Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Культурология»
на тему: «Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент
Кукушкин Александр Валерьевич
Группа
Г1-23
Курс
1
№ зачетной книжки
09465
дом.
телефон 245272
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель
Федорова Л.И.
Мурманск
2004
Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
СОДЕРЖАНИЕ..........................................2
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ..................................14
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой
психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом
его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и
противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-
ласти
психиатрии, он руководствовался постулатами
естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-
рец
психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-
листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось
представление
об основополагающем значении для челове-
ческого поведения "психической энергии", присущей
инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В
психике
человека Фрейд сначала выделял две относитель-
но
автономные, но постоянно взаимодействующие между
собой
структуры бессознательного "оно" и сознательного
"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или
"супер-эго"
(см.
сноски на последней странице), которое внедряется
в
"Я", но без специального анализа не осознается им.
По
мнению Фрейда, причиной невроза является особого
рода
конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".
В
чем же заключается основной конфликт этих трех
субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
Если считать, что человек - такое же детище при-
роды,
как и остальные известные нам живые существа, то
он в
определенной мере наделен теми же качествами, что
и они.
Если считать, что животные не наделены таким
разумом, как человек, то единственной точкой сопри-
косновения у них являются инстинкты. Как правило, у
человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-
мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть
размножения, которые, в свою очередь, складываются из
множества инстинктивных факторов. Причем эти два
инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-
ние,
движения, то есть те необходимые жизненные функ-
ции,
которые делают любой организм живым. Изначально
эти
факторы были очень важны, но в связи с развитием
разума
человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-
мые
утратили свое былое значение. Это произошло пото-
му,
что у человека появились приспособления для добы-
вания
пищи, он стал использовать пищу не только для
того,
чтобы утолить голод, но и для удовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со временем пи-
ща
стала доставаться ему все легче и легче, и на ее
добычу
он стал тратить все меньше и меньше времени.
Человек стал строить для себя жилища и другие
приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким
образом, инстинкт самосохранения утратил свою
значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-
ния,
или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-
нуться, которые до этого относились к инстинкту са-
мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-
решли в
другое качество, то есть они перешли к "либи-
до". Итак, в результате эволюции, основной движущей
силой в
жизни человека стал инстинкт размножения.
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-
чальную
силу, но параллельно с этим развивалось и "я".
Человек
отличается от своих меньших собратьев разумом.
В
нашем случае разумом является "эго". Так как
инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-
полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-
костью, то есть в строго концентрированном состоянии
"оно" находиться не может, потому что в этом случае
при
сосредоточении одних инстинктов, человек из го-
мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-
росту
говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-
ются
соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-
ты.
Именно на этом этапе возникают первые противоре-
чия.
Так как все находится в развитии и покой относи-
телен,
то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во
времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе
культурного развития продолжает расти. Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению соответствует
свое
время и свое место, то, следовательно, и челове-
ческой
психике присуще свое место и время в общей при-
роде.
Говоря проще, человеческую психику можно срав-
нить с
клеткой, где происходят соответствующие явле-
ния.
Соответственно, оболочкой клетки является "я", а
внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо
развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-
ровалось и претерпевает незначительные изменения, то
наружная оболочка с развитием культуры все растет и
утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как
там
место занимают другие клетки (другие индивидуумы),
следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-
лее
сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-
ление
внутри становится столь велико, что внутреннее
содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот
внутренний конфликт и является главным противоречием
между
психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не
случайно с ростом и развитием культуры человечество
все
чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но
главная
проблема в том, что человек не догадывается о
противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих
запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической
дешифровкой
смысла невротических симптомов, Фрейд ви-
дел
средство восстановления психического здоровья.
Если
говорить проще, то при помощи психоанализа обна-
руживается то место в психике, в котором наблюдается
давление
и образуется, так называемая, выпуклость. Об-
наружив
это место и устранив в нем возникшее противо-
речие,
человеку возвращается здоровая психика.
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".
"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой
психики. Так как человек живет в обществе, то оно
оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-
ше
рассуждениям. Если человек представляет из себя
систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна
существовать не может, она погибает (вычлените из ор-
ганизма
отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,
та, в
свою очередь, образует орган, а последний -
систему
органов, образующих большой, единый организм.
Так вот
оболочки этих клеток соединены между собой.
Именно
эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".
Можно
сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-
купность всех общественных отношений (контролирующих
поведение человека).
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и
"сверх-Я"
на практике (на конкретном примере). Издавна
люди
заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на
потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа
и дальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией, законодательством). Эту запретную
установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.
Однако
сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте
направлено на близких, а в большей степени, на мать,
так как
она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
что
вольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-
венной
моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,
которое
или со временем (с возрастом) разрешается, или
выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной
стадии
ребенок видит отца своим соперником, то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего
родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда
можно
сказать, или, вернее, предположить, что в древ-
ности в
определенной полигамной общине дети взбунтова-
лись
против неограниченной власти отца и, сговорив-
шись,
убили его и съели. Позже, постигнув смысл
убийства, они испугались, что то же может произойти и
с ними.
Тогда они разделили между собой сферы влияния,
и
каждый в своей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то
есть
сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-
няли в
деспотии уже не их, а своего мертвого деда.
Позже
символ отца в племенах заменили различные живот-
ные.
Так возник тотемизм, одна из первых религий.
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего вышесказанного
можно
сделать вывод о том, что мир движется за счет
противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это
действи-
тельно
так), но тогда мы имеем все основания утверж-
дать,
что нет ни одного здорового человека, так как у
каждого
индивида существуют противоречия, и дальнейшее
развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо
внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-
лочку.
Это правильно, но дело в том, что в человеке
постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-
тора.
Эта разрядка имеет два пути. Первый из них
состоит
в нормальном половом общении, которое дает вы-
ход
инстинктам (но необходимо заметить, что общество
предопределило норму сексуального общения, и через эту
узкую
щель выходит лишь небольшое количество пси-
хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-
няет
первый, является следующим: по второму закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в
другое
качество, в частности в энергию социальную, то
есть
человек делается социально активным. Если оба ка-
нала
для выхода открыты, то индивид находится в нор-
мальном
состоянии. Если не работает первый канал, то
вся
энергия переходит в социальную сферу. Если же не
работает
первый канал, то инстинкты, вытесненные в
бессознательное, могут привести к так называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых
различных формах: от фонтомных болей до психических
расстройств, как то: мания преследования, паранойя и
др.
Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к
необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали упрощенную схему действия
психики. Организм человека, в частности его психика,
являются автономной, саморегулирующейся системой и,
пожалуй, главным фактором искажения психики является
не
конфликт между бессознательным и сознательным, а
воздействия "сверх-Я".
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По
своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-
ентирован
на изучение и излечение психики индивидов,
но он с
самого начала заключал в себе тенденцию объ-
яснения
общественного сознания в его настоящем и прош-
лом.
"Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное
влечение в сферу бессознательного и порож-
дают
неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-
альными
нормами нравственности и права, возникшими на
Страницы: 1, 2
|