Коррекционная педагогика
Беседа
служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о
личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых
отклонений в развитии. При установлении умственных способностей ребенка в ходе
беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях,
ближайших родственников, друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность
дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т.д.; характер
представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной
протяженности и т.д.); представления о выявлениях природы (различие времен года
с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т.д.); умение
ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа –
слева», «вверху – внизу», «ближе – дальше» и т.д.); запас сведений о своей
родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных
фильмов и т.д. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи,
слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться
наглядным материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить
то, что ему необходимо.
Метод
наблюдения
Наблюдение
начинается с момента появления ребенка в консультации или школе и продолжается
на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда проводится
целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет
наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет
установить контакт с ребенком. Представив ребенку возможность заниматься с
игрушками, исследователь фиксирует первые сведения о нем, характер эмоциональных
реакций при виде игрушек (радость, безразличие), способность самостоятельно
выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с
игрушками, стойкость интереса к игровой деятельность. Создавая игровые
ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и
классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенных
действий. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь
наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме наблюдения за
свободной игровой деятельностью ребенка в ряде случаев проводится специальное
обследование с помощью игрушек.
Метод
изучения рисунков
Рисунок
является важным дифференциально-дтагностическим показателем при изучении детей.
В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации
ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование,
предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать
тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный
дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. Умственно
отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению
привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную
тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо
нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Умственно
отсталые дети не соблюдают формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не
всегда верно используют цвета, затрудняются объяснить рисунок. Своеобразны
рисунки детей с психическими заболеваниями. Так, для большинства детей,
страдающих шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей,
геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование с размерами
листа, боязнь рисовать далеко от края. Кроме диагностических целей рисунок
может быть использован для установления контакта с ребенком.
Методы
экспериментально-психологического исследования
Они
предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируется
психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью
экспериментальных методик можно вскрыть причины и механизмы тех или иных
состояний. Если в построении экспериментальной методики и процессе самого
обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность
не только конструировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой
психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также
дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса
деятельности наряду с учетом определенных количественных показателей является
обязательным условием при оценке выполнения детьми
экспериментально-психологических заданий.
Диагностические
данные фиксируются
-
в дневнике наблюдений;
-в
журнале коррекционной работы;
-на
каждого ребенка составляется психолого-педагогическая характеристика.
Основные
понятия: диагностика, педагогическая диагностика, её уровни,
программа и методы диагностики.
Ведущие
идеи: для установления диагноза, имеющего социально-педагогическую
значимость и определяющего потребность в специализированной программе обучения,
необходимо комплексное, всестороннее, целостное и динамическое обследование
ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика отклонений в развитии всегда
должна носить комплексный, многоплановый, системный характер.
Рекомендации
к изучению темы
Семинарское
занятие
Программа
и методика педагогического диагностирования.
Практическое
занятие
Анализ
программы педагогического диагностирования признаков адаптационных нарушений.
Самостоятельная
работа студентов
Ознакомление
с методами педагогического диагностирования.
Вопросы
для самоконтроля
1)
В
чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию
ребенка с отклонениями в развитии?
2)
Охарактеризуйте
уровни диагностической деятельности: медицинский, психологический,
педагогический.
3)
Для
чего педагогу дошкольного или школьного учреждения надо знать основы
коррекционной педагогики?
4)
Разработайте
рекомендации (советы) начинающему педагогу по проведению
психолого-педагогического диагностирования детей.
Литература
для самостоятельной работы
1.
Диагностика
школьной дезадаптации [Текст]/М., 1993.
2.
Коррекционная
педагогика в начальном образовании [Текст]/Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М., 2003.-С.
143-170.
3.
Филипчук,
Г. Знаете ли вы своего ребенка? [Текст]-М., 1978.
4.
Шевченко,
С.Г. Коррекционно-развивающее обучение [Текст]/М., 1999.-С.16-31.
1.5
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
Содержание
учебного материала
Коррекционно-развивающее
образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики.
Назначение
и основные задачи коррекционно-развивающего образования.
Общепедагогические
принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика.
Психолого-педагогические
особенности коррекционно-развивающего образования.
Коррекционно-развивающая
программа, её структура и место в системе содержания образования.
Классы
комплексующего обучения. Педагогической поддержки-дифференцированные формы
коррекционно-развивающей практики.
Особеннсти
организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребёнка.
Формы
коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической
практике.
Внеурочная
деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска.
Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой. Художественной,
эстетической, познавательной внеурочной деятельности.
Основные
понятия: классы компенсирующего обучения,
коррекционно-развивающее образование, психолого-педагогические основы
организации коррекционно-развивающего образования.
Ведущие
идеи:
Создание
специальных классов коррекционно-развивающего образования позволяет обеспечить
оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и
проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье.
На
основании принципов развивающего обучения разрабатываются конкретные методики,
педагогические технологии.
Содержание
учебного материала
Организационно-педагогические
основы создания классов КРО
Система
коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования
дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с
трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная
форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации
педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые
позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с
трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического
здоровья.
Именно
в таких классах возможно взаимодействие:
-
диагностико - консультативного,
-
коррекционно – развивающего,
-
лечебно – профилактического,
-
социально – трудового направления работы с детьми.
Согласно
нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для
детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы
компенсирующего обучения и классы выравнивания.
В
школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения:
классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы 5-9
классы), классы адаптации, классы здоровья и др.
КРО
строится на основных положениях концепции КРО, разработанной Институтом
коррекционной педагогики.
Классы
выравнивания создаются на начальной ступени обучения
для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях
интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная
истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы
компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных
школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных
программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения,
позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного
учреждения. В классы конпенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание
специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия
для детей с трудностями в психическом здоровье.
Охране
и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.
Необходимым
является динамические наблюдения за продвижения каждого ребенка. Наблюдения
проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.
Результаты
наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть на малых педсоветах или консилиума.
При
изучении школьников учитываются показатели:
1.
Физического
состояния и развития ребенка: особенности слуха и зрения, координация движений,
работоспособность.
2.
особенности
и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления,
речи, познавательные интересы, любознательность.
3.
отношение
к учебной деятельности: мотивация,, уровень усвоения учебной деятельности.
4.
особенности
эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, воля, настроение,
самооценка, отношение со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома,
нарушения поведения, вредные привычки.
5.
особенности
усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, сформированность
навыков чтения, письма, счета.
По
итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей:
или они переходят в массовые кассы, или прдолжают посещать коррекционные
классы.
Перевод
в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения
подсвета школы, в которой работает класс выравнивания.
Психолого-дидактические
принципы КРО:
1.введение
в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнения пробелов
предшествующего развития, формирование готовности к воспитанию наиболее
сложного программного материала;
2.использование
методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка,
создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
3.коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач
общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи
ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
4.определение
оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с
поставленными задачами.
Главная
цель КРО – создание в условиях общеобразовательной школы, любых типов школ
такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного
влияния на ребенка, а учебная деятельность детей делалась бы деятельностью
лечебной.
Утверждается
новое понятие терапия педагогической среды (средовая педагогическая
терапия).
Галина
Федоровна Кумарина определяет следующие принципы КРО:
-
принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив
для детей группы риска: обеспечении е для детей риска в образовательном
процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускать снижения
образовательной планки.
-
принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка: с
учетом особенностей детей риска условий санитарно-гигиенических,
психологических, дидактических, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию
имеющихся неблагополучий.
-
принцип равноправного партнерства с семьей предполагает активное
включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную
работу.
-
принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей риска утверждает
признание уникальности, неповторимости, самооценки каждого ребенка;
Необходимость
прогнозирования индивидуальной траектировки развития ребенка с опорой на его
сильные стороны, склонности, способности и дарования.
-
принцип победности учения в усвоениях преодоления носильных трудностей диктует
необходимость индивидуализма и дифференсации педагогических методов, приемов и
средств, исходя из индивидуального темпа, необходимость психологической
комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости
достигаемых результатов.
-
принцип педагогического оптимизма акцентрирует решающую
роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации
внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации в
развитии.
-
принцип интегративного характера общеобразовательного процесса для детей риска утверждает
необходимость органичного соеденения в общеобразовательном процессе учебных и
воспитательных стратегий со стратегиями – диагностическими,
охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
Индивидуально-групповая
работа в системе КРО
Составной
частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является
индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию
индивидуальных недостатков развития. Эти специальные занятия, цель которых
повышение общего, интеллектуального уровня развития и решения задач предметной
направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы,
ликвидации пробелов предшедствующего обучения.
На
коррекционные занятия в начальных классах отводится три часа в неделю, в пятом
классе – пять часов, в 6-9 классах по 4ч., эти занятия предусмотрены в
расписании уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не
должна превышать 20 мин. В грппе можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми
проблемами в развитии.
Предметом
эстетического цикла в конпенсирующих классах отводится особая роль.
На
уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация
успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры,
позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в
успех своих учебных усилий. Практически на каждом уроке музыки или
изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной
деятельности каждого ребенка.
Особенно
привлекательны для детей совместные формы художественной деятельности,
коллективное творчество – это исполнение музыкального произведения в составе
детского оркестра на уроках музыки, или коллективное моделирование и создание
всем классом одной «картинки».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|