Конспект лекций по специальной педагогике и психологии
Конспект лекций по специальной педагогике и психологии
Психологические
основы специального образования.
Специальная
психология- это область
психологии науки изучающая лиц, для которых хар-но отклонение от норм
пихологического развития, связанная с рожденными или преобретенными нарушениями
формирования н.с.
Специальная
педагогика. На основе такого
извучения определяются возможности и пути преодоления нарушенийпсих. развития.
строится система обучения и воспитания лиц с нарушениями псих. развития.
Спец. психология и
педагогика подразделяются на психологию:
- тифло педагогику и
психологию (зрение)
-сурдо психологию и
педагогику (слух)
Значение спец.
психологии для спец. педагогике.
определяется тем, что
на ее основе строится система обучения воспитания, соц. адаптации лиц с
нарушениями псих. развития. Строится система проф. ориентации.
Основные понятия.
дефект псих.
развития – это псих.
недостаток вызывающий нарушения нормального развития.
Компенсация
нарушенных ф-ций – это возмещение недоразвитых или нарушенных псих. ф-ций путем
использованя сохраненных или перестройки части но нарушений ф-ций. При
компенсации происходит вовлечение в работу нарушеня функций новых стр-р которые
ранеене участвовали в осуществелнии данной ф-ции или выполняли при этом другую
роль.
2 пути
компенсации:
1. Внутрисистемная
компенсация. – осуществляется
за счет привлечения сохраненных нервных элементов нарушенной ф-ции.
2. Межсистемный осуществляется путем перестройки функций
,перестройки сис-м и включение в работу ф-ций из др. стр-р за счет не
свойственных им ранней ф-ции. Пр. межсистемная компенсация. зрение плохое –
улучшается осязание. Специальное обучение и воспитане явл. компенсирующее
направленными.
Причины
(этиология) нарушения псих. развития.
факторы: а)
биологические – генетический
материал поврежден, генные мутации, наследственно обусловленные нарушения
обмена. б) социальные факторы – неблагоприятные соц. условия (эмоц.
дипривация раннего возраста => невозможность удовлетворить потребности в
эмоц. общении) психич. депривация – невозможность удовлитворить псих. потр. дифицит
инф-ции.
По времени
воздействия потагенные факторы делят на: а) пренатальные б) натальные 3)
постнатальные
Пренатальные
факторы: интоксикации
организма матери (алкоголь, лекарства, ), инфекции (нейроинфекции), конфликты
по резус фактору, гипоксия или кислородная недостаточность плода, радиоционные
излучения.
Натальный период: использование средств родовспоможения,
асфексия новорожденного.
Постнатальный: инфекции и т.д., лекарственные
интенфикациии, травмы н.с., опухолевые заболевания.
Все патогенные
факторы делятся на: а) внутренние и б) внешние
Психологические
параметры нарушенного психического развития.
Дизонтогенез-
1) связан с
функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нее различают 2
осн. вида дефекта: 1 частный – он обусловлен дифицитарностью отдельных псих
ф-ций. 2 общий – связан с нарушением деятельности коры и подкорки в целом.
2) связан с
временим поражения, характер
анамалии будет различным в зависимости от того когда возникло поврежедение н.с.
Чем раньше произошло
поражение н.с. тем вероятнее недоразвитие псих. ф-ций.
Чем позднее произошло
поражение н.с. тем больше вероятности явления повреждения с распадам стр-ры
псих. ф-ции.
Неустойчивость псих.
ф-ций в синзетивный период.
Может обусловить
регресс (или возврат) на более ранний возрастной уровень и может так же распад
т.е. грубую дизорганизацию либо выпадение псих. ф-ций.
3) характеризует
взаимоотношение нарушений в стр-ре дифекта. Дефект имеет структуру (Выготский)
В этой стр-ре выделены 2 группы: первичные и вторичные.
1. Первичные вытекают
непосредственно из биологического хар-ра заболевания.
2. Вторичные
нарушения возникших опасредованного в процессе аномального соц-го действия.
3. Первичный дефект
может иметь хар-р поврежденя, дедоразвития или их состояния.
Вторичный дефект явл.
основным объектом психол. изучения и пед. коррекции.
4) параметр
дизонтогенеза связана с
нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития.
В нормальном
онтогенезе выделяют сл. типы межфункциональных отношений:
- (явления временной
независимости) врем. независимые функции
- ассоциативные связи
- иерархические
связи.
а) явления
временной независимости. При
поталогии временная независимость превращаетсяв изоляцию. Изолированная ф-ция
(т.е. со стороны др. ф-ций изоляций) стереотипизируется зацикливается в своем
развитии. Пр. моторная ф-ция не развита => …, тормозится
б) ассоциативные
связи обуславливает объединение в 1 целое разномодальных впечатлений на основе временно
пространственной связи. Пр. Если увидеть в окно то мы увидем в целом и
адекватно ориентируемся. При поталогии ассоциативной связи хар-ется повышенной
энертностью в результате чего происходит их поталогическая фиксация.
Эти энертные
стереотипы тормозят псих. развитие. «Меньше видит, меньше замечает».
При нарушении
ассоциативных связей могут распространятся и на сл. годы возраста (от 3 лет)
Патологическая
фиксация приводит к своевременной инволюции. (замена высш. псих. ф-ций низменными) более ранних
форм псих. деятельности что замедляет развитие. Пр. автономная речь (3-4) года
потом более высшая. Но у детей с задержкой эта речь может сохранять сл. годы
(т.е. фиксация)
в) Иерархичекий
тип связи. (развитие от низм
к высш. т.е. гетерохрония)
Обеспечивает
перестройку усложнение псих. процессов в определенной психол.
последовательности обусловленной законом «гетерохронии», т.е. это
разновременность формирования различных псих. ф-ций. При патологии происходит
нарушение этой последовательности, возникают диспропорции в развитии или
ассинхрония. Ее основные проявления: 1. ретардация – это
незавершенность отд. периодов развития. Отсутствие инвалюции более ранних форм
псих. ф-ций. Пр. более хар-но для умственно отсталых. Пр. автономная речь после
3-4 лет заметно у умств. отсталого она задержана. 2. аксилирация
отдельных ф-ций предполагает изолированное развитие к-либо ф-ции.
3.Сочетание ретардации и патологической акселирации псих. ф-ций. (речь
ретордация + опорно. двиг + ..)
Типы нарушенного
психического развития или варианты псих. дизонтогинеза ( по Лебединскому)
6 типов
дизонтогенеза.
1 вариант. Псих.
недоразвитие
2. Задерженное
психическое развитие.
3. Поврежденное псих.
развитие
4. Дифицитарное псих.
развитие
5. Искаженное псих.
развитие
6. Дисгармоническое
псих. развитие
Закономерности
развития нормальных и аномальных детей идентичны. (закон Выготского ,Трошин) У
аномального реб. они приламляются через его дефект
Леонтьев. Высокий
уровень пластичности н.с. у реб.
При этом при
аномальном развитии наблюдаются специфические закономерности. Д\З
И каждый конкретный
тип аномального развития так же имеет свои собственные зкономерности развития.
1 вариант.
Психическое недоразвитие.
Типичная модель.
1) Олигофрения
(врожд. умств. отсталость) 2-3 года. Причины: а) эндогенные б) экзогенные.
Поталогия хромасомного
набора: половые и аутосомные (олигофрения).
Врожденные нарушения
обмена веществ. Энзимомадийный аутизм (надо исключать белки на ранней стадии)
Полегенные тип
наследования, накопление патологических генов.
инфекции.
Интоксикации
(гармональная, лекарств, наркот.. во внутр. родовом периодах и в
раннемдетстве)
В период
внутреутробного развития:
радиоактивное, рентгеновское излучение. Заболевание системы организма матери
(сердце, сосуды, экзоген), несовместимость по резус фактору., гепоксия. ЗНАЧИМЫ
в 1/3 беременности.
В постнатальный
период: нейроинфкции (корь, скарлотина и т.п.), опухолевые заболевания гол.
мозга. До 2-3 летнего возраста.
Психологическая
структура дифекта при олигофрении обусловлена явления или необратимого
недоразвития мозга в целом.
Сухорева Е.Г.
Выделила 2
закономерности развития при олигофрении.
1) тотальность
нервно-псих. недоразвития.
2) иерархичность
нервно-псих. недоразвития.
Тотальность означает
что в состоянии недоразвития находятся все псих. ф-ции. Н.с. недоразвития и
слух и зрение восприятие недоразвития. Недоразвитие маторики проявляется
в бедности однообразии неретмичности, замедленности, плохой пластичности
движения, наличие ненужных движений, неустойчивости физич. тонуса в неловкости
произвольных движений., бедности мимики, жестов; медлительность,
заторможенность движения, недоразвитие памяти проявляется как в отношении
запоминания так и хронения и восприятия инф-ции.
Недоразвитие
восприятия. проявляется в
бедности недостаточности, замедленности, слабой активности, малом объеме,
недоразвитии константности. Пр: дети не видят перевернутые предметы, не узнают.
Недоразвитие
внимания: проявляется в
ослабленности его фиксации сужении объема, фрагментарности, трудностях
сосредоточенияфя, слабая переключаемость, непроизвольное внимание слабое.
Недоразвитие речи: Оно рассматривается как основа: нарушен
грамматический строй речи, резко ограничен активный словарь, нарушено понимание
смысла слов, нарушение письменной речи, при олигофрении хар-но нарушение ф-ции
речи, Речевые ответы протекают не скоординировано с двигательными реакциями.
Пр. ребенок берет в руки куклу и говорит: Катя ложится спать, а сам садит ее.
Так же рар-но
недоразвитие эмоциональной сферы.
«Прежде всего малая
дифиренцированность однообразие эмоциональных явлений, Бедность оттенков
переживаний, актуальность только непосредственных эмоциональных раздражителей,
Эмоциональная вязковст, Негативные эмоц. реакции, Неспособность проявлять
аффект => склонность к импульсивности., Слабость борьбы мотивов, Общая незрелость
личности проявляется в низком уровне познавательных интересов и в быстром
угосании. Хаар-на незрелость мотивации, Повышенная внушаемость,
Безынтенсивность.
Иерархичность
нервно. псих. недоразвития. выражается
в том, что недоразвитие псих. ф-ций проявляется меньше чем недоразвитие
мышления. Также иерархичность проявляется в том, что недоразвитие отдельных
псих. ф-ций наиболее недоразвито их высшее звено (обобщение и отождествление)
Систематика
олигофрении:
Исходя из критерия
степени выраженности дефекта олигофрению подразделяют на:
1) дебильность
2) имбицильность
3) идиотия.
Дебильность – наиболее легкая степень выраженности
дефекта.
Мышление имеет
наглядно образный хар-р., Доступна определенная оценка конкретной ситуации,
ориентация в простых практич. вопросах. Развита фразовая речь, Механическая
память.
Имбицильность – хар-ется наиболее глубокой степенью
выраженности. Ограниченный запас сведений. Возможность выделения простейших
признаков предметов ситуаций. Также детям доступно понимание произношения
простейших фраз. Простейшие навыки самообслуживания. Переживают насмешки и т.п.
а) умеренная и б) глубокая имбицильность.
идиотия- наиболее
глубокая степень. Глубокое недоразвитие всех псих. ф-ций.
Речь не членораздельные звуки, либо набор нескольких
слов, употребляемых без сопастовления. В обращенной речи воспринимают не смысл,
а интонации. Свойственны элементарные эмоции связанные с физиологическими
потребностями. Примитивные формы выражения эмоции. Все новое вызывает
страх Привязанность к ухаживающему. Нет навыков самообслуживания. Импульсивные
реакции на внешний раздражитель.
Задержанное
психическое развитие.
При зпр имеет место
нестойкое необратимое псих. недоразвитие, а замедление его темпа. Замедление
к-е проявляется, выражается в недостаточности общего запаса знаний
ограниченности представления. В незрелости мышления, низкой интеллектуальной
целенаправленности. Преобладание игровых интересов. Быстрой пресыщаемоси в
интеллектуальной деятельности. (50е – 60е годы)
При ЗПР во 1х случаях
на 1 план выступает задержка эмоциональной сферы. (при этом выражена не резко)
Во 2х В др. случаях
преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Для детей с ЗПР
хар-но минимальные мозговые повреждения (дисфункциями) ММД (минимальные
мозговые дисхункции – заграницей)
К детям с ЗПР относят
детей не имеющих выраженных отклонений в развитии. Эти дети испытывают
трудности в адаптации вследствии различных биосоциальных причин – это
остаточные явления легких повреждений цнс. – т.е. функциональная незрелость
ц.н.с.
Соматическая
ослабленность организма. Незрелость эмоционально волевой сферы. Неблагоприятные
социальные условия развития.
Причины которые
могут обусловить ЗПР:
Конституциональные
факторы: - хранические самотогенные заболевания. Длительные неблагоприятные
условия воспитания. Органическая недостаточность. Длявех детей с ЗПР вне
зависимости от развития хар-н. инфантелизм – это целостная стр-ра
физ. и псих. признаков незрелости несвоейственные данному возрасту.
Причины
осуславливающие ЗПР:
1) Пренатальные
факторы: - заболевания матери
(краснуха, паратит и т.п.) – хронические самотогенные заболевания, - нарушения
обмена в-в, -интаксикация, - несовместимость по резус фактору.
2) натальные
факторы: механическое
поврежение плода при использовании средств родовспоможения, -асфексия. –
социальные факторы – псих. депривация, эмоциональная депривация, - дефицит
инф-ции.
Лебединский:
Исходя из
этимологического принципа Лебединский К.С. выделяет 4 варианта ЗПР.
1)
Конституционального генеза.
2) ЗПР самотогенного
генеза
3) ЗПР психогенного
генеза
4) ЗПР
церебрально-органического генеза.
1.
Конституционального генеза.
а) инфантильность. Инфантильный тип телосложения с детской
пластичностью маторики, мимики. Эмоц. сфера хар-ется яркостью, живостью
эмоций. Преобладанием эмоц. поведением, игровых интересов. Внушаемости.
Недостаточной самостояетельности. Быстрая пресыщаемость интеллектуальной
деятельностью.
2. ЗПР
самотогенного генеза. Эмоциональная
незрелость обусловлена длительными самотогенными заболеваниями => возникают
хронические…., что характеризует развитие активных форм деятельности.
Способствует формированию робости, боязливости..
3. ЗПР
психогенного генеза.
Неблагоприяные условия воспитания, имеет соц. условия. В условиях
безнадзорности может формироватья поталогическое развитие личностиь по типу
психологической неустойчивости.=> реб. не может контролировать свои эмоции,
желания. Несформированность высших эмоций. чувств (долг, ответственность) –
гиперопека, формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевому
усилию. Преобладание жестокости, формируетя невротическое развитие личности =>
отсутствуют условия инициативности самостоятельности, слабость, боязливость,
неуверенность в себе.
4. ЗПР
церебрального генеза. Причины
схожи с олигофренией. Пойдет ли развитие по типу замедления темпа или возникнет
выраженное психологическое недоразвитие прежде всего зависет от массивности
паражения и от времени поражения.
ЗПР связана с блее
поздними экзогенными повреждениями мозга. Характерна замедление темпа псих.
развития зедержка становления маторных ф-ций навыков опрятности. – регресс
преобретенных навыков.
Недостаточность,
незрелость хра-но как для эмоционально-волевой так и познавательной
деятельности.
Эмоц. волевая
незрелость обозначается как органический инфантелизм.
Отсутствие живости
яркости эмоции хар-на внушаемость, грубость, преобладание игровых интересов.
– В игре присутствует однообразие, отсутствие творчества, слабость воображения.
Игра состоит из отдельных недосвязанных фрагментов. Усложнение игры приводит к
ее распаду.
У мл. школьника
учебная деятельность воспринимается прежде всего с оценочной стороны.
Особенности
проявления эмоций связаны с преобдладающим фоном настроения.
У детей с
эйфорическим настроением преобладает импульсивность. Психоматорная расторможенность, неспособность к
волевому усилию математической деятельности (непоседа)
У детей с
доминированнем пониженного фона
настроения хар-ны склонность к робости, боязливости, многочисленные страхи,
препятствуют формированию активности инициативы состоятельности, а также
преобладают игровые интересы. Дети с трудом привыкают к уч. деятельности.
Тяжело привыкают школьную несостоятельность. Хар-но замедление развития
познавательной деятельности. При общем – недоразвито мышление. При генезе
– недоразвито на первый план вступает не дефицитарность мышления, а память,
внимание, восприятие и т.п.
Хаар-но:
замедленность приема обработики сенсорной инф-ции, дифицитарность памяти, -
отставание в развитии, - слабость познавательной активности, - отсутсвие
словесно-логического мышления, - утомляемость, - снижение работоспособности, -
эмоционально-волевая незрелость и др. познавательной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3
|