Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе
Новые подходы к
управлению методической работой связаны с требованиями предлагаемыми педагогам
новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь
важны меры, отмечает Васильева А.И. (9) , по управлению саморазвитием,
самообразованием и самовоспитанием воспитателей и специалистов, по созданию
условий для формирования индивидуальных педагогических (методических,
воспитательных, дидактических) систем.
Управлять методической
работой в условиях личностно – ориентированного подхода, отмечает Белая К.Ю. (3)
, – значит научиться так, строить методический процесс, чтобы в каждой его
ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей,
понимание (рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих
потребностей и задатков.
Эффективность управления,
по ее мнению, зависит от двух групп факторов – структурных и активизирующих. Управление
структурными факторами означает, прежде всего, управление делами, а управление
активизирующими факторами – управление людьми.
Для успешного владения
активизирующими факторами руководителю следует изучить личность в деятельности.
Существуют
два подхода к описанию и пониманию личности.
При
сущностном подходе, в работах Федоровой Н.В. (36), личность рассматривается
как:
-
психофизиологическое
единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и
социальные характеристики;
-
система поведения
индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный
контекст;
-
множество черт,
относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в
его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее
известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б.
Кэттелла;
-
определенный тип
человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в
психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К.
Юнга, К. Бриггс, Майерс-Бриггс;
-
система
конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой
работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия,
отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная
интерпретация;
-
система
личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и
внутренних переживаний;
-
совокупность
подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть
теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э.
Берна.
При
деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность
рассматривается как:
-
качества
человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной
деятельности и общения;
-
субъект
социальных отношений и сознательной деятельности;
-
«сознательный
индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции
поведения.
Таким
образом, личность - это индивид, который приобретает системные качества во
взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах:
общении, познании и совместной деятельности.
Всякий
человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования
способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На
процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы,
социальная среда и воспитание, собственная активность человека.
Личность
- это многоуровневая система, отмечает Крымов А.А. (15), объединяющая
психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность
- система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь
между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и
субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на
разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 1.
На
основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах
личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур
(по мере убывания социальной составляющей).
Также
в личности есть две общие интегративные подструктуры, которые выделяет
Комиссарова Т.А. (16), в отличие от иерархических подструктур, они пронизывают
все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого
выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает
определенный аспект проявления этих качеств:
Рис.
1 - Структура личности
-
в различных видах
деятельности, тогда речь идет о характере личности,
-
в каком-то
конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному
виду деятельности.
Характер
- это индивидуальное сочетание устойчивых черт, отмечает Дубейковская А.А. (8),
психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного
человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах
и определяющих отношение личности к окружающей действительности.
Черты
характера - устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях
особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно
рассматриваются попарно, через свои противоположности.
Чтобы
изменить характер, нужно внешнее воспитательное воздействие.
В
структуре характера выделяют две группы черт.
К
первой группе относят черты, определяющие отношения к окружающей
действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы
осуществления этих отношений. Среди них:
-
отношение к
другим людям (например, индивидуализм - коллективизм, жестокость - доброта,
гуманность - антигуманность, правдивость - лживость, эгоизм - альтруизм,
доверчивость - недоверчивость, сочувствие - безразличие, щедрость - скупость,
общительность - замкнутость, тактичность - грубость и др.);
-
отношение к
самому себе (например, требовательность к себе, самооценка и уровень
притязаний, самокритичность - самоуверенность, скромность - самовлюбленность,
гордость - приниженность, самоуничижение и др.);
-
отношение к
труду, деятельности (трудолюбие - леность, аккуратность - неряшливость,
инициативность - пассивность, усидчивость - нетерпеливость, ответственность -
безответственность, добросовестность - недобросовестность, организованность -
несобранность и др.).
Вторую
группу составляют интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Сочетание
названных сторон и качеств, уровень их развития обусловливают тот или иной
уровень развития характера. Чем выше ступень развития характера, тем он
сильнее.
Человек
с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью соответствуют
его взглядам. Человек со слабым характером (конформист) не имеет твердых,
устоявшихся собственных мнений. Его поведение полностью зависит от среды,
сложившихся в данный момент обстоятельств, ситуации. Сила характера - в
цельности, единстве соединяющих его компонентов.
По
отношению к уровню нормы, рассматривает Федорова Н.В. (36), характер может
быть:
-
нормальным,
сбалансированным, т.е. отвечающим адекватными реакциями на различные стимулы;
-
акцентуированным,
с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность,
неуправляемость и др.);
-
психопатическим,
когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Например, немецкий
психиатр К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера
столь заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам,
что происходит своеобразный «перекос» характера.
Способности
- совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения
какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Способности
человека, Федорова Н. В.(36) делит на общие и специальные, которые в свою
очередь делятся на элементарные и сложные (рис. 2).
Рис.
2 - Классификация способностей
Элементарные
общие способности - это свойства, присущие всем людям, хотя и в разной степени
их проявления. К ним относятся основные формы психического отражения:
способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать,
принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих
способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным
успехом: сенсорное, мнемоническое, мыслительное, волевое. Оно в результате
упражнений может стать соответствующим навыком.
Элементарные
специальные способности - это свойства, присущие не всем людям, они
предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических
процессов (восприятия, мышления и др.). Их можно развить в процессе обучения.
Сложные
общие способности - это свойства, присущие в той или иной степени всем людям. К
ним относятся способности к определенной деятельности: труду, учению, игре,
общению друг с другом. Каждая из входящих в эту группу способностей
представляет собой сложную структуру свойств личности.
Сложные
специальные способности - это свойства, присущие уже не только в разной
степени, но и вообще не всем людям. К ним относятся способности к определенному
виду профессиональной деятельности. Эти способности обычно называют
профессиональными.
Существует
множество классификаций профессиональных способностей, одна из них,
систематизация по психофизиологическим параметрам, предложена Е.А. Климовым (16):
1)
биономические
способности (система «человек - природа»);
2)
технономические
способности (система «человек - техника»), предполагающие конструирование и
обслуживание различного рода технических устройств;
3)
социономические
способности (система «человек - человек»), связанные с необходимостью постоянно
вступать в межличностные контакты и осуществлять организаторскую деятельность;
4)
сигнономические
способности (система «человек - знаковая система»);
5)
артономические
способности (система «человек - художественный образ»).
Большинство
людей обладает комплексными способностями, и задача менеджеров по персоналу -
найти тот участок работы, где эти способности могут быть реализованы
максимально полно.
Элементы
подструктур личности влияют на поведение работника в организации.
Нулевая
подструктура - реализованность личности, объединяет статусные качества
личности, характеризующие то положение, которое она занимает в организации и в
обществе, такие как чувство собственного достоинства, карьера, семейное
положение, заработная плата.
Статусные
качества личности влияют на удовлетворенность трудом, текучесть, абсентеизм.
Например, исследования показывают, что работники, состоящие в браке, меньше
пропускают работу, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом, чем их
холостые коллеги. Брак налагает повышенные обязанности на человека, поэтому для
него очень важно иметь стабильную и устойчивую работу.
Среди
статусных элементов можно назвать и заработную плату работника, определяющую
общественную оценку труда, потому что заработок не имеет степени насыщения,
легко поддается количественной оценке, и работник пользуется им для оценки
рабочего места, себя на этом рабочем месте и вообще своего положения в
организации, а следовательно, заработок напрямую связан с мотивацией и
удовлетворенностью трудом.
Чувство
собственного достоинства как элемент личности формируется из взаимосвязанных
составляющих:
1)
осознания собственной компетентности в выполняемой работе;
2)
представления о справедливости оценки труда;
3)
представления человека о статусе организации, в которой он трудится,
престижности ее с точки зрения перспектив развития;
4)
представления о статусе конкретного подразделения;
5)
перспектив личного продвижения в должностной или профессиональной иерархии;
6)
представления о важности того положения (формального и неформального), которое
работник занимает в своей организации.
При
низком чувстве собственного достоинства человек стремится компенсировать его
неинституциональным поведением.
Первая
подструктура - направленность личности - система побуждений, определяющая
избирательность отношений и активности человека. Входящие в эту подструктуру
элементы (черты) личности в подавляющем большинстве не имеют врожденных
задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное
общественное сознание. Направленность личности включает ценностные ориентиры,
установки, влечения, желания, интересы, склонности. Эта подструктура изменяется
путем воспитания.
Ценностная
ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе
организационное поведение, утверждает Федорова Н.В. (36). Ценности личности
можно разделить на абсолютные (устремления личности) и операционные (способ
достижения целей) (табл.).
Каждая
личность устанавливает свою иерархию ценностей.
Ценности
личности
Абсолютные ценности
|
Операционные
ценности
|
Комфортная жизнь
|
Амбициозность
|
Интересная жизнь
|
Широта мышления
|
Ощущение достижения
|
Развитие способностей
|
Мир во всем мире
|
Легкий нрав
|
Стремление к красоте
|
Любовь к чистоте
|
Равенство
|
Мужество
|
Безопасность семьи
|
Склонность к поощрению
|
Свобода
|
Стремление прийти на
помощь
|
Счастье
|
Честность
|
Внутренняя гармония
|
Воображение
|
Любовь
|
Независимость
|
Уверенность в
завтрашнем дне
|
Интеллект
|
Удовольствие
|
Логичность мышления
|
Спасение души
|
Способность любить
|
Самоуважение
|
Покорность
|
Социальное признание
|
Вежливость
|
Настоящая дружба
|
Ответственность
|
Мудрость
|
Самоконтроль
|
Установка
- постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по
отношению к какому-либо объекту. Установки могут быть охарактеризованы с трех
позиций:
1)
они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их
изменить;
2)
установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных;
3)
установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может
испытывать некоторые чувства или иметь некоторые убеждения.
Установки
состоят из трех основных компонентов:
а)
эмоционального - включает чувства личности, или аффект - положительный,
нейтральный или отрицательный - относительно объекта;
б)
информационного - включает убеждения или информацию, которые имеет человек
относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация
достоверной или точной;
в)
поведенческого - определяет склонность человека вести себя определенным образом
по отношению к объекту.
Из
трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только
поведенческий.
Установки
позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте, помогают людям
адаптироваться к рабочему окружению.
В
области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей
и чаще всего исследуемой установкой, ее можно определить как позитивное
эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|