бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе бесплатно рефераты

Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь важны меры, отмечает Васильева А.И. (9) , по управлению саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием воспитателей и специалистов, по созданию условий для формирования индивидуальных педагогических (методических, воспитательных, дидактических) систем.

Управлять методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, отмечает Белая К.Ю. (3) , – значит научиться так, строить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание (рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих потребностей и задатков.

Эффективность управления, по ее мнению, зависит от двух групп факторов – структурных и активизирующих. Управление структурными факторами означает, прежде всего, управление делами, а управление активизирующими факторами – управление людьми.

Для успешного владения активизирующими факторами руководителю следует изучить личность в деятельности.

Существуют два подхода к описанию и пониманию личности.

При сущностном подходе, в работах Федоровой Н.В. (36), личность рассматривается как:

-         психофизиологическое единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и социальные характеристики;

-         система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный контекст;

-         множество черт, относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б. Кэттелла;

-         определенный тип человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, К. Бриггс, Майерс-Бриггс;

-         система конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;

-         система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний;

-         совокупность подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна.

При деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как:

-            качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения;

-            субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

-             «сознательный индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения.

Таким образом, личность - это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека.

Личность - это многоуровневая система, отмечает Крымов А.А. (15), объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность - система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 1.

На основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур (по мере убывания социальной составляющей).

Также в личности есть две общие интегративные подструктуры, которые выделяет Комиссарова Т.А. (16), в отличие от иерархических подструктур, они пронизывают все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает определенный аспект проявления этих качеств:


Рис. 1 - Структура личности


-         в различных видах деятельности, тогда речь идет о характере личности,

-         в каком-то конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности.

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых черт, отмечает Дубейковская А.А. (8), психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.

Черты характера - устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно рассматриваются попарно, через свои противоположности.

Чтобы изменить характер, нужно внешнее воспитательное воздействие.

В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой группе относят черты, определяющие отношения к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Среди них:

-       отношение к другим людям (например, индивидуализм - коллективизм, жестокость - доброта, гуманность - антигуманность, правдивость - лживость, эгоизм - альтруизм, доверчивость - недоверчивость, сочувствие - безразличие, щедрость - скупость, общительность - замкнутость, тактичность - грубость и др.);

-       отношение к самому себе (например, требовательность к себе, самооценка и уровень притязаний, самокритичность - самоуверенность, скромность - самовлюбленность, гордость - приниженность, самоуничижение и др.);

-       отношение к труду, деятельности (трудолюбие - леность, аккуратность - неряшливость, инициативность - пассивность, усидчивость - нетерпеливость, ответственность - безответственность, добросовестность - недобросовестность, организованность - несобранность и др.).

Вторую группу составляют интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Сочетание названных сторон и качеств, уровень их развития обусловливают тот или иной уровень развития характера. Чем выше ступень развития характера, тем он сильнее.

Человек с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью соответствуют его взглядам. Человек со слабым характером (конформист) не имеет твердых, устоявшихся собственных мнений. Его поведение полностью зависит от среды, сложившихся в данный момент обстоятельств, ситуации. Сила характера - в цельности, единстве соединяющих его компонентов.

По отношению к уровню нормы, рассматривает Федорова Н.В. (36), характер может быть:

-       нормальным, сбалансированным, т.е. отвечающим адекватными реакциями на различные стимулы;

-       акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, неуправляемость и др.);

-       психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Например, немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера.

Способности - совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Способности человека, Федорова Н. В.(36) делит на общие и специальные, которые в свою очередь делятся на элементарные и сложные (рис. 2).


Рис. 2 - Классификация способностей


Элементарные общие способности - это свойства, присущие всем людям, хотя и в разной степени их проявления. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемоническое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком.

Элементарные специальные способности - это свойства, присущие не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов (восприятия, мышления и др.). Их можно развить в процессе обучения.

Сложные общие способности - это свойства, присущие в той или иной степени всем людям. К ним относятся способности к определенной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Сложные специальные способности - это свойства, присущие уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. К ним относятся способности к определенному виду профессиональной деятельности. Эти способности обычно называют профессиональными.

Существует множество классификаций профессиональных способностей, одна из них, систематизация по психофизиологическим параметрам, предложена Е.А. Климовым (16):

1)       биономические способности (система «человек - природа»);

2)       технономические способности (система «человек - техника»), предполагающие конструирование и обслуживание различного рода технических устройств;

3)       социономические способности (система «человек - человек»), связанные с необходимостью постоянно вступать в межличностные контакты и осуществлять организаторскую деятельность;

4)       сигнономические способности (система «человек - знаковая система»);

5)       артономические способности (система «человек - художественный образ»).

Большинство людей обладает комплексными способностями, и задача менеджеров по персоналу - найти тот участок работы, где эти способности могут быть реализованы максимально полно.

Элементы подструктур личности влияют на поведение работника в организации.

Нулевая подструктура - реализованность личности, объединяет статусные качества личности, характеризующие то положение, которое она занимает в организации и в обществе, такие как чувство собственного достоинства, карьера, семейное положение, заработная плата.

Статусные качества личности влияют на удовлетворенность трудом, текучесть, абсентеизм. Например, исследования показывают, что работники, состоящие в браке, меньше пропускают работу, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом, чем их холостые коллеги. Брак налагает повышенные обязанности на человека, поэтому для него очень важно иметь стабильную и устойчивую работу.

Среди статусных элементов можно назвать и заработную плату работника, определяющую общественную оценку труда, потому что заработок не имеет степени насыщения, легко поддается количественной оценке, и работник пользуется им для оценки рабочего места, себя на этом рабочем месте и вообще своего положения в организации, а следовательно, заработок напрямую связан с мотивацией и удовлетворенностью трудом.

Чувство собственного достоинства как элемент личности формируется из взаимосвязанных составляющих:

1) осознания собственной компетентности в выполняемой работе;

2) представления о справедливости оценки труда;

3) представления человека о статусе организации, в которой он трудится, престижности ее с точки зрения перспектив развития;

4) представления о статусе конкретного подразделения;

5) перспектив личного продвижения в должностной или профессиональной иерархии;

6) представления о важности того положения (формального и неформального), которое работник занимает в своей организации.

При низком чувстве собственного достоинства человек стремится компенсировать его неинституциональным поведением.

Первая подструктура - направленность личности - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека. Входящие в эту подструктуру элементы (черты) личности в подавляющем большинстве не имеют врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает ценностные ориентиры, установки, влечения, желания, интересы, склонности. Эта подструктура изменяется путем воспитания.

Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе организационное поведение, утверждает Федорова Н.В. (36). Ценности личности можно разделить на абсолютные (устремления личности) и операционные (способ достижения целей) (табл.).

Каждая личность устанавливает свою иерархию ценностей.

Ценности личности


Абсолютные ценности

Операционные ценности

Комфортная жизнь

Амбициозность

Интересная жизнь

Широта мышления

Ощущение достижения

Развитие способностей

Мир во всем мире

Легкий нрав

Стремление к красоте

Любовь к чистоте

Равенство

Мужество

Безопасность семьи

Склонность к поощрению

Свобода

Стремление прийти на помощь

Счастье

Честность

Внутренняя гармония

Воображение

Любовь

Независимость

Уверенность в завтрашнем дне

Интеллект

Удовольствие

Логичность мышления

Спасение души

Способность любить

Самоуважение

Покорность

Социальное признание

Вежливость

Настоящая дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль


Установка - постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо объекту. Установки могут быть охарактеризованы с трех позиций:

1) они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить;

2) установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных;

3) установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства или иметь некоторые убеждения.

Установки состоят из трех основных компонентов:

а) эмоционального - включает чувства личности, или аффект - положительный, нейтральный или отрицательный - относительно объекта;

б) информационного - включает убеждения или информацию, которые имеет человек относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной;

в) поведенческого - определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.

Из трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только поведенческий.

Установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте, помогают людям адаптироваться к рабочему окружению.

В области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей и чаще всего исследуемой установкой, ее можно определить как позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4