бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет бесплатно рефераты

·                   принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

·                   принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

·                   принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

·                   принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

·                   принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

·                   принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

·                   принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

·                   принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

·                   принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

·                   принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

·                   формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

·                   создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

·                   ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребенка к окружающему миру являет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3.Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

·                   метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

·                   метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

·                   метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

·                   метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

·                   метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

·                   метод разнообразной художественной практики;

·                   метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

·                   метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

·                   метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Как показывает опыт кружка, каждое занятие рассчитано на определённый возраст, опыт детей и их возможности. Желание познать новое создаёт предпосылки дальнейшему увлечению детей, пробуждает творческие способности, формирует умения и навыки работы с тестом, воспитывает художественный вкус. Каждое занятие необходимо продумать. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие, добиваясь решения поставленной цели. При этом даже в самой неудачно выполненной работе найти положительный элемент, тем самым оставляя надежду на более удачное выполнение задания в следующий раз.

Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания руководитель кружка внимательно наблюдает за поведением ребёнка и, если видит, что ребёнок потерял интерес к работе, выясняет причину потери интереса, успокаивает, поправляет неудачные места в работе или деликатно заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.

Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора. Положительные результаты приносит обсуждение выставки. Желательно, чтобы при обсуждении принимали участие дети. Взрослый произносит суждения, понятные детям, вызывая творческий подъём. Детские работы представляют собой выражение собственного восприятия жизни, переданного с помощью своих средств и своих умений.

Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.

Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.


2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста


Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.


Глава 3 Практическая часть


Изучив исследования психологов и педагогов, мы решили выявить возможности лепки из соленого теста как способа в развитии детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №17 «Светлячок» г. Канска в старшей группе.

Количественный состав - 15 человек:

Работа проходила в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент;

З. Контрольный эксперимент.


3.1 Констатирующий эксперимент


Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет.

На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы;

2. беседа с детьми о лепке дома (создание условий для лепки);

3. наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии по лепке с детьми старшей группы;

4. проведение занятия по лепке в старшей группе на тему «Веселые человечки» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.

Для формирования творчества детей посредствам лепки в группе созданы некоторые условия. Анализ условий показал:

- в групповой комнате имеется уголок для лепки, в котором представлен очень однообразный материал и оборудование - пластилин, 3 дощечки, картинки с изображением предметов;

- в приемной группы на кабинках организована выставка детских работ (что находится на уровне глаз взрослого).

В ходе наблюдения, за деятельностью воспитателя на занятии по лепке детей старшей группы, отмечалось:

• расположение столов на занятии было последовательно, друг за другом (как в школе);

• отсутствие эмоционального настроя;

• использование иллюстраций;

• объяснение воспитателем действий деятельности;

• однообразный материал для лепки;

• советы, вопросы, замечания и похвала воспитателя;

• рассматривание и анализ детских работ.

Беседа с детьми о лепке дома показала, что в основном все дети имеют дома только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный материал для лепки, специальные дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой). Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 15 детей.

Занятие на тему «Веселые человечки » (лепка предметная приложение №1). Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.

Критерии

В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой

Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно:

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6