бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми бесплатно рефераты

У 11 испытуемых фигура "Я" белого цвета. Они хотели бы видеть себя спо­койными, аккуратными, самостоятель­ными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Обращает на себя внимание тот факт, что для обозначения понятия "Я" не была выбрана ни одна фигура чер­ного цвета.

Понятие "Добро" ассоциируется у 8 учащихся с красным цветом (тепло, ди­намика, активное действие, способ­ность при любых обстоятельствах по­беждать зло), у 13 — с белым (уравнове­шенность, чистота, терпение, сила). Три мальчика и одна девочка обозначи­ли "Добро" черными фигурами. Как по­казали их объяснения, для этих школь­ников черный цвет связан не с отрица­тельными эмоциями, а с глубокой тай­ной, завершенностью и самодостаточ­ностью.

Достаточно интересно цветовое вы­ражение испытуемыми своего отноше­ния к понятию "Зло". В пяти работах данное понятие представлено красны­ми фигурами (эгоизм, грубый натиск, война, кровь). На трех работах фигуры "Зло" белые (холод, смерть). 17 школь­ников обозначили данное понятие чер­ным цветом (темнота, опасность, страх, враждебные силы).

В 15 работах использованы 3 цвета: 2 испытуемых все заданные понятия обозначили красным цветом, 1 учащий­ся выбрал исключительно белые фигу­ры, остальные 7 работ представляют собой двухцветные комбинации.

Величина является символом, с по­мощью которого человек осознанно или неосознанно выражает степень значимости какого-либо явления. В на­шем исследовании испытуемые ис­пользовали в основном большие фигу­ры. Это подтверждает, что школьникам с интеллектуальной недостаточностью доступно понимание важности базо­вых для человеческого сознания поня­тий. Маленьких фигур было всего 19 (25%). Из них 13 испытуемых отнесли к понятию "Зло", что отражает естест­венное для любого человека стремле­ние по возможности уменьшить абсо­лютную величину негативного начала. У двух школьников маленькими были все фигуры. Один учащийся с помо­щью маленьких белых кругов изобра­зил "Я" и "Добро", а над ними поместил большой черный квадрат — "Зло". Счи­таем, что в данном случае могут иметь место серьезные отклонения в эмоцио­нальной сфере и этот школьник нужда­ется в особом внимании и психологиче­ской поддержке педагогов.

При анализе и оценке результатов особое внимание обращалось на распо­ложение фигур на листе. При этом име­ло значение не только то, как близко от фигуры "Я" испытуемый помещал "До­бро" и "Зло". Как считают авторы мно­гих проективных методик, правая сто­рона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительнос­тью. В этой части листа учащиеся рас­полагают символы, имеющие для них положительную эмоциональную окра­ску, означающие активность и кон­кретные действия.

В то же время левая сторона и низ листа символизируют период прошло­го и мир фантазий. Они также связаны с негативными переживаниями, с не­уверенностью в своих силах и пассив­ностью.

Важное значение придается распо­ложению фигуры "Я". Считается, что, помещая ее в той или иной части листа, испытуемый показывает отношение к самому себе, или самооценку. Так, раз­мещение фигуры "Я" в центральной ча­сти листа говорит о более или менее адекватной самооценке. Если данный символ располагается вверху, это мо­жет свидетельствовать о завышенной самооценке. Соответственно, работы, на которых фигура "Я" находится в нижней части листа, отражают зани­женную самооценку. Отметим, однако, что речь скорее идет о высокой, сред­ней и низкой самооценке, чем о завы­шенной, адекватной и заниженной. Проективная методика показывает лишь  эмоциональное  отношение школьника к различным сторонам действительности, в том числе и к себе, но она не предназначена для выявления соответствия этого отношения объек­тивной реальности.

Исследование показало, что 7 испы­туемых поместили фигуру "Я" в сере­дине листа. Причем на двух работа эта фигура находится прямо в центре, что говорит о стабильной средней само­оценке. У двух школьников фигура "Я" смещена влево, они относят себя к чис­лу средних и недовольны этим. Речь мо­жет идти о замаскированной высокой самооценке. Три учащихся расположи­ли данный символ справа. Это показы­вает, что реализация важной социаль­ной потребности "быть не хуже дру­гих", "быть как все" связана у них с по­ложительно окрашенными эмоциями.

Десять школьников расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для ум­ственно отсталых учащихся 5—6-х классов высокую самооценку. Из них две фигуры находятся посередине, семь — в правой верхней части. У одно­го испытуемого эта фигура помещена слева. Возможно, школьник частично осознает, что его высокая самооценка не вполне соответствует реальным ус­пехам, и это приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, кото­рый сглаживается посредством фанта­зий.

У восьми учащихся символ "Я" рас­положен внизу листа, что свидетельст­вует о низкой самооценке. На двух ра­ботах эта фигура посередине, на двух — слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства мало-ценности. У четырех испытуемых фи­гура помещена справа. Соответственно из восьми школьников, показавших низкую самооценку, 2 не испытывают в связи с этим никаких неприятных пе­реживаний, а 4 даже вполне довольны. Считаем, что данный факт говорит о наличии некоего защитного механиз­ма, затрудняющего возникновение у школьников с интеллектуальной недо­статочностью отрицательных эмоций и предохраняющего их от воздействия всевозможных стрессов.

Расположение на листе фигур, обо­значающих заданные понятия, в какой-то мере отражает склонность испытуе­мых к совершению позитивных или негативных поступков, их готовность к выполнению или нарушению норм и правил, регулирующих поведение чело­века в обществе. Например, на 4 рабо­тах фигуры "Я" и "Зло" расположены рядом, а "Добро" помещено в другой ча­сти листа. В данном случае можно сде­лать вывод о некотором отклонении в направлении эмоциональной активнос­ти. Девять испытуемых, напротив, по­местили рядом фигуры "Я" и "Добро". У семи учащихся все фигуры расположе­ны в разных углах. На пяти работах "Добро" и "Зло" помещаются в непо­средственной близости, а фигура "Я" удалена на значительном расстоянии.

Немаловажное значение при оценке результатов имеет также время и спо­соб испытуемого. Чем дольше школь­ник думает над выбором фигуры и над ее размещением на листе, тем более значимой для него является данная проблема.

Рассмотрим примеры интерпрета­ции некоторых работ.

Рис.1. Руслан К. (6 класс)

В данной работе использованы толь­ко большие круги — это говорит о зна­чимости для Руслана всех трех понятий, а также о преобладании у него эмоционального начала. Мальчик имеет склонность к импульсивному пове дению, может принять решение, не задумываясь об особенностях ситуации о последствиях своего поступка. Для обозначения понятия "Я" Руслан вы брал красный круг, который, не думая поместил в средней верхней части листа. Это указывает на достаточно высокую самооценку, на выраженную склонность к ярким впечатлениям, на желание быть не просто "не хуже", но и "лучше других". "Добро" представлено белым кругом и помещено рядом с фигурой "Я" несколько правее. Следовательно, школьник осознает необхо­димость ориентации о своем поведе­нии на позитивные эталоны. Посколь­ку верхняя часть листа — зона будуще­го, можно предположить, что личность мальчика развивается в правильном на­правлении. Черный круг, обозначаю­щий "Зло", располагается в левом ниж­нем углу. Руслан хотел бы, чтобы все неприятные переживания остались в прошлом. Эта фигура удалена от сим­вола "Я" не значительное расстояние и находится намного ниже, что отражает адекватное отношение данного учаще­гося к таким понятиям, как добро и зло. В данном случае следу­ет развивать позитивное отношение к интеллектуальному началу. Необходи­мо преодолевать имеющуюся склон­ность к бездумным впечатлениям и на ее месте формировать какой-либо ус­тойчивый социально-значимый инте­рес. Расположение фигуры "Я" показы­вает среднюю самооценку, однако фи­гура "Добро" находится несколько ни­же. Соответственно, отношение Маши к себе следует рассматривать не как ус­тановку "хуже некоторых", а напро­тив — "не хуже многих".


Рис. 2. Маша Ш. (5 класс)

' Для выражения своего отношения к определенным сторонам действитель­ности Маша также выбрала только большие фигуры и использовала все три цвета. Однако для обозначения по­нятий "Я" и "Добро" она взяла квадра­ты, которые показывают, что девочка высоко ценит интеллектуальное нача­ло, считает себя способной принимать важные решения с опорой на логичес­кий анализ ситуации. Фигура "Зло" обозначена черным кругом, который располагается выше двух других сим­волов. Причем девочка долго думала, куда поместить фигуру "Зло", несколь­ко раз меняла ее место расположения и все-таки наклеила в зоне активного действия и положительно окрашенных эмоций. Есть учесть, что фигура "Я" — красного цвета (азарт, склонность к ри­ску, некоторая агрессия), то, вероятно, острые переживания, связанные с яв­лениями, которые можно отнести к по­нятию "Зло", имеют для Маши опреде­ленную ценность и не вызывают жела­ния избегать их. В работе Маши использованы 2 ма­ленькие фигуры, при помощи которых она обозначила понятия "Добро" и "Зло", в то время как понятие "Я" сим­волизирует большая фигура. Отметим, что сначала Маша взяла все три ма­ленькие фигуры, затем подумала и за­менила фигуру "Я" на большую. Боль­шой красный круг, расположенный в правом нижнем углу, дает возможность предположить, что девочка имеет низ­кую самооценку. Однако это ее не очень огорчает. Красный цвет и выде­ляющаяся величина символа "Я" гово­рят о том, что Маше нравится внимание окружающих. Она в какой-то мере осо­знает, что ее достижения не так высо­ки, как хотелось бы, но отказываться от активности не собирается.

Фигура "Добро" расположена в средней верхней части листа и обозна­чена маленьким черным квадратом. Форма данного символа показывает, что девочка связывает с понятием "До­бро" разумное начало. На вопрос о том, почему именно она выбрала фигуру черного цвета, Маша ответила: "Не знаю. Притягивает, красиво. Никакой другой не подойдет". Эта фигура поме­щена выше двух других и достаточно близко к символу "Я".

"Зло" обозначено маленьким крас­ным кругом. Цвет и форма совпадают с фигурой "Я". Возможно, это показа­тель того, что Насте понятны последст­вия импульсивных, необдуманных по­ступков, вспышек грубости, агрессии. Она поместила "Зло" в зону прошлого, что отражает ее желание как можно ре­же встречаться с этим явлением в ре­альной жизни.

Таким образом, мы видим, что мето­дика "Я, добро и зло" дает некоторую возможность проникновения в эмоцио­нальный мир учащихся с интеллекту­альной недостаточностью, показывая особенности отношения школьников к окружающей действительности и к се­бе. В то же время отметим, что данные, полученные при помощи этой методи­ки, могут считаться объективными лишь в том случае, если будут подтверждены в процессе наблюдения и работы с дру­гими экспериментальными методиками. Адекватная интерпретация материалов по данной методике требует от экспери­ментатора достаточно большого опыта исследовательской деятельности, при отсутствии которого могут быть сдела­ны неправильные выводы.

Исследование показало, что процесс взаимодействия умственно отсталых учащихся с окружающей действитель­ностью в значительной степени зави­сит от состояния их эмоциональной сферы.

Это подчеркивает необходимость комплексного анализа особенностей эмоционального развития школьника на фоне общей картины интеллекту­альной недостаточности.

Результаты работы школьников сви­детельствуют о том, что понятия "доб­ро" и "зло" доступны их пониманию. Более того, они достаточно глубоко осознают свое эмоциональное отноше­ние к этим понятиям. Однако необхо­димость раскрыть свое отношение на вербальном уровне вызывала у испыту­емых существенные затруднения. В со­ответствии с этим подчеркнем целесо­образность использования невербаль­ных методик, в том числе и проектив­ного типа, в процессе изучения особен­ностей эмоциональной сферы умствен­но отсталых учащихся.

Информация, полученная при таком изучении, поможет педагогу понять ре­бенка, подобрать эффективные меры коррекционного воздействия, реализо­вать заложенные в его психике ком­пенсаторные возможности.




















Заключение


Коррекционное обучение, как показали иссле­дования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоле­ния или сглаживания некоторых трудностей, возникаю­щих вследствие биологического нарушения, но, что осо­бенно ценно, оно лежит в основе формирования лично­сти дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Использование обходных путей и применение в обучении разных систем знаков, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития ано­мального ребенка и тем самым обеспечивают его «оче­ловечивание». В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического подхода к воспитанию аномальных детей, при котором максимально полно  арушенные звенья в системной организации личности.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие спо­собности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возмож­ностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания ока­зывает существенное влияние на формирование личност­ных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не за­метить на развитии всех психических функций.

Важным фактором в формировании личности ано­мального ребенка это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных уме­ниях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраива­ющего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.


Литература

1)                 Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здо­ровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

2)                 Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологичес­кие и психологические предикторы умственной ра­ботоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.

3)                 Борисова Е.М., Арсланьян В,П. Тест умствен­ного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.

4)                 Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

5)                 Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.

6)                 Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология, 1996, №6, с. 69-80.

7)                 Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагоги­ка, 2003. 208с.

8)                 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями ин­теллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.

9)                 Ковалева А.В. Прогнозирование школьной ус­певаемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.

10)            Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей младшего школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.

11)            Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Раз­витие ребенка от рождения до 17 лет): учебное по­собие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.

12)            Лучшие психологические тесты. М., 1994.

13)            Новикова Е.В. Как подготовить руку ребен­ка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. М., 2002.

14)            Программа подготовительного и 1 — 4 клас­сов коррекционных образовательных учрежде­ний VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.

15)            Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.

16)            Утехина К.ГЛ. Развитие графических навы­ков письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт рабо­ты практического педагога. М,1996.

17)            Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к пре­одолению сенсомоторных затруднений при обу­чении письму и чтению учащихся вспомогатель­ной школы // Дефектология, 2004. № 3; 2005. № 6.



Страницы: 1, 2, 3, 4