|
Меню
|
|
Креативность и мотив достижения в структуре личности
Таблица 9
|
Уровни мотивации достижения успеха
|
Ранг
|
Процент выборки
|
Высокий
|
1 – 7
|
27 %
|
Средний
|
8 – 17
|
43 %
|
Низкий
|
18 – 24
|
30 %
|
Высокий уровень мотивации достижения имеют 27 %
выборки (что соответствует норме); средний уровень имеют 43 %, (методическая
нормы – 46 %); низкий уровень имеют 30 % испытуемых (методическая норма равна
27 %). Таким образом, мотив избегания в данной выборке выше по сравнению с
методическими нормами.
Гендерный аспект мотивации
достижения.
Таблица 10
Уровни мотивации достижения
|
Юноши (% выборки)
|
Девушки (% выборки)
|
Высокий
|
33 %
|
25 %
|
Средний
|
67 %
|
42 %
|
Низкий
|
0 %
|
33 %
|
Группу с высоким
уровнем мотивации достижения успеха составили 8 человек: 6 девушек и 2 юношей.
Группу со средним
уровнем мотивации достижения успеха составили 14 человек: 10 девушек и 4 юноши.
Группу с низким уровнем мотивации достижения успеха составили
8 девушек.
Из таблицы 10 видно, что уровень мотивации достижения
успеха у юношей выше чем уровень мотивации достижения успеха у девушек.
Для того, чтобы выяснить различаются ли со
статистической достоверностью средние величины уровней мотивации достижения
юношей и девушек применим t-критерий Стьюдента.
t = 0,33
ttab = 2,05 при числе степеней свободы равном 28 и
вероятности допустимой ошибки равной 0,05.
t < ttab , следовательно мы не
можем утверждать со статистической достоверностью о том, что среднее значение
уровня мотивации достижения юношей отличается от среднего значения уровня
мотивации достижения девушек.
III этап: На третьем этапе исследования мы проведем сравнительный анализ уровня мотивации
достижения и уровня креативности.
Распределение мотивации достижения
и креативности по уровням и рангам.
Таблица 11
|
Уровень мотивации достиже-ния успеха
|
Участники эксперименталь-ного исследования
|
Ранг мотивации достижения
|
Ранг
креатив-
ности
|
Разность
рангов
|
Квадрат
разности
рангов
|
Мотив достижения успеха
|
Ч. С.
|
1
|
7
|
6
|
36
|
Р.
М.
|
2
|
3
|
1
|
1
|
Е. А.
|
2
|
2
|
0
|
0
|
К.
О.
|
3
|
11
|
8
|
64
|
К.
Е.
|
4
|
5
|
1
|
1
|
М.
А.
|
5
|
1
|
-4
|
16
|
Л.
Н.
|
6
|
4
|
-2
|
4
|
Б.
А.
|
7
|
3
|
-4
|
16
|
Среднее значение
квадрата разности рангов
|
17,25
|
Средний уровень мотивации достижения
|
А.
М.
|
8
|
5
|
-3
|
9
|
Ш.
Н.
|
8
|
10
|
2
|
4
|
Г.
М.
|
9
|
6
|
-3
|
9
|
К.
Н.
|
10
|
15
|
5
|
25
|
З.
С.
|
11
|
5
|
-6
|
36
|
М. Н.
|
12
|
3
|
-9
|
81
|
Ф.
Д.
|
12
|
3
|
-9
|
81
|
Д. Д.
|
13
|
6
|
-7
|
49
|
В.
Е.
|
14
|
3
|
-11
|
121
|
К.
И.
|
15
|
13
|
-2
|
4
|
Ю. Ю.
|
16
|
14
|
-2
|
4
|
Г. Г.
|
16
|
18
|
2
|
4
|
Т.
Н.
|
16
|
14
|
-2
|
4
|
М.
Е.
|
17
|
12
|
-5
|
25
|
Среднее значение
квадрата разности рангов
|
32,57
|
Мотив избегания неудач
|
З. М.
|
18
|
12
|
-6
|
36
|
Ц.
М.
|
19
|
10
|
-9
|
81
|
Х.
Х.
|
20
|
19
|
-1
|
1
|
И.
М.
|
21
|
16
|
-5
|
25
|
А. А.
|
21
|
18
|
-3
|
9
|
Н. Н.
|
22
|
17
|
-5
|
25
|
А. Ф.
|
23
|
8
|
-15
|
225
|
Ф. Ф.
|
24
|
9
|
-15
|
225
|
Среднее значение
квадрата разности рангов
|
78,38
|
При высоком
уровне мотивации достижения успеха связь между мотивом достижения и
креативностьюстановится более тесной, особенно с такими составляющими
креативности как беглость и динамичность.
Для достижения
цели исследования был проведен сравнительный анализ составляющих креативности и
мотивации достижения и вычислен коэффициент корреляции рангов по Спирмену:
RS =
1 – (6 * Di2) / [N (N2 – 1)]
RS =
1 – (6 * 1221) / [30 (302 – 1)] =
= 1 – 7326 / 26970 =
= 1 – 0,272 = 0,728
По таблице 7
коэффициент корреляции рангов по Спирмену для 30 человек равен 0,728, что
свидетельствует о наличии положительной значимой корреляции между креативностью
и мотивацией достижения. То есть, с повышением уровня мотивации достижения
успеха растет и уровень креативности.
Для ответа на
вопрос о том, отличаются ли средние значения рангов креативности у людей с
мотивом достижения успеха и у людей с мотивом избегания неудач статистически
достоверно друг от друга, применим t-критерий Стъюдента.
t = |X1 – X2| / |M12 + M22| ;
где X1 – среднее значение рангов
креативности в группе с мотивацией достижения;
X2 – среднее значение рангов креативности в группе с мотивацией
избегания неудач;
M1 и M2 – интегрированные показатели
отклонений значений рангов креативности в группах с мотивацией достижения и
избегания неудач соответственно.
S2 = 1 / n * xk
– x)2 ;
M12 = S121,125
S12 = 9,0
M22 = S22 2,092
S22 = 16,734
t = 5,09
ttab = 4,14 при вероятности допустимой
ошибки равной 0,001 и числу степеней свободы равному 14.
Среднее значение
рангов креативности у людей с мотивом достижения успеха и у людей с мотивом
избегания неудач статистически достоверно отличаются друг от друга.
Для того чтобы
ответить на вопрос, меньше ли индивидуальный разброс рангов креативности в группе
с мотивацией достижения, чем в группе с мотивацией избегания неудач, вычислим
критерий Фишера:
F = S12 / S22
F = 1,859
Ftab = 3,440 при числах степеней свободы
равных 7 и 7.
F < Ftab , следовательно, индивидуальный разброс рангов
креативности в группе с мотивом достижения статистически достоверно не
отличается от индивидуального разброса рангов креативности в группе с мотивом
избегания неудач.
Для того, чтобы
доказать отличия в средних величинах разностей рангов мотивации достижения и
креативности в группах с мотивом достижения и избегания неудач снова применим t-критерий Стьюдента.
t = 2,805
ttab = 2,14 при наличие степени свободы
равной 14 с вероятностью допустимой ошибки равной 0,05.
Средние величины
разностей рангов мотивации достижения и креативности в группах с мотивом
достижения и избегания неудач статистически достоверно отличаются друг от
друга.
То есть, с
повышением ранга мотива достижения растет и взаимосвязь мотива достижения и
креативности.
Корреляция между
креативностью и мотивацией достижения у девушек составила: RS = 0,548 что говорит о наличии
значимой взаимосвязи между этими параметрами в данной группе.
Корреляции между
креативностью и мотивацией достижения у юношей не выявлена, что, возможно,
объясняется недостаточным количеством респондентов мужского пола.
Для достижения
цели исследования был проведен сравнительный анализ составляющей креативности –
беглости и мотивации достижения и вычислен коэффициент корреляции рангов по
Спирмену:
RS =
-0,12
Значимой корреляции между беглостью (количество
рассказов) и мотивацией достижения не выявлено, что свидетельствует о том, что
мотивация достижений не влияет на составляющую креативности – беглость.
Для достижения
цели исследования был проведен сравнительный анализ составляющей креативности -
динамичности и мотивации достижения и вычислен коэффициент корреляции рангов по
Спирмену:
RS =
0,61
Таким образом, выявлена статистически достоверно
взаимосвязь между динамичностью (количество поворотов сюжета) и мотивацией
достижения.
Для достижения цели
исследования был проведен сравнительный анализ составляющей креативности –
гибкости и мотивации достижения и вычислен коэффициент корреляции рангов по
Спирмену:
RS =
0,74
Таким образом, выявлена статистически достоверно
взаимосвязь между гибкостью (количество описательных определений) и мотивацией
достижения.
Для достижения
цели исследования был проведен сравнительный анализ составляющей креативности –
оригинальности и мотивации достижения и вычислен коэффициент корреляции рангов
по Спирмену:
RS =
0,66
Таким образом, выявлена статистически достоверно
взаимосвязь между оригинальностью (частота встречаемости данного сюжета) и
мотивацией достижения.
Сводная таблица корреляций
составляющих креативности и мотивации достижения.
Таблица 12
|