Личностное самоопределение в преклонном возрасте
3.Личностные
новообразования:
- Осознание
себя в новом качестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»);
- В
результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и
гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», не гармоничности
жизни (с соответствующими переживаниями);
- Все
возрастающее чувство «нереализованности» своих лучших помыслов и «забытости» со
стороны недавних коллег и друзей.
3. Период
собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента
серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя
социальный статус характеризуется примерно следующим:
1.Социальная
ситуация:
- Общение в
основном с такими же старцами;
- Общение с
членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо
просто «опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой),
либо исподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с
невысоким уровнем духовной культуры);
- Некоторые
пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или
даже в продолжающейся профессиональной деятельности);
- Для части
пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые
авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют
свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными» (см. Брюгман, 1995, с.
134). Вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше
усиливается.
2.Ведущая
деятельность:
- Досуговое
увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько
опровергает представление об их «регидности»: они по-прежнему продолжают искать
себя, искать смыслы в разных деятельностях…). Главная проблема такого поиска -
«несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей
(«настоящей») работой…
- Если у
пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то
определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются
отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая
деятельность представляется старикам общественно значимой. Например, в наше
время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических
преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности.
Можно по-разному относится к их политическим пристрастиям, но важно признать,
что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах
они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитие
страны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла даже парадоксальная
ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство
и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое
вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста… Как ни вспомнить
в этой связи мудрое высказывание Л.Н. Толстого: «Если старцы скажут тебе:
«разрушай», а молодежь: «созидай», то лучше разрушай, а не созидай, ибо
разрушение старцев - созидание, а созидание молодежи - разрушение» (Разум
сердца, 1990, с. 481);
- Стремление
всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно
принципу: «пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и
требую к себе уважения». К сожалению, не всем это удается в полной мере и тогда
старики руководствуются несколько иным принципом: «я раньше много делал
полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги». Для большинства
стариков подтверждение чувства собственного достоинства - это просто
«болезненный пункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг
своего поколения и своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой
психолога (или специалиста-геронтолога) становится подтверждение значимости как
прошлых заслуг старого человека, так и его нынешних усилий в
общественно-полезном труде;
- Для части
стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет
никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать
подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению
на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании» и т.п. С одной стороны,
такое поведение старика еще больше может усугубить его положение (особенно в
семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание «ухода лишнего
рта», да «еще занимающего отдельную комнату или квартиру» становится смыслом
существования некоторых семей). Но с другой стороны, ожидание смерти
пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что
у разных народов освящено многовековой культурой… Например, Ф.Арьес показал в
своей работе, что «существует определенная связь между отношением человека к
смерти и его самосознанием, его индивидуальностью», а также взаимосвязь такого
ожидания с общекультурной традицией. При этом Ф.Арьес выделяет следующие
варианты отношения к смерти: 1) «прирученная смерть», ориентированная на
неизбежную «загробную жизнь»; 2) «смерть своя» ориентированная на
«индивидуальное начало», реализуемое, главным образом, через «завещание»; 3)
«смерть далекая и близкая», когда на первый план выходит то, что при других
вариантах обычно скрывалось, а теперь «завораживает, вызывая болезненное
любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти», т.е. пышные
похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по
мнению Ф.Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти
- «страх быть похороненным заживо»; 4) «смерть твоя», когда страх умереть
самому все больше сменяется страхом разлуки с «другими», с теми, кого любим; 5)
«смерть перевернутая», когда общество начинает стыдиться смерти и от самой
смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например,
когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и даже
ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, «когда
отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи» (Арьес,
1992, с. 495-508). В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему
самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени
все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.
3.Личностные
новообразования:
- Либо это
укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки
всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это
чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает
свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах». Можно предположить, что
причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и
физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей
жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности», а может еще
больше - в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться (с
соответствующим переживанием такой своей неспсобности). Если вновь обратиться к
идее «особой эстетики старости», то основой такой эстетики как раз и должно
быть специально культивируемое чувство собственного достоинства,
востребованности опыта стариков для общества, а не просто «квалифицированный
уход» за ними…
- Вновь
появившийся интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно
сравнивать «свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно
участвуют. Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, даже
несмотря на все издержки нынешних «реформ» в России, для многих стариков жить
стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют. Не этим ли
объясняется некоторая «терпимость» стариков к явному невниманию к себе со
стороны государства. Почти свернутые социальные программы были фактически
«компенсированы» пестротой политической жизни, вдруг появившимися «мыльными
операми» (где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными
героями) и т.п. Недаром в моменты обострения социально-политического
противостояния и критики предвзятости средств массовой информации - СМИ,
например, в периоды знаменитых «походов на Останкино», власть (через
подконтрольные ей СМИ) грозилась «перестать показывать телесериалы», чтобы
«рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров»…
4.
Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно
отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл
выделить особенности именно такого варианта старости:
1.Социальная
ситуация:
- В основном
общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате
(если старец находится на стационарном лечении);
- Также это
соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома,
когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход
фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной
стране как Франция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в
дома для престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода.
Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями,
большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом,
неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются»
(см. Альперович, 1997, с. 340). А что же говорить о России периода тусовочно-криминальных
«демократических преобразований»?…
2.Ведущая
деятельность:
- Лечение,
стремление хоть как-то бороться с болезнями;
- Стремление
осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь,
человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его
жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность
старики общаются с себе подобными (или с врачами). Со стороны психологов,
врачей, специалистов-геронтологов главная помощь - это человеческое участие,
выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни,ведь далеко
не каждому суждено написать «мемуары». И даже у многих из тех, кто напишет
такие «мемуары» все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает… В
этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее,
значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря»… А
может, и покаяться в чем-то недостойном… Раньше такие исповеди неплохо умели
выслушивать священники.
3.Личностные
новообразования:
- Человек
все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою
сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для
многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность
своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего
мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая
конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к
бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к
Богу, как бы «открывают» для себя Бога…
5.
Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и
старше) может характеризоваться:
1.Социальная
ситуация:
- Близкие и
родные люди, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий
долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их
роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле
долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;
- У
здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того,
иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают
флиртовать с некоторыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда
женятся на них;
- Поскольку
долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые
разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг
знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.
2.Ведущая
деятельность:
- Она во
многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это
достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для
здорового зрелого человека, например, выпивки по праздникам, курение и т.п. -
слишком много примеров). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только
предписания врача (естественно важны!), но и само чувство своего здоровья (или
«чувство жизни»)…
- Воспитание
детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как
для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т.к. к этому времени его
дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят
воспитывать своих внуков.
3.Личностные
новообразования:
- В каком-то
смысле это люди сумевшие «победить старость», поэтому для многих из них
характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда
жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость. Можно
предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость,
уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;
- Некоторые
авторы считают, что основу мудрости в старости составляет «высокий уровень
эпистемического познания» и что «аффективная и поведенческая характеристика
мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень
эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в
поведении» (Брюгман, 1995, с. 134-135).
3. Варианты
самоопределения в старческом возрасте.
Для того,
чтобы определить возможные варианты организации жизнедеятельности старого
человека важно понять то, что в отличие от предшествующих возрастных периодов,
он, действительно пребывает в ином временном измерении. С одной стороны, старик
обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смысле старики
- это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные
эпохи, разные традиции (т.е. фактически разные культурно-исторические системы).
С другой
стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и
совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость - это не
только пора «увядания», но и специфический возраст, со своими «плюсами» и
«минусами» (и еще неизвестно, чего в старости больше…). К сожалению,
современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и
зрелости. Это проявляется и в модах, и в пропагандируемом образе жизни, и в
ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. А между тем,
еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали,
что для принятия важных решений и для управления государством старики,
наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Для придания старости
смысла важно создать в обществе особую атмосферу уважения к старикам, к их
опыту, и к их страданиям в поиске своего счастья и в построении счастья
окружающих людей. Как уже отмечалось, создание такой «атмосферы уважения»
предполагает культивирование особой «эстетики старости» со своими страстями,
переживаниями, смыслами и соответствующим внешним антуражем, который не
воспроизводил бы внешний антураж молодежи и зрелых людей, а был бы по-своему
неповторим, прекрасен и даже привлекателен… Естественно, культивирование такой
«эстетики» - дело не только психологов и специалистов-геронтологов, но и
представителей искусства, и государственных мужей, и всего общества.
Если
попытаться обозначить типологию, варианты самоопределения в старческом
возрасте,то возможны следующие варианты:
1.По
отношению к своему прошлому:
1) Принятие,
одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;
2) Не
принятие своей жизни, сожаление от того, что «жизнь не удалась». Здесь возможны
разные подварианты отношения к неудачной жизни:
- пассивный
вариант (смирение с неудачей);
- активный
вариант (стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное).
3)Принятие
своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.
2.По
отношению к своей настоящей жизни (жизни в роли «старика»):
1) Принятие
норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;
2) Частичное
принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни
по-своему (вопреки или в дополнение к существующим нормам, например, вопреки
существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или
увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.);
3)
Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности
(особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность
общественным проблемам).
3.По
отношению к предполагаемому будущему:
1)
Подготовка к смерти (см., например, разные варианты подготовки к смерти - по
Ф.Арьесу, 1992);
2)
Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями (старик даже не
желает думать о смерти);
3)
Стремление успеть воплотить себя в других людях (через воспитательную и
педагогическую работу, через создание произведений искусства, через научные
труды и «мемуары»… или просто в рассказах о своей жизни).
4.По
отношению к памяти о себе уже после смерти:
1) Вера в
бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное -
возможны разные варианты:
- на
основании существующих религиозных представлений;
- на
основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии
(предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом
факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих
представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно
редко);
2) Вера в
бессмертие своих «дел», своих «помыслов» и «идей» (близко к идеальному пониманию
бессмертия, но без религиозного оттенка);
3)
Бессмертие понимается исключительно как «материальное» воплощение себя в этом
(настоящем) мире - возможны варианты:
- через
произведения искусства и науки;
- участие в
«стройках века» и ярких научно-производственных «проектах» и т.п.);
- через
построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);
- через
приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким;
- через
«завещание» (чтобы «помнили» и «благодарили»);
- через
пышные похороны и «величественное» надгробие…;
- и даже
через сомнительные дела (участие в громких скандалах, в преступной
деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п.), главное - чтобы хоть
немного вспоминали, чтобы «не кануть в лету»…
Понятно, что
все перечисленные варианты самоопределения сильно переплетены и взаимосвязаны.
Старый человек обычно использует несколько параллельных вариантов, как бы
«подстраховывая» свой выбор. Тем более, что часто такой выбор все-таки
возможен, т.е. для большинства стариков хотя бы некоторые варианты реальны, а
значит есть из чего выбирать. Но для лучшего понимания человека, находящегося в
завершающем периоде жизни неплохо было бы иметь общее представление о
«пространствах» его выбора, его самоопределения. Все это важно для понимания
своей ситуации и самим старым человеком.
Естественно,
нельзя однозначно сказать, какой из этих вариантов «лучший» или «худший», т.к.
многое зависит от конкретного человека. В том-то и суть самоопределения, что
человек сам выбирает для себя вариант старости. Задача же психолога или
специалиста-геронтолога заключается в том, чтобы очень тактично помочь
самоопределяющемуся старцу выбрать для себя наиболее подходящий вариант (или
несколько вариантов). При этом следует помнить, что самоопределение - это
вечный процесс, и то, что подходит для пожилого человека в предпенсионном
возрасте для этого же человека уже после выхода на пенсию может показаться
неподходящим. Конечно, в идеале желательна постоянная работа со стариками, но
это не всегда бывает возможно. Важно стремиться к этому. А собственно работу по
жизненному, личностному и трудовому самоопределению следует проводить в
контексте широкой социально-психологической поддержки пожилых и старых людей,
создавая для этого широкую сеть клубов и мест организации досуга, устраивая для
стариков льготные поездки и экскурсии и т.п. и т.д., а также привлекая к этому
родственников, близких и друзей старого человека.
4. Личностное самоопределение
стариков как утверждение собственного достоинства.
К сожалению,
в условиях нынешней России, в подавляющем большинстве случаев все это остается
лишь пожеланием. Как это ни покажется странным, но в условиях явного невнимания
к проблемам стариков (а также к проблемам детей, материнства, инвалидов и
вообще Человека) появляется возможность активизировать самих стариков для
легальных форм борьбы за собственные права. Как уже отмечалось, в этом случае у
стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они
сами начнут решать свои проблемы. В ситуации же, когда «добрая» власть
(«когда-нибудь», «вдруг») обратится к проблемам пенсионеров и начнет за ними
«ухаживать», чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех
пенсионеров, которые в силу слабости и болезней, просто не могут сами себя
обслужить.
Мы еще раз возвращаемся
к предположению о том, что для полноценной жизни (а в старости жизнь также
должна быть полноценной) необходима «жажда жизни», а не просто ожидание того,
что кто-то «добрый», «хороший» и «честный» решит все проблемы. В этой связи
уместно вспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухо-немого
ученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть свой недуг и защитить
докторскую диссертацию по психологии: «…только понимание, сочувствие, любовь
могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду… жажда жизни - это
и есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни как
самомобилизации (особенно в экстремальных ситуациях)» (см. Карпова, 1996, с.
180). Но жажда жизни - это прежде всего активная жизненная позиция, в том числе
и в борьбе за свои собственные права, а может и за права всех жителей России,
если уж более молодые люди ничего не могут сделать для процветания своей
несчастной страны.
Хотя это и
печально признавать, но в немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от
самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла
в своей жизнедеятельности. Будем надеяться, что не все из них готовы смириться
со своим нынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.
Список литературы
Альперович
В. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. - 576 с.
Арьес Ф.
Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 528 с.
Брюгман Г.М.
Жизненные события и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического
развития: в поисках новых подходов (под ред. А.И. Подольского, Я.Я. Ф.Тер Лаака
и П.Г. Хейманса). - М., 1995, С.132-144.
Зеер Э.Ф.
Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 244 с.
Карпова Н.Л.
Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал, 1996,
Т.17, № 2, с. 178-183.
Климов Е.А.
Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1966. -
512 с.
Ливехуд Б.
Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.
Моргун В.Ф.,
Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М.: МГУ,
1981. - 84 с.
Обухова Л.Ф.
Возрастная (детская) психология. - М.: Российское педагогическое агентство,
1996. - 374 с.
Пряжников
Н.С. Профконсультация: виды и условия проведения// Школа и производство, 1989,
№ 10, с.13-16.
Разум
сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах (сост.: В.Н. Назаров,
Г.П. Сидоров). - М.: Политиздат, 1990. - 605 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>
Страницы: 1, 2
|
|