Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
заре
человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-
ми
запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-
яснить
как, почему, при каких условиях они возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности челове-
ческой
культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-
дить об
общем развитии человечества по своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского
возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-
ристики
с отдельного человека на все человечество,
Фрейд
пытался таким образом понять процесс эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-
чество
психологические черты не просто индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или
меньшей степени являются невротиками. Во-вто-
рых,
каждый ребенок в своем индивидуальном развитии
проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-
ется
характерной и для первобытного человека. Через
нее
проходят все народы в своем культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-
ческого
сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как
систему
запретов, блокирующих природные влечения чело-
века.
По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного уровня, а культурное развитие
человечества является отречением от природных
страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-
тарное
наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин
"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-
начным
понятию "общество". В наиболее развернутом оп-
ределении
"человеческой культуры" Фрейд указывает, что
"она охватывает все приобретенные людьми знания и
способы, чтобы господствовать над силами природы и до-
бывать
блага для удовлетворения человеческих потреб-
ностей", и в то же время она включает все институты,
регулирующие отношения между людьми, в особенности
распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у
всех
людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-
тикультурные традиции и что эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-
ляют их
поведение среди других.
Можно сказать, что человек как бы находится между
двух
огней. С одной стороны, культура угнетает челове-
ка,
лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится
от нее); с другой стороны, культура защищает
его от
факторов окружающей среды, позволяет осваивать
все
блага природы и пользоваться ими, а также делит их
между
людьми. Итак, если человек отказывается от куль-
туры в
пользу своих наслаждений, то он лишается защи-
ты,
многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается
от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким
грузом
ложится на его психику. В какую же сторону
склонен
человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об
этом
так: "В силу этого всякая культура должна быть
построена на принуждении и на отказе от влечений, и
при ее
понимании оказывается, что центр тяжести с ма-
териальных интересов передвинут на психику. Решающим
является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для
людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от
своих
влечений, примирит людей с теми жертвами, какие
им
приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-
радить
их за эти жертвы." Главным остается вопрос о
том,
как заставить отрицательно настроенную толпу соб-
людать
культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-
ности в
культуре.
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-
шинства
(элиты) над массами, потому что массы костны и
недальновидны, они не любят отказываться от влечений,
не
хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого
отказа, а индивидуальные представители масс поощряют
друг в
друге вседозволенность и распущенность. Лишь
благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых
ими в
качестве вождей, они позволяют склонить себя к
напряженной внутренней работе самоотречения, от чего
зависит
развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-
ми
становятся личности с незаурядным пониманием этой
жизненной
необходимости, сумевшие добиться господства
над
собственными влечениями. Но для них существует
опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,
они
начнут уступать массе больше, чем та им, и потому
нам
представляется необходимым, чтобы они были неза-
висимы
от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространен-
ными
свойствами, ответственными за то, что институт
культуры может поддерживаться лишь в известной мере
насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-
ной
любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-
ны
против их страстей.
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические размышления Фрейда неизбежно
подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-
реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-
нии
культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
мание
на их связь с религиозными представлениями, тем
более
теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-
ющим
человеческую жизнь, божественное происхождение.
Издавна
считалось, что вся человеческая культура стро-
ится на
религиозной основе. Из этого вытекает вывод,
что
при падении религии деградирует и культу-
ра.
Появление религии Фрейд рассматривает так: человек
слаб, и
чтобы выжить, он должен отказаться от многого.
Человек
должен войти в сообщество, которое в результа-
те
своего развития налагает запреты на его желания.
Как мы
уже упоминали, чтобы выжить, личность должна
отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный
вознаградить человека за его жертву своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и от посягательств
на него
других индивидов общества. Встает вопрос: кто
же
выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый
замечал
влияние отца в семье. Он обладал властью,
устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по
отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает
отца
сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-
бенок
ревнует отца к своей матери и пытается занять
его
место, но позже инцестуальные влечения утрачивают
свою
силу, тогда как уважение и страх перед отцом
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
тотема
появился целый понтеон богов, а из них, в свою
очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
торый
потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-
ди всю
ответственность за антисоциальные поступки воз-
ложили
на плечи бога, сделав его, таким образом, как
бы
громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-
награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-
торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
ных
противоречий. Мы видим, что религия является одной
из
основополагающих частей культуры. Однако Фрейд
установил, что религия является массовым неврозом. На
основе
чего он сделал такие выводы? Дело в том, что
религия
по многим своим положениям напоминает навязчи-
вое
невротическое состояние. Так, например, если нев-
ротик
боится не производить какие-то определенные дви-
жения,
то любой истинно верующий человек так же боится
не
выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница
заключается
лишь в том, что невротик не может объ-
яснить
смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а
верующий человек, в зависимости от своего познания те-
ологии,
объясняет те или иные обряды. Таким образом, с
некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-
венным
неврозом. Тем не менее религия имеет положи-
тельное
значение. Дело в том, что частный невроз куда
опасней
общественного, так как он отрицательно влияет
на
физическое состояние больного, тогда как данный об-
щественный невроз является совершенно безобидным. Так-
же
религию можно назвать и антиневрозом, так как она
помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-
альные
противоречия. И разрушение религии
ведет к
резкому упадку культуры. Такое явление наблю-
далось
в России после революции, хотя позже произошла
подмена
веры. Для развития общества нужны какие-то
основы, и с падением старых появляются новые. Так,
например, религиозную основу в России сменила комму-
нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже
рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко
возросло астеническое состояние общества, возросла
преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков
и т.д.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
целом, на взгляд некоторых обывателей, теория
Фрейда
нуждается во многих поправках (она не бесспор-
на),
но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в
оценке
и понимании развития человеческого общества.
Создав
теорию психоанализа, он также продвинулся впе-
ред в
познании человеческой психики и раскрытия ее
глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-
валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-
менные
психоаналитики активно используют работы Фрейда
в
своих исследованиях. В своей работе я попытался
раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-
гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,
а
многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-
тивное
мнение является лишь каплей в море вопросов и
работ,
посвященных фрейдизму.
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Бессознательное - действия человека, которые он
совершает,
не отдавая себе отчета, автоматически.
Бессознательный характер носит психическая деятель-
ность
во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
ние
сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/
стр.
47). Бессознание, согласно первому закону диалек-
тики,
является антагонистом сознанию и является
вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-
тельное
носит врожденный характер и определяет все по-
ведение
человека.
2.Я - философское понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых личность отдает се-
бе
отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-
ляется
цензором спонтанно возникающих животных влече-
ний. По
мере развития цивилизации и общественных отно-
шений
Я формируется культурой, то есть культурные и
моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-
века и,
сливаясь с ним, образуют субъективное Я.
3.Супер-эго - это интериорезированные культур-
но-социальные нормы.
4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к
раннему
детству, так как оболочка, или "эго", растет и
развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-
новешиваются, то есть находятся в более стабильном
состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со
временем проявляют себя.
5.Царь
Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой
ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом
спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его
убьет
его собственный сын, и он приказал убить Эдип-
та) и
долго странствующий, возвращается на родину и,
убив
своего отца, женится на своей матери и становится
царем.
Узнав о том, что он женился на своей матери, он
с горя
ослепляет себя и уходит странствовать.
6.Хронос
(бог времени в древнегреческой мифоло-
гии)
пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос
и в
борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал
его.
7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также
инцест,
который позже был запрещен религией.
8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-
ально-культурную основу) подверглась бурной крити-
ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться
на
теорию Дарвина, то "филогенез есть повторение ото-
гинеза", то есть индивидуальное развитие организма
повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-
дая,
как развивается человек, можно сказать, как раз-
вивается общество, ибо развитие человека в точности
повторяет развитие общества.
9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-
виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-
ловека
сексуальное влечение, поэтому полноценные
представления об искомом предмете можно получить, лишь
сделав
срез, где наиболее остро проявляются противоре-
чия.
10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.
Если
взять за основу то, что дети в результате
действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-
ений
убили своего отца, а позже испугались, что такое
может
произойти и с ними (а может, ужаснулись своему
кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему
они
стали поклоняться своему мертвому предку и все
бремя
власти возложили на него. Позже образ отца пере-
шел в образ
животного. Чтобы снять стресс, это живот-
ное раз
в год убивается племенем.
11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-
чивые
мысли и движения и действия.
12.Не следует путать общественный невроз с рево-
люционными взрывами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/
Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-
ринтное
воспроизведение издания 1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-
тературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная
философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,
1977 г.
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:
Основы
филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-
туры,
1982 г.
Страницы: 1, 2
|