Обработка результатов третьего параметра креативности показала, что высокие показатели по гибкости имеют 30 % испытуемых, что выше нормы на 3 %, средние показатели – 47 %, что превышает норму на 1 %, низкие показатели – 23 % испытуемых, что ниже нормы на 4 %. Можно сделать вывод о том, что составляющая креативности – гибкость в данной группе в целом соответствует методическим нормам.
Данные методики «Рисунки животных» по показателю: Оригинальность представлены в Таблице 4 (см. в Приложении).
Распределение составляющей креативности – оригинальности по уровням выраженности и рангам.
Таблица 5
Уровень оригинальности
Ранг
Высокий
1 – 5
20 %
Средний
6 – 13
53 %
Низкий
14 – 18
27 %
Обработка результатов первого параметра креативности показала, что высокие показатели по оригинальности имеют 20 % испытуемых, что ниже нормы на 7 %, средние показатели – 53 %, что выше нормы на 7 %, низкие показатели – 27 % испытуемых, что полностью соответствует методической норме. Можно сказать, что уровень составляющей креативности – оригинальности немного занижен.
Сводная таблица расчета уровня креативности представлены в Таблице 5 (см. в Приложении).
Уровень креативности рассчитывался как среднее по всем четырем показателям креативности: беглость, динамичность, гибкость и оригинальность.
Кр = (A + B + C + D) / 4
Распределение уровня креативности по уровням выраженности и рангам.
Таблица 6
Уровень креативности
Ранг
Высокий
1 – 5
37 %
Средний
6 – 13
37 %
Низкий
14 – 19
26 %
Высокий показатель уровня креативности имеют 37 % испытуемых, средний показатель – 37 %, низкий – 26 % испытуемых.
Степень проявления составляющих креативности в данной группе.
Таблица 7
Составляющие креативности |
Ранг |
Беглость |
1 |
Гибкость |
2 |
Оригинальность |
3 |
Динамичность |
4 |
Общий анализ креативности показал, что количество испытуемых с высоким уровнем развития креативности выше методической нормы на 10 %. Это обеспечивается высокими показателями, превышающими методические нормы, составляющих креативности – беглости и гибкости. Такие же составляющие креативности как динамичность и оригинальность ниже методической нормы. Наиболее развита в группе составляющая креативности – беглость. Менее беглости развита гибкость, гибкости уступает оригинальность. Наименее развита в группе составляющая креативности – динамичность.
Гендерный аспект креативности
Таблица 8
Уровни креативности |
Юноши (% выборки) |
Девушки (% выборки) |
Высокий |
33 % |
37,5 % |
Средний |
50 % |
33,5 % |
Низкий |
17 % |
29 % |
Группу с высоким уровнем креативности составили 11 человек: 2 юношей и 9 девушек.
Группу со средним уровнем креативности составили 11 человек: 3 юноши и 8 девушек.
Группу с низким уровнем креативности составили 8 человек: 1 юноша и 7 девушек.
Можно сделать вывод, что процент девушек с высоким уровнем креативности в данной группе больше аналогичного показателя у юношей. Однако и процент девушек с низким уровнем креативности в данной группе тоже выше, чем процент юношей с низким уровнем креативности. Это объясняется тем, что процент юношей, имеющих средний уровень креативности гораздо выше аналогичного показателя у девушек. Большинство юношей (50 %) имеют средние показатели креативности, а большинство девушек (37,5) – высокий уровень креативности.
Для того, чтобы выяснить различаются ли со статистической достоверностью средние величины уровней креативности юношей и девушек применим t-критерий Стьюдента.
t = 0,41
ttab = 2,05 при числе степеней свободы равном 28 и вероятности допустимой ошибки равной 0,05.
t < ttab , следовательно мы не можем утверждать со статистической достоверностью о том, что среднее значение уровня креативности юношей отличается от среднего значения уровня креативности девушек.
II этап: При обработке результатов методики «Определение уровня мотивации достижения успеха» баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы:
- верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху,
- нижние 27% – мотивом избегания неудачи,
- остальные 46 % составили средний уровень.
В результате обработки бланков ответов реципиентов по методике «Определение уровня мотивации достижения успеха» были получены следующие результаты, представленные в Таблице 6 (см. в Приложении).
Распределение мотивации достижения по уровням и рангам.