бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд) бесплатно рефераты

           заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

           ми  запретами"  и  полагал,  что чрезвычайно важно вы-

           яснить как,  почему,  при каких условиях они возникли,

           утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было

           привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

           ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

           дить об общем развитии человечества по  своему  опыту,

           приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

           отдельных лиц за все время  их  развития  от  детского

           возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характе-

           ристики с отдельного  человека  на  все  человечество,

           Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции

           общества.

                Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

           чество психологические черты  не  просто  индивида,  а

           невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

           верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-

           шей или меньшей степени являются невротиками.  Во-вто-

           рых,  каждый ребенок в своем  индивидуальном  развитии

           проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

           ется характерной и для  первобытного  человека.  Через

           нее проходят все народы в своем культурно-историческом

           развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

           ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

           систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

           века.  По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

           достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

           человечества    является   отречением   от   природных

           страстей,  удовлетворение которых гарантирует  элемен-

           тарное наслаждение нашему "Я".

                Следует подчеркнуть,   что   фрейдовский   термин

           "культура"  в  большинстве случаев оказывается равноз-

           начным понятию "общество".  В наиболее развернутом оп-

           ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

           "она охватывает  все  приобретенные  людьми  знания  и

           способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

           бывать блага для удовлетворения  человеческих  потреб-

           ностей",  и  в то же время она включает все институты,

           регулирующие отношения  между  людьми,  в  особенности

           распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

           всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

           тикультурные  традиции  и  что эти стремления у значи-

           тельного количества лиц настолько сильны,  что опреде-

           ляют их поведение среди других.

                Можно сказать, что человек как бы находится между

           двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

           ка,  лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

           бавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает

           его от факторов окружающей среды,  позволяет осваивать

           все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

           между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

           туры в пользу своих наслаждений,  то он лишается защи-

           ты,  многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

           вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

           грузом ложится на его  психику.  В  какую  же  сторону

           склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

           этом так:  "В силу этого всякая культура  должна  быть

           построена  на  принуждении и на отказе от влечений,  и

           при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с ма-

           териальных  интересов передвинут на психику.  Решающим

           является вопрос,  удастся ли и в какой мере  уменьшить

           для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от

           своих влечений,  примирит людей с теми жертвами, какие

           им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

           радить их за эти жертвы." Главным  остается  вопрос  о

           том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

           людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

           ности в культуре.



2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ


                Как нельзя обойтись без принуждения к  культурной

           работе,  так же нельзя обойтись и без господства мень-

           шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

           недальновидны,  они не любят отказываться от влечений,

           не хотят прислушиваться к аргументам в  пользу  такого

           отказа,  а  индивидуальные представители масс поощряют

           друг в друге вседозволенность  и  распущенность.  Лишь

           благодаря  влиянию образцовых индивидов,  признаваемых

           ими в качестве вождей,  они позволяют склонить себя  к

           напряженной  внутренней работе самоотречения,  от чего

           зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

           ми  становятся  личности с незаурядным пониманием этой

           жизненной необходимости,  сумевшие добиться господства

           над  собственными  влечениями.  Но  для них существует

           опасность,  что,  не желая утрачивать своего  влияния,

           они начнут уступать массе больше,  чем та им, и потому

           нам представляется необходимым,  чтобы они были  неза-

           висимы от власти как распорядители средств власти.

                Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

           ными  свойствами,  ответственными за то,  что институт

           культуры может поддерживаться лишь  в  известной  мере

           насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

           ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

           ны против их страстей.













3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

                    3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ


                Культурологические размышления  Фрейда  неизбежно

           подвели  его  к проблеме религии и оказались тесно пе-

           реплетенными с решением этой проблемы.  При рассмотре-

           нии  культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

           мание на их связь с религиозными представлениями,  тем

           более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

           ющим человеческую жизнь,  божественное  происхождение.

           Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

           ится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод,

           что  при падении религии деградирует и культу-

           ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

           слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

           Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

           те  своего  развития  налагает запреты на его желания.

           Как мы уже упоминали,  чтобы выжить,  личность  должна

           отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

           вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

           защитить  его от проявлений природы и от посягательств

           на него других индивидов общества.  Встает вопрос: кто

           же  выполнит все эти функции?  В раннем детстве каждый

           замечал влияние отца  в  семье.  Он  обладал  властью,

           устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

           отношению к отцу вырабатывается комплекс:  он  считает

           отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

           бенок ревнует отца к своей матери  и  пытается  занять

           его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают

           свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед  отцом

           остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

           тотема появился целый понтеон богов,  а из них, в свою

           очередь,  выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

           торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

           ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

           ложили на плечи бога,  сделав его,  таким образом, как

           бы  громоотводом.  Люди надеются получить от бога воз-

           награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

           торитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

           ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

           из  основополагающих  частей  культуры.  Однако  Фрейд

           установил,  что религия является массовым неврозом. На

           основе  чего он сделал такие выводы?  Дело в том,  что

           религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

           вое невротическое состояние.  Так, например, если нев-

           ротик боится не производить какие-то определенные дви-

           жения, то любой истинно верующий человек так же боится

           не выполнить  какой-либо  религиозный  обряд.  Разница

           заключается  лишь  в  том,  что невротик не может объ-

           яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

           верующий человек, в зависимости от своего познания те-

           ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

           некоторыми  оговорками,  можно назвать религию общест-

           венным неврозом.  Тем не менее религия  имеет  положи-

           тельное значение.  Дело в том, что частный невроз куда

           опасней общественного,  так как он отрицательно влияет

           на физическое состояние больного, тогда как данный об-

           щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

           же  религию можно назвать и антиневрозом,  так как она

           помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

           альные  противоречия.  И разрушение религии

           ведет к резкому упадку культуры.  Такое явление наблю-

           далось в России после революции,  хотя позже произошла

           подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то

           основы,  и  с  падением старых появляются новые.  Так,

           например,  религиозную основу в России сменила  комму-

           нистическая.  Сейчас,  в наше время, старые основы уже

           рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко

           возросло  астеническое  состояние  общества,  возросла

           преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

           и т.д.












4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                В целом,  на взгляд некоторых обывателей,  теория

           Фрейда  нуждается во многих поправках (она не бесспор-

           на),  но все же Зигмунд Фрейд  сделал  большой  шаг  в

           оценке  и  понимании  развития человеческого общества.

           Создав теорию психоанализа,  он также продвинулся впе-

           ред  в  познании  человеческой  психики и раскрытия ее

           глубин.  К нашему времени данная теория усовершенство-

           валась.  Она нашла много продолжателей.  Многие совре-

           менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

           в  своих  исследованиях.  В  своей  работе я попытался

           раскрыть основные элементы психоанализа и  культуроло-

           гической теории Фрейда.  Многие вопросы я не затронул,

           а многие являются очень спорными,  поэтому мое субъек-

           тивное  мнение  является лишь каплей в море вопросов и

           работ, посвященных фрейдизму.
















ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

                1.Бессознательное - действия человека, которые он

           совершает, не   отдавая  себе  отчета,  автоматически.

           Бессознательный характер  носит  психическая  деятель-

           ность во время сна,  гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

           ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

           стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

           тики, является  антагонистом   сознанию   и   является

           вместилищем загнанных природных инстинктов.  Бессозна-

           тельное носит врожденный характер и определяет все по-

           ведение человека.

                2.Я - философское понятие,  обозначающее  субъект

           преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

           бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

           ляется цензором  спонтанно возникающих животных влече-

           ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

           шений Я  формируется  культурой,  то есть культурные и

           моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

           века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

                3.Супер-эго -  это  интериорезированные  культур-

           но-социальные нормы.

                4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь  к

           раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

           развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

           новешиваются, то  есть  находятся  в  более стабильном

           состоянии. Но противоречия,  заложенные в детстве,  со

           временем проявляют себя.

                5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

           ркассказывается о  том,  как царский сын Эдипт,  чудом

           спасшийся от смерти (его  отцу  предсказали,  что  его

           убьет его  собственный сын,  и он приказал убить Эдип-

           та) и долго странствующий,  возвращается на родину  и,

           убив своего отца, женится на своей матери и становится

           царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

           с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

                6.Хронос (бог времени в  древнегреческой  мифоло-

           гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

           и в борьбе,  победив своего отца,  серпом  кастрировал

           его.

                7.Размножаясь, дети Адама и Евы  совершали  также

           инцест, который позже был запрещен религией.

                8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

           ально-культурную основу)   подверглась  бурной  крити-

           ке,особенно со стороны марксистов.  Но если  опираться

           на теорию Дарвина,  то "филогенез есть повторение ото-

           гинеза", то  есть  индивидуальное  развитие  организма

           повторяет развитие всего вида.  Таким образом,  наблю-

           дая, как развивается человек,  можно сказать, как раз-

           вивается общество,  ибо  развитие  человека в точности

           повторяет развитие общества.

                9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

           виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

           ловека сексуальное   влечение,   поэтому   полноценные

           представления об искомом предмете можно получить, лишь

           сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

           чия.

                10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

           Если взять  за  основу  то,  что  дети  в   результате

           действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

           ений убили своего отца,  а позже испугались, что такое

           может произойти  и с ними (а может,  ужаснулись своему

           кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

           они стали  поклоняться  своему  мертвому  предку и все

           бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

           шел в образ животного.  Чтобы снять стресс, это живот-

           ное раз в год убивается племенем.

                11.Под упражнениями  подразумеваются любые навяз-

           чивые мысли и движения и действия.

                12.Не следует  путать общественный невроз с рево-

           люционными взрывами.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

           1.Фрейд.З. Будущее  одной  иллюзии//  Сумерки   богов/

           Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

           2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

           ринтное воспроизведение издания 1913 г.

           3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:  Изд-во политической ли-

           тературы, 1992.

           4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.  Современная  буржуазная

           философия и религия.- М.:  Изд-во  полит.  литературы,

           1977 г.

           5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.  и   др.   Хрестоматия:

           Основы филосовских знаний.- М.:  Изд-во полит. литера-

           туры, 1982 г.


















Страницы: 1, 2