Краеведение и краеведческий принцип в обучении географии
На
основе ответов о водах своей местности и знаний, полученных на экскурсии,
учитель делает требуемые по программе обобщения.
Педагогическое
значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о
водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений. Последующий осмотр
соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит
полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время
изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии.
Выяснение
на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с
примерами их хозяйственного использования привлекает школьников к общественно
полезному труду, к разнообразной внеклассной работе (по охране вод, по борьбе с
вредными процессами —с ростом оврагов, эрозией почв, к наблюдениям за режимом
реки и т. д.). Определенное значение для этого имеют работы практического
характера, которые должны обязательно выполнять учащиеся во время экскурсии по
заданию учителя, например: расчистка от зарослей и загрязнения участка
местности или реки, расстановка предупреждающих указателей, приведение в
порядок запущенных источников и водосборов, а также и выявление новых для
хозяйственного использования.
Понятия
о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии
формируются на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях,
получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала
учебного года на географической площадке или школьной метеорологической
станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический материал,
позволяющий понять закономерности, протекающие в атмосферных явлениях, и
простейшие зависимости между ними. Это и поможет разобраться в определении
различных типов погоды. Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за
несколько лет, позволят делать выводы об основных, характерных чертах климата края.
А сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные
представления у учащихся о разных типах климата.
Как
и при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показывать практическое
значение изучения погоды, например, для сельского хозяйства, транспорта, для
строительных работ. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе,
могут сообщаться местным организациям (если эти данные снимаются с достаточно
надежных приборов). В связи с наблюдением погоды может быть поставлена очень
содержательная внеклассная работа, с охватом большого количества школьников
разных классов, так как наблюдения проводятся обычно три раза в сутки (в 7, 13
и 19 часов) за температурой воздуха, атмосферным давлением, направлением и
скоростью ветра, влажностью воздуха, облачностью, осадками и другими
метеорологическими явлениями.
При
изучении темы “Географическая оболочка”, конкретные представления о
взаимосвязях компонентов природного комплекса учащиеся получают на
краеведческом материале, той местности, где расположена школа, с использованием
результатов наблюдений как в общем плане краеведения в школе, так и в течение
учебных занятий, например, на весенней экскурсии.
Весенняя
экскурсия — завершающий этап начального курса физической географии. Ее маршрут
должен совпадать с маршрутом осенней экскурсии: иначе не покажешь динамику
природы, эрозионные процессы и др.
Особое
место в 6 классе занимает изучение плана и карты. Сознательное и правильное
понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того,
как будут поставлены первые занятия по ознакомлению и работе с планом и картой.
Давно
доказано [1], что словесное объяснение того, как построена
карта, и рассуждения о том, как ее “читать”, цели не достигают. Также плохо
помогает пониманию карты заучивание соответствующих параграфов учебников. Изучение
темы “Изображение Земли на глобусе и картах”, которая стоит первой в курсе,
должно строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с
планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, своего села,
деревни или города, своего района, области).
Занятия
должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились
ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали
условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей
местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень
знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз, может быть,
пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий можно
будет понимать любую карту.
Все
виды топографических работ должны составлять обязательную часть краеведения в
целом, как и всех учебных экскурсий и походов. Картографический материал —
основа для географического краеведения и главное пособие при осуществлении
краеведческого принципа в преподавании. Действительно, как же иначе можно знать
родной край, если не “привязывать” все обнаруженное и изучаемое к “месту”, не
накладывать на карту. Только на карте можно показать окружение края и внутренние
его различия.
Курс географии материков
также имеет возможности для использования конкретного краеведческого материала,
но до настоящего времени связь его с краеведением носит очень ограниченный
характер.
В 7
классе практические работы направлены на усовершенствование и развитие умений
учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных масштабов и
содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных
территорий. Наблюдения погоды, проводимые дежурными, совершенствуют умения
наблюдать и отрабатывать собранные данные и вместе с тем способствуют
накоплению материала о погоде и климате своей местности.
Проводится
экскурсия по комплексному описанию природы, на которой изучают взаимодействие
природных компонентов и подводят учащихся к выводам о природных различиях и к
понятию о зональности.
Таким
образом, во время изучения географии материков краеведческие наблюдения должны
продолжаться в целях применения их в качестве сравнений с отдаленными и
недоступными для непосредственного восприятия географическими комплексами. Обобщенный материал наблюдений по своему краю используется для сравнения при изучении
климата, рек, географических поясов материков.
Изучая
географическое положение материков и определяя координаты их точек, полезно
установить, какие места расположены на одинаковой широте или долготе со своей
местностью или чем отличается географическое положение изучаемой территории от
родного края. Напоминая о характере поверхности и сопоставляя на уроке
конкретные данные о температурах и количестве осадков своей местности с данными
изучаемых территорий, можно вызвать у учащихся более реальное представление о
рельефе и климате этих районов, например, данные о средних температурах в
январе или в июле, о среднем количестве осадков реально будут оценены, если при
этом вспоминались аналогичные показатели по своей местности.
В
этом курсе краеведческий материал больше привлекается для постановки на его
основе вопросов как исходных в начале изучения темы программы. Конечно, из-за
ограниченности прямых связей этого материала с географией материков учителя
реже, чем в других классах, прибегают к его использованию на уроках, хотя
работа с применением краеведения в изучении географии материков обеспечивает
хорошее усвоение учебной программы.
Большое
образовательное и воспитательное значение имеет показ примеров различного, в
зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в
зарубежных странах в сопоставлении с преобразованием и развитием
производительных сил родного края. Рассказы о населении также будут более
реальными, если проводить сравнения с достижениями в росте материального и
культурного уровня народа своей области, республики.
Внеурочная
(программная) краеведческая работа при изучении географии
материков основывается на продолжении наблюдений по начальному курсу физической
географии. Это главным образом систематическое ведение метеорологических и
фенологических наблюдений с периодической их обработкой. Из внеклассной работы,
не связанной с учебной программой, проводится экскурсионное изучение отдельных
мест родного края, походы по своему краю, сбор образцов полезных ископаемых,
почв, изготовление схем, диаграмм для музея, фотографирование местных природных
и хозяйственных объектов и т. д. Продолжается работа по охране природы.
Более
глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе изучения физической географии России. Большое
значение применения краеведческого принципа при изучении физической географии
России состоит в том, что он обеспечивает развитие у учащихся представлений о
своем крае как о составной части страны, что очень важно в образовательных и
воспитательных целях.
В
курсе физической географии России накопленные ранее краеведческие сведения
значительно расширяются и углубляются за счет привлечения дополнительного
материала о природных особенностях, новых данных о промышленности и сельском
хозяйстве, историческом прошлом и культурном развитии своего края.
В
течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими
наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти
все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема
подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме
наблюдений в природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение
населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для
использования результатов в 9 классе. Важное значение имеют всевозможные
измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и
фенологических наблюдений, географические описания отдельных
природно-территориальных комплексов (ландшафтов).
Но
будет неправильным ограничивать краеведческие сведения, вводимые в уроки,
только результатами, полученными от непосредственных наблюдений учащихся. Курс
физической географии России очень содержателен, и собранный школьниками
материал вряд ли будет достаточным для разрешения всех вопросов связи со своим
краем. Учителю необходимо дополнять уроки собственными краеведческими познаниями
из самых различных источников.
В
курсах физической и экономической географии России продолжается и экскурсионное
изучение края. На экскурсии в 9 классе изучаются природно-территориальные
комплексы и производится ознакомление с хозяйственной деятельностью местного
населения. На экскурсии в 9 классе изучается территориально-производственный
комплекс.
Завершается
изучение родного края в 8 и 9 классах темой “Своя область (край) ”.
Краеведческая
основа должна проходить через весь курс географии России, но особенно в первой
части (физическая география России).
При
ознакомлении с географическим положением и границами России привлекаются данные
о географическом положении родного края для примеров доказательства большой
роли положения в развитии страны.
В
теме “Рельеф России” учащиеся находят и определяют генетические связи местных
форм с рельефом того крупного физико-географического района, в состав которого
входит родной край. Используются описания конкретных местных форм рельефа для
сравнений при характеристиках отдельных частей поверхности всей страны.
Выясняется доля ископаемых богатств края в общих ресурсах страны и его участие
в разрешении задачи по обеспечению минеральным и энергетическим сырьем
хозяйства России.
Проводимые
метеорологические наблюдения в районе школы и их данные о родном крае
используются в теме “Климаты России” для объяснения различных явлений,
изменений погодных условий по временам года и связей хозяйства с климатом.
В
теме “Внутренние воды России” данные об источниках питания, о режиме и
хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными
по рекам всей страны.
Такой
же подход должен быть и при изучении озер и других водоемов.
В
теме “Почвы, растительность и животный мир” для характеристики зоны, в которой
располагается край, привлекается весь материал по изучению местных почв,
растительности и животного мира и природно-территориального комплекса.
Уроки
следует начинать с вводной беседы о своей местности или с описания конкретного
географического объекта, от которого переходить к объяснению общих понятий
зональности в природе и закономерностях размещения природных зон[4].
При
изучении темы “Население России” можно использовать факты из практики развития
хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к
текущему учебному материалу.
Вторая
часть курса—природные условия и естественные ресурсы России — имеет больше
возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно при
изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение темы
“Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся
уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет
проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды,
так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и
является.
В
курсе экономической географии России
краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся
обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его
осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным
материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района.
Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного
производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в
сельской местности — колхоз, подсобное хозяйство. Часть практических занятий,
упражнений и заданий по экономико-географическому анализу и расчетам может
выполняться на местном статистическом и производственном материале. В учебном
пособии по школьному курсу содержится много заданий и вопросов, направленных на
использование краеведческих знаний для формирования общих
экономико-географических понятий и приобретения учащимися некоторых
практических навыков (обработка статистических данных, их графическое
оформление, работа с экономической картой и др.).
Очень
много может дать в сельских школах практика, связанная с сельскохозяйственными
работами. Участвуя в этих работах, школьники знакомятся с местным сельским
хозяйством. Учитель при помощи специальных заданий может это ознакомление
направить на усвоение учащимися представлений и понятий, необходимых при
изучении сельского хозяйства в курсе экономической географии; например, можно
предложить школьникам следующие задания[4]:
1.
Выяснить, какие сельскохозяйственные культуры из зерновых, технических,
кормовых возделываются в хозяйстве.
2.
Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.
3.
Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она
способствует повышению производительности труда и облегчению труда работников
сельского хозяйства.
4.
Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учетом
затрат труда и средств на производство продукции.
Изучение
местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких
понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование
предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация
производственных процессов, поточный метод, а по сельскому хозяйству —земельный
фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно
важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования
в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных
связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении
труда. Правильное представление о производственных связях промышленных
предприятий формируется на примере предприятий своего района.
Весь
собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки,
опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей
краеведческой работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те
факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от
частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов
размещения хозяйства России и его перспектив .
В экономической географии зарубежных стран
в меньшей степени, чем в других школьных курсах, может устанавливаться прямая
связь краеведения с содержанием предмета. Однако и здесь возможно использование
краеведческого материала в преподавании. Прежде всего, для более конкретных
описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов ряда стран могут применяться
сравнения их с природными условиями своего края. В этом случае краеведение поможет
находить понятные примеры для разъяснения учащимся, во-первых, изменения роли
природной среды и хозяйственной деятельности в зависимости от способа
производства; во-вторых, значения сырьевых -ресурсов в географии производства в
различных социально-исторических условиях.
Специфика
краеведческого материала, включаемого в курс экономической географии зарубежных
стран, его ограниченность и непостоянная возможность использования определяют
методы его применения в учебном процессе.
Школьный краеведческий музей
Осуществление
краеведческого принципа в учебно-воспитательной работе возможно только при
условии систематического накопления в школе местного географического материала.
Этот материал постепенно собирается в школьном краеведческом уголке, который
впоследствии в результате увеличения и организации работы может перерасти в
краеведческий музей.
Сложность
работы по созданию краеведческого музея в школе состоит главным образом в том,
что учитель при недостаточном владении методикой краеведения затрудняется в
постановке исследований для получения нужных материалов. Не все собранные
материалы можно использовать для создания музея, а только те, которые подобраны
так, что вместе образуют нечто целое, объединенное идеей лучшего отражения
жизни родного края и представляющее в то же время педагогическую ценность.
Главным
критерием в оценке музейного материала должны быть достоверность типичных для
края явлений и объектов и возможность применения их в учебно-воспитательной
работе[4].
Школьный
краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание
редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни
были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять
определенной внутренней связью и системой отбора, от чего зависит и
расположение материала по отделам и стендам музея.
В
школьном краеведческом музее сосредоточивается все самое значительное о природе,
истории, экономике, культуре края. Посредством отбора характерных и ярких
предметов музей должен превратиться в составленное по определенному замыслу
собрание экспонатов, показывающих все стороны жизни края. В этом его сходство с
местным государственным краеведческим музеем, от которого в то же время
школьный музей сильно и отличается.
Эти
отличия: во-первых, по содержанию своих материалов, так как в школьный музей
собирают главным образом наиболее подробные сведения о ближайших окрестностях
школы, поскольку главное в работе школьного музея — изучение прилегающей к
школе местности.
Во-вторых,
экспонаты школьного музея должны помогать учителю в проведении уроков. В нем
сосредоточивается материал, отвечающий требованиям и содержанию учебного
предмета и служащий учебно-наглядным пособием для уроков, строящихся на
краеведческой основе, поэтому экспозиция в школьном краеведческом музее
располагается так, чтобы можно было в нем проводить учебно-урочную работу.
В-третьих,
в школьном краеведческом музее показывают те пути и методы, какими ведется
краеведческая работа в школе. В нем сосредоточиваются всевозможные описания
экспедиций, походов, экскурсии, встреч, вечеров, слетов краеведов, дневники
походов, сведения по истории краеведения в школе, различные призы, награды,
подарки, полученные юными краеведами школы.
Как
бы ни была мала или велика территория края, она должна быть представлена
обособленно от соседних мест, чтобы отражение ее в музее составляло бы
осмысленную цельную картину.
Задача
краеведческого музея — дать наглядный и всесторонний показ природы и жизни
родной местности. Но воплощать это можно и нужно очень разнообразно и
продуманно.
Натуральные
экспонаты, карты, иллюстративный материал, копии разнообразных документов,
книги, журналы располагаются по отделам. Количество отделов и их содержание
определяются произвольно. Музей может, например, иметь только один отдел,
включающий материалы о занятиях населения, но могут быть отделы о природе,
истории, хозяйстве края, о быте населения и т. д. Последовательность размещения
материалов в отделах может соответствовать расположению тем в учебной
программе, а может быть связана с принципами научной классификации вопросов.
При
организации школьного краеведческого музея необходимо строго придерживаться
правил музейного хранения доподлинных памятников. В каком бы виде ни были
памятники, какой бы характер они ни носили: исторические предметы и документы,
материалы геологических исследований, археологических раскопок и др., они
должны быть выделены в так называемый “особый фонд” для учета и наиболее
тщательного хранения. Об обнаруженных памятных материалах необходимо поставить
в известность государственный музей и получить от него указания, как их
оформить и где они должны храниться.
В
опыте школ выработалось два противоположных подхода к созданию музея[4]. Первый — когда материалы для музея накапливаются постепенно и после
того, когда образуется некоторый фонд, составляется план оборудования и
начинается изготовление экспонатов и их размещение. Второй — открытие музея не
откладывается на то время, когда будут собраны все материалы по всем разделам,
так как на это уйдет немало времени, за которое у учащихся, работающих над
созданием музея, если они не видят результатов своих трудов, потеряется к нему
интерес.
Пользы
будет больше, если при появлении первых экспонатов приступать к созданию хотя
бы краеведческого уголка. Не беда, что некоторые отделы не будут достаточно
представлены. Зато собранный и выставленный с соответствующей обработкой
материал сразу начнет использоваться в учебно-воспитательной работе.
Естественно,
что первоначально собранные и оформленные экспонаты будут исходным материалом
для дальнейшей пополнения музея и расширения его роли в учебно-педагогическом
процессе. Неотложная обработка материла для экспонирования на стендах музея
должна быть правилом краеведческой работы в школе.
Большое
значение в подготовке экспозиций музея принадлежит задаче эстетического
воспитания. Умение красиво оформить материал и как можно лучше и яснее его
показать — важное условие при создании музея. Сам музей, его экспонаты могут
служить средством эстетического воспитания, а работа в нем — конкретная
возможность привить хороший вкус школьникам. Для этого важно, чтобы обзор
экспонатов был не только поучительным, но и легким, приятным. Все предметы,
помещаемые в нем, должны быть непременно интересными, красиво оформленными.
Музей будет очень проигрывать в художественном отношении, если переполнить его
лишними материалами плохого качества. Экспонаты необходимо размещать с
достаточными, промежутками, чтобы при рассмотрении каждого предмета соседние не
могли рассеивать или отвлекать внимание; следует избегать в музее впечатления
тесноты.
Очень
важное значение имеют при оформлении экспонатов краски и освещение. Сильное
впечатление создают не кричащие яркие краски, а спокойные, ровно покрывающие
поверхность полутона, гармонирующие между собой. Следует стремиться для каждого
предмета найти лучшее место в той части музея, где этот предмет по своему
содержанию и характеру должен размещаться.
Все
отделы сопровождаются соответствующими надписями, а экспонаты—этикетками,
объясняющими качественные стороны предмета, некоторые сведения об истории его
появления в музее и т. д. Для каждого рода надписей выбирается свой
шрифт—простой и четкий. Фотографии, диаграммы, рисунки, письменные материалы
обводятся рамкой или окантовываются под стекло. Многие материалы удобно хранить
в папках, альбомах с прочными переплетами.
Каждый
экспонат должен быть зарегистрирован в инвентарной книге, в которой
фиксируется: 1) инвентарный номер, 2) дата поступления, 3) от кого поступил
экспонат.
Кроме
инвентарной книги заводятся карточные каталоги экспонатов по отделам музея: на
каждый экспонат должна быть заполнена карточка с названием и подробным,
описанием экспоната.
Музей
должен быть примером чистоты, порядка и изящества. Плохо, если его экспозиции
никогда не меняются. Изменения в экспозициях, их обновление — верный признак
того, что в школе жива краеведческая работа, а музей хорошо служит
учебно-воспитательным целям:
В
правильном создании экспозиций школьного музея имеет большое значение
постоянная связь его с государственным краеведческим музеем своей области или
города и получение от последнего практической и методической помощи. Организуя
краеведческую работу в тесном контакте с государственным краеведческим музеем,
можно использовать в преподавании такие уникальные материалы, которыми школа не
располагает. Музей может выделить для школы часть предметов из своих запасных
фондов.
В
экспозиционных залах государственного музея на подлинных материалах также могут
проводиться уроки. При этом лучше, если их проводит сам учитель, а не
экскурсовод. Поэтому учителю необходимо предварительно хорошо познакомиться с
экспозициями государственного музея. Его сотрудники обычно оказывают школам
методическую помощь при подготовке уроков, а также и занятий краеведческого
кружка.
Краеведением
должны заниматься все школы, поэтому для создания действительно хорошего
школьного музея целесообразно объединить работу нескольких школ, расположенных
рядом, и в одной из них открыть музей, при обязательном сохранении в каждой
школе краеведческих уголков. В этом случае интересные материалы для музея
получаются от ряда школ, в обработке их тоже участвуют объединенные силы.
Основное условие для образования и развития кустового краеведческого музея —его
внутренняя связь искусством, в котором он возникает. Музей должен представлять
достаточно полное и ценное собрание материала, который может вызвать интерес
всех школ “куста”. Очень важна задача, имеющая большое воспитательное значение,
— отразить непосредственное участие самих школьников в местном хозяйстве,
культурном строительстве. И в этом деле совершенно особое воспитательное
значение будут иметь материалы, показывающие деятельность местного населения.
Организация
кустового музея открывает больше возможностей для постоянного пополнения
экспонатов, так как в этом случае силы умножаются в соответствии с числом
школ. Он также может взять на себя роль основного организационного центра
краеведческой работы в школах.
На
использовании кустового музея могут развиваться некоторые виды массовой работы:
экскурсии, походы, создание литературных описаний, издание рукописного журнала,
подготовка докладов, картографирование местности, сбор и систематический учет
фотоматериалов, любительских фильмов, устройство краеведческих вечеров, встреч
и пр.
С
краеведением, и в частности с краеведческим музеем, должна быть связана работа
школьной библиотеки. Она сосредоточивает основные научные и популярные
сочинения по каждому отделу музея, заметки и статьи местных газет и т. д.,
дающих материал для всестороннего изучения края. В библиотеке могут сохраняться
и папки с рисунками, фотографиями, картами, не выставленными на стенды и
составляющими фонд для дальнейшей обработки и пополнения экспозиций музея, и
использования на уроках.
Организация
в библиотеке “краевого” да “местного” отдела, составление систематического
каталога литературы, карт и фотографий по вопросам краеведения очень важное
дело, от него во многом зависит широта постановки краеведческих работ.
Страницы: 1, 2, 3
|