Краеведение и краеведческий принцип в обучении географии
Краеведение и краеведческий принцип в обучении географии
История
краеведения
Педагогическая
ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана очень
давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике”
Я. Коменского в первой половине XVII в.
В
дореволюционной русской школе принцип родиноведения в обучении географии
получил определенное развитие в первой половине XIX в.
В
1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно
начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в
предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения
получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии
“Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семенова.
Начавшаяся
в 70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям
религии, самодержавия и схоластики.
Некоторое
оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в
конце XIX—начале XX в. Однако при царизме в школах России родиноведение не получило
массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное
краеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” был
предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское
время [5].
Уже
первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе
краеведения.
Развитие
школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа
1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем
говорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся
национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического
развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности,
промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д.)” [6].
Понятие «краеведение»
В
понятие “краеведение” вносилось различное содержание.
В
20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения
какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или
хозяйственным признакам относительно небольшой территории .
В
30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее
местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края
на основе всестороннего его изучения”. Были также высказывания о нем как об
особой науке, предмете преподавания.
А.
С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных
по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к
научному и всестороннему познанию края” [2].
Краеведением
занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы,
архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное:
историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического.
Однако
ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов
исследования, как в географии. А. С. Барков считал, что объект и методы
изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно
рассматривать как “малую географию”, точнее, как малое страноведение”[2].
В
настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как
краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее,
синтезированное изучение родного края.
В
краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность,
территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория,
определяемая понятием “родной край”.
Формы организации краеведения
Исходя
из задач краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе
развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.
Сущность школьного краеведения
В
школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под
руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а
также туристы.
Сущность
школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в
учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным
источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под
руководством преподавателя.
Школьное
краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только
учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами
школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем
учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей,
он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на
изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты
школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам
краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо
знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы
со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу.
Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и
его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями
своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение
для учителя —верный путь к научной исследовательской деятельности.
В
процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный
материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической
деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
В
обучении географии краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего
обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию
географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности
местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на
уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического
применения приобретенных знаний.
Таким
образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как
деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий,
обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
Учебное и непрограммное краеведение
В
школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи
с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются
учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого
строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные
с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на
географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно
участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники
принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему
краю, школьные экспедиции и пр.
Организация
и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны,
но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного
края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе
программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор
краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных
явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство
учителя всей работой.
Учебное
краеведение преследует две задачи: одна из них - всестороннее изучение своей
местности и накопление краеведческого материала, другая - использование этого
материала в преподавании[3]. Они друг с другом очень связаны:
решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании
приобретенных краеведческих знаний - главное назначение школьного краеведения.
Краеведение
создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений.
Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по
образному выражению Н. Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”[1].
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Краеведческий
принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому
правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея
представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве
родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а
также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической
среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных
представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической
оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного
наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его
компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом,
постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать
для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся
по изучению края— средство для непосредственного
познания географических явлений.
Главное
назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность
учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать
географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных
компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования
понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу
географической науки[4]. Благодаря этому устраняется
абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.
В
школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены
только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей
показывает[4], что понятия о расходе реки, строении
долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно
проводится учащимися в реальной действительности.
Обучение
с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение
географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся
расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так,
например, представления о формах поверхности будут правильными, если они
сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот
останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на
основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как
ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения
учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как
словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьник
будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая
его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие
того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому,
чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся
усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность.
Краеведение
дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и
использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи
может быть работа по картированию своей местности, когда в решении
географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по
исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии
применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа
изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики,
особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они
проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы
одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с
историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое
место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.
Осуществление
краеведческого принципа в обучении помогает связать теоретические знания,
приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например:
метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом
реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений и т. д.
Благодаря
краеведению обучение географии строится на наблюдениях подлинной
действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что
краеведение должно служить обучению географии повседневно и непрерывно, а не
быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой
учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.
На
краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя
краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению
края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче
заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить
систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для
организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на
краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное
краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными
занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе
должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой
работой.
Краеведение
способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие
походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как
возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому
познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением,
учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Вместе
с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения
способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления
учащихся с техникой и технологией производства.
Велико
значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением,
учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края,
а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе
краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические
памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления
непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее
богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного
отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего
микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.
Изучение
своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в
общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении
родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие
форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в
соответствии со своими интересами, склонностями и силами.
Краеведение
— самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися
знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.
В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются
сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Краеведение
создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает
развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии
школьников.
Систематическое
изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьников
активное природоохранительное отношение к ней.
Большие
возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих
природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше
вникать в тайны природы.
Краеведение
помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с
чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное
значение для воспитания патриотизма.
Методы и приемы осуществления краеведческого
принципа в обучении географии
Осуществление
краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания
разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение
географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в
других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае
или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы
и хозяйства всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на
уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или
иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также
разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению
учебной программы.
В
учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над
явлениями природы и трудовой деятельностью людей своей местности; указаны
практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением;
предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях
школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса.
Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не
исчерпывается связь обучения с краеведением. Могут быть применены многие другие
виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии,
например работа с местными картами, с краевой литературой и т. д.
Страницы: 1, 2, 3
|