бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет бесплатно рефераты

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет


На каждом этапе развития ребенка происходят значительные изменения не только в плане физического, но и творческого развития.

Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творчестве.

Дети старшей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.

В своей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к туловищу.

Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы — в виде расплющенных округлых форм.

В связи с тем, что ребята данного возраста не стремятся тщательно отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или однородных предметов. Особенностью работ, получающихся у пятилетних детей, является недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно. В лепке из соленого теста, скрепление деталей происходит после того как нужную деталь смачивают водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей между собой.

Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.

Таким образом, мы видим, что творческие возможности 5-6 летних детей шире, чем у детей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств.

Использование нового выразительного средства — движения — свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке. Эта возможность позволяет поставить задачу передавать в лепке несложные действия предметов.

Детям старшего дошкольного возраста недоступно еще полное понимание формы изображаемого предмета.


Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности


2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников


Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-х летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь наш материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

2.1.          Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста

Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве воспитателю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно–материальное обеспечение. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.

2.3.Содержание обучения лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).

Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ — лепка из целого куска.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.

Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий.

Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Программа носит развивающий характер – обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.


2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет


Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.

Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ: принцип культуросообразности:

·                   построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

·                   принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

·                   принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6