданского права с уголовным или административного права с уголовным;

с международными правовыми актами;

с законодательствами других стран.

Работа с документом, проведенная подобным образом, позволит обнаружить плюсы и минусы государственного законодательства.

Заключительный этап критики документов - выход - должен включать в себя поиск причин, обусловивших плюсы и минусы анализируемого документа, при этом учителем обязательно должны быть задействованы широкие межпредметные связи (история, литература, география), а также связи межкурсовые (история Отечества и всемирная история, экономическая и физическая география).

Целями использования документов, носящих субъективный характер являются следующие:

1. Воспитательные:

формирование уважительного отношения к любому мнению;

формирование понимания того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения;

формирование умения деликатно высказывать свои суждения.

2. Образовательные:

формирование понимания неоднозначности исторического времени;

формирование понимания факта субъективности в оценке людьми исторических событий.

Анализ документов данного типа также начинается с внутренней критики документа:

проверке правильности сделанных в нем выводов и оценок (выявлении противоречий в описании автором событий и в оценочных суждениях);

анализ нравственной и политической позиции автора документа, его социального положения, а также времени написания документа (во время указанного события или postfactum).

Внешняя критика документов означенного типа будет предусматривать:

сопоставление со свидетельствами других лиц по этому вопросу;

сопоставление с официальными сообщениями;

сопоставление с законодательными актами того периода - в истории страны, к которому относятся данные свидетельства.

Произведения художественной литературы как тип источников стоит несколько особняком, поскольку следует учитывать, что не все в художественных произведениях может быть использовано в качестве документа. В то же время как документальное свидетельство можно рассматривать:

монологические отступления автора;

как правило - все поэтические произведения, поскольку на примере оценок автора можно определить по крайней хотя бы одну точку зрения, имеющую место в данное время и в данной стране;

проблему, поднятую в произведении;

описание быта;

нравственные политические позиции героев произведения как показатель общественных настроений, присутствовавших в данное время.

Таким образом, среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права является работа с различными типами правовых документов. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ. Для методики работы с различными типами документов удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Работа с документами, основанная на рассматриваемых подходах к их анализу позволяет:

научить оценивать любое свидетельство по возможности объективно;

научить осторожно обращаться с документальным материалом, не спешить с выводами и оценками на основании только одного суждения, опираясь только на один источник.


2. Интерактивные методические приемы правового обучения

2.1 Понятие интерактивного обучения и приемов


Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя:

переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенных ситуаций)

осмысление полученного опыта

обобщение (рефлексия)

применение на практике

Продемонстрировать полный цикл интерактивного обучения легче всего на конкретном примере: упражнение “живая линия”. Участникам предлагают выстроиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы. Темой для обсуждения может стать например тема целесообразности введения суда присяжных в нашей стране. Тогда на левом ”полюсе" - сторонники введения суда присяжных, на правом - противники, в центре - сомневающиеся. Двое участников выбираются “наблюдателями”. В их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.

Представителям различных точек зрения предложено по очереди (не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальным участникам - менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (сделать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Задания “обязательно переместиться ” нет, но оговаривается необходимость искреннего и полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение. Первыми выступают “наблюдатели”, которые подробно описывают увиденное со стороны. Часто они отмечают, как трудно им было сохранить позицию, как хочется “вступить в бой”. Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным. Люди испытывают: “чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции”, “страх показаться легкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому ”, “раздражение, что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы ”. Некоторые участники отмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься.

Страницы: 1, 2, 3, 4