Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика
Раздел
I
Коррекционная
педагогика как составная часть педагогики
Студент
должен :
Знать
:
-
основные понятия;
-
факторы школьной дезадаптации, их характеристику;
-
предпосылки развития адаптационных нарушений и формы их проявления;
-
основные виды нарушений;
-
уровни диагностической деятельности;
-
диагностику нарушений школьной адаптации;
-
программу и методику педагогического диагностирования адаптационных нарушений
-
общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования;
-
формы коррекционной работы;
-
направления и методы педагогической работы по профилактике и коррекции
отклонений в поведении детей;
-
формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в
диагностико-коррекционной работе с детьми риска школьной дезадаптации;
-
функции субъектов диагностико-коррекционной работы;
-
условия оптимального взаимодействия субъектов;
уметь
:
-
использовать
знания об основах коррекционной педагогики в воспитательно-образовательной
работе с детьми группы риска;
-
анализировать данные текущей и этапной педагогической диагностики;
-
использовать знания коррекционной педагогики во внеурочной работе с детьми
группы риска;
-
использовать в работе с детьми риска коррекционные задания и регулировать их
сложность.
1.1
История становления коррекционной и специальной педагогики
Содержание
учебного материала
Основные
направления в развитии коррекционной педагогики: медико-клиническое,
психологическое, анатомо-физеологическое, педагогическое.
Этапы
становления коррекционной педагогики.
История
развития коррекционной педагогики в Западной Европе: Эпоха античности, Период
средневековья, Эпоха Возрождения (Ф.Пинель, Ж. Эскироль, Я.А.Коменский,
И.Г.Песталоции, Э.Крепелин, Ж.Демор, Ж.Филипп, П.Бонкур, А.Бине, Т.Симон).
Педагогика
М.Монтессори.
Педагогика
Р.Штейнера.
Становление
российской коррекционной педагогики. В.П.Кащенко-основоположеник коррекционной педагогики
в России. Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, Е.К.Грачева.
Вклад
Л.С.Выготского развитие отечественной дефектологии.
Основные
понятия: направления в развитии коррекционной
педагогики: медико-клиническое, анатомо-физеологическое, психологическое,
педагогическое.
Ведущие
идеи:
Основные
направления, изучающие проблемы отклонений в развитии и поведении, тесно
взаимосвязаны между собой, в истории коррекционной педагогики то развивались
независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Содержание
учебного материала
Коррекционная
педагогика (К.П.) и коррекционно-педагогическая практика имеет богатый
исторический опыт.
В
коррекционной педагогике, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы
отклонений в развитии и поведении имеется четыре самостоятельных и в то же
время взаимосвязанных аспекта:
-
медико-клинический;
-
психологический;
-
педагогический;
-
социологический,
Которые
в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то
переплитались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Медико-клинический
аспект раскрывает вопросы
-
этиологии (греч.aitia – причина,loqos
– учение) – учение о причинах возникновения болезней, умственного дефекта;
-
его анатомо-физиологические нарушения и симптомы;
-
исследует способы клинического диагностирования дефекта;
-
подходы к его классификации.
Психологический
аспект
-
устанавливает
картину психологических аномалий;
-
раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с
разнообразными психическими отклонениями;
-
определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.
Педагогический
аспект рассматривает
-
проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и необучаемости
ребенка в обычной и специальной школе;
-
определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Социологический
аспект анализирует проблему
-
с точки зрения социальной оценки явления;
-
зависимости ее от социально-экономических условии;
-
социально педагогических причин;
-
влияния на нее характера и условий развития общества.
Отношение
общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка
их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества
были неоднозначны.
В
эпоху античности в Древней Спарте, где на протяжении
столетий создавался культ здорового тела, дети, имеющие ярко выраженные
отклонения в развитии, просто уничтожались.
Новорожденных
осматривали старейшины и детей с недостатками по решению старейшин сбрасывали в
пропасть Тайгет (в Спарте до IV-V
вв. нашей эры). В Древнем Риме убивали уродливых и топили хилых детей.
В
средневековой Европе людей, страдающих психическими
расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали
на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.
Начиная
с Эпохи Возрождения зарождаются гуманистические тенденции в области
медицины. Врачи посещают тюрьмы, монастыри, наблюдают за душевнобольными. Так,
в начале ХVII в. В г. Базеле профессор
медицины Феликс Платтер (1537-1614) впервые осуществил классификацию
душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта,
эмоций, физического состояния больных. Философы стремятся проникнуть в душевный
мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества.
Виднейший
гуманист Эразм Роттердамский ( 1469-1536) в своём трактате «Похвала
глупости» сопоставляет глупость с ограниченностью духовенства и провозглашает
гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.
Педагог,
философ, ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки
зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребёнка и его
поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью
умственного развития и особенностями характера.
Он
считал, что все дети имеют право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко
убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая
бы аномалия в развитии и поведении ребенка не существовала.
В
развитии коррекционной педагогики можно выделить несколько этапов развития:
I
этап
– медико-педагогическое направление
1.
Медико-клинический аспект
Первые
попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим
заболеваниям предпринял французский врач-психиатр Филипп Пинель (1745-1826)
– дает классификацию душевных болезней, выделил две формы слабоумия: врожденную
и приобретенную.
Продолжил
заниматься ученик Пинеля – Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840). Он ввел
понятия «аменция» и «деменция» - врожденное и приобретенное слабоумие;
«умственная отсталость».
2.
Педагогический аспект формируется в конце ХVIII
– начале ХIХ в.
Впервые
мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и
воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827).
Он обосновал принципы работы с «тупоумными»:
-
посильность в обучении;
-
использование дидактических материалов;
-
сочетание умственного и физического труда;
-
соединение обучения с производительным трудом.
Сторонником
медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей
выступил французский психиатр Жан Итар (1775-1838). Он предпринял
попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка –
«Авейронского дикаря».
С
помощью методов, основанных на развитии чувств он пытался воспитать из
одичавшего мальчика человека. Добиться желаемых результатов Итару не удалось,
но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с
помощью тренировачных упражнений органов чувств и моторики.
Таким
образом, было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с
аномалиями, при приоритете медицинского подхода над педагогическим.
В
средине ХIХ века наметились два
направления в изучении слабоумных детей.
1.
анатомо-физиологическое
(Э.Крепелин,
Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, Жан Демор) и
2.
психолого-педагогическое
(А.Бине,
Т.Симон, Ж.Филипп, О.Декроли, П.Бонкур)
1.
Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы
слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития»
(ЗПР) и ввёл термин «олигофрения».
Известный
русский невропатолог Григорий Иванович Россолимо (1826-1928) предложил
свой оригинальный метод – «метод психологических профилей», по которому
исследовались восемь основных способностей ребёнка:
-
стойкость памяти;
-
быстрота запоминания;
-
толкование рисунков;
-
обнаружение нелепостей;
-
способность комбинировать;
-
состояние моторики;
-
воображение;
-
наблюдательность.
Методика
была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но имела
недостатки:
-
искусственность условий проведения;
-
статичность;
-
громоздкость в подведении итогов исследования.
Большой
вклад в отграничении форм психического недоразвития от детских и психозов внёс
психиатр Георгий Яковлевич Трошин (1874-1938): Законы развития детей как
нормальных, так и ненормальных идентичны, имеют одну и ту же природу.
Бельгийский
психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничил причины умственного
отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от
причин внешних.
По
этиологии он разделяет отсталых детей на – детей медицински отсталых и
педагогически отсталых.
К
медицински отсталым относят тех, чьё отставание в развитии связано с К
педагогическим отсталым – тех, кто в раннем детстве не получил должного
воспитания в семье, перенёс какие-либо болезни.
К
началу ХХ века в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный
опыт по характеристике умственно отсталых детей по классификации её проявлений.
Шёл поиск ведущего приказа умственного развития.
Так
появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной
недостаточности, основоположниками которого были
Альфред
Бине
(1857-1911) французский психолог и
Томас
Симон – врач – психиатр.
Они
разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние
коммуникативной функции речи. Ими был предложен набор заданий (задач, тестов),
которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения
определенных действий и устного ответа.
Соотношение
сложности выполняемых заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось
определенным (коэффициентом, IQ).
Если
шестилетний ребенок справлялся с заданием, рассчитанным на нормально
развивающегося пятилетнего ребёнка, то К данного ребёнка равен 0,83
(5:6=0,83). Они определили диапазон «нормы» и отклонений от неё. Диапазон
«нормы» лежал в пределах 1,0 – 0,8.
В
первой четверти ХХ века французский педагог Жан Филипп и врач Поль
Бонкур изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что
критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом.
Они
разделяли таких детей на две группы:
1)
неизлечимые
и мало излечимые дети, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и
2)
излечимые
дети, у которых УО обуславливается отставанием в развитии нормальных сверстников.
Они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.
Бельгийский
врач и педагог Оливер Декроли пытался объединить два направления
(анатомо-физиологическое и психолого-педагогическое) и создаёт свою
классификацию умственной отсталости.
На
рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952)
создаёт спец. школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного
воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. Ею были разработаны
различные игры и занятия, специальный дидактический материал, около 40 видов
приспособлений для воспитания чувств детей (рамки М.Монтессори).
Её
методика помогла большинству детей через определенное время обучаться уже с
нормальными детьми и даже опережать их.
Итак,
в конце ХIХ и начале ХХ в.
Сложились следующие направления, подходы в деле помощи детям с недостатками
интеллекта и в организационных формах их реализации:
1)
медико-клинический
2)
психологический
3)
педагогический
У
истоков отечественной дефектологии стоял Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943)
известный педагог, врач, талантливый организатор научных исследований в области
дефектологии (К.П.). В 1909 г.он основал в Москве школу-санаторий для
дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943г.), а затем в
Институт Коррекционной педагогики РАО. Его книга «Педагогическая коррекция»
изданная в 20-е годы ХХ столетия, является и в настоящее время практическим
руководством в коррекционной педагогике.
Огромный
вклад в развитие коррекционной педагогике внёс Лев Семёнович Выготский
(1896-1934) выдающийся учёный, психолог. Он разработал теорию психического
развития, которая легла в основу исследований аномального детства. Установление
единства психологических закономерностей развития ребёнка в норме и патологии
позволили ему обосновать общую теорию развития личности аномального ребёнка.
Учения Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о
сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и
социального в нём, о зонах актуального и ближайшего развития и многие другие,
намного лет вперёд определили пути развития отечественной коррекционной
педагогики и специальной психологии.
История
российской дефектологической теории и практики тесно связана с именем Екатерины
Константиновны Грачёвой (1866-1934), которая стояла у истоков создания
новых в России учреждений для умственно отсталых детей, она издала первые
руководства по работе отсталыми детьми. Делу обучения, развития и воспитания
таких детей она отдала почти сорок лет своей жизни.
Проблеме
дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих
учащихся массовой школы с задержкой психического развития посвящены научные
исследования Татьяны Александровны Власовой.
Проблема
неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуального подхода к ним была
предметом исследования психолога Лии Соломоновны Славиной.
Мария
Семёновна Певзнер (1901-1991) разработала классификацию олигофрении
по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности
и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Рекомендации
к изучению темы
Семинарское
занятие
Развитие
учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Вклад
В.П.Кащенко, Л.С. Выготского в становлении отечественной коррекционной
педагогики. Педагогика М.Монтессори. Педагогика Р. Штейнера.
Практическое
занятие
Основные
направления в развитии коррекционной педагогики.
Самостоятельная
работа студентов
Подготовка
сообщений по истории коррекционной педагогики.
Составление
таблицы: Становление и развитие коррекционной педагогики по эпохам и
направлениям.
Вопросы
для самоконтроля
1.
Назовите
основные этапы и направления становления коррекционной педагогики?
2.
Кто
и педагогов выделил две формы слабоумия: врожденную и приобретенную?
3.
Кто
ввел понятие «аменция» и «деменция»?
4.
Назовите
педагога стоявшего у истоков отечественной коррекционной педагогики?
Литература
для самостоятельной работы
1.
Бородулина,С.Ю.
Коррекционная педагогика:[Текст]-Ростов н/Д. 2004.-с.16-27.
2.
Гонеев,А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]- М.,1999.-с.14-25.
3.
Зайцева,И.А.
и др. Коррекционная педагогика.[Текст]Ростов н/Д, 2002.-с.13-16,66-78, 133-139.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|