бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Комплексный подход к преодолению заикания бесплатно рефераты

Пятый этап.

      Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. Работа на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр, воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию легсико-грамматической стороны речи, осуществление указанных выше задач на материале программы развития по развитию речи.

      Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4 -6). Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.

      Обучение описательному рассказу: описание внешнего вида игрушки, предмета, бытовых помещений, растений. Рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием  сравнительного описания двух предметов. Вначале отмечаются признаки сходства, затем – различия. Далее осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала дается совместное описание по одной сюжетной картинке, а далее – индивидуальное задание каждому ребенку.  Сравниваются описания детей по описанию, включается описание по памяти, сюжеты картинок берутся из жизни детей, труда, времен года.

      Обучение рассказыванию по памяти складывается из: составления совместного рассказа на основе коллективного опыта, составления рассказов на основе индивидуального опыта.

       К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выделение самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал. А также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые органично включает тот или иной вид работы над рассказом. На новом ситуационном и речевом уровне детьми повторяются известные и проводятся новые игры.

      Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи работы: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств детей,

активного творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности.

      Таким образом, под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмитика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

      Весь лечебно–педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;  устранение  и    лечение      отклонений    и     патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушение моторики и другое).

      Основной задачей коррекционно–педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся.

       Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и другие), использующих свои методы и средства при воздействии  на заикающихся.

      К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

      В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха.      Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них депрессию. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

      В режиме дня для заикающегося ребенка-дошкольника для сна должно быть  отведено не менее десяти – одиннадцати часов ночью и два  часа днем. Прием пищи  предусматривается   не   позже,  чем за полтора – два часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

      В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры.

Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее работу.

      Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

      Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

      Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.      Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и  оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

      В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

      Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно- педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

      Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие  реализуется во время индивидуальных и групповых занятиях. Занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы, также устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, эстетические и нравственные представления, формируют гармонически развитую личность.

      Косвенное логопедическое воздействие - это система логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим

      Воспитывается правильная регуляция  и координация дыхательной, голосовой и артикуляционной функций, правильная речь.

      Содержание речевого материала логопедических занятий, зависит от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания отношения заикающихся к своему дефекту и др.

      Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

      1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка.

      2)   занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей, с опорой на сознательность и активность детей, с использованием пособий, наглядных и технических средств


обучения.

      3) занятия согласовываются  с требованиями программ воспитания и обучения дошкольного возраста.

      4) на занятиях происходят тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях.

      5) занятия  организуются  таким  образом,  чтобы  ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

      6) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

      7) на занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.

       8) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

      Организация самостоятельной работы, заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

      Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

      У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмитика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмитика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям, и проводятся как в специально отведенной для нее время, так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.



















3. Конспект  занятия по данной методике, для детей 4 – 5 летнего возраста.


Примерное занятие по воспитанию вопросно-ответной речи у детей.

Тема занятия: «Птицы».


Цели занятия:

- развитие моторных функций, пантомимики, мимики, активности, самостоятельности, инициативы, произвольного поведения;

- развитие просодии, усвоение вопросительной интонации, вопросно-ответной речи, диалога вербального мышления;

- уточнение представлений и расширение знаний детей о птицах;

- обучение соблюдению правил игры-драматизации, поведению детей в диалогах.


Ход занятия:


1. Организационный момент. Построение детей. Приветствие .

Логопед. С сегодняшнего дня у нас новое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе на этот вопрос отвечай». Какой сегодня день?

Дети. Сегодня понедельник.

Далее дети хором отвечают на следующие вопросы: «Какое сегодня число? Кто готов к занятию? Какое сейчас время года? Какая сегодня погода?» и т. д.


2. Основная часть.

Логопед. Вспомним, дети, как улетали в теплые края некоторые птицы. Вы - перелетные птицы. Ты, Алеша, какой птицей будешь?

Алеша. Я буду журавлем.

Остальные дети говорят какой птицей они будут.

Логопед. Сначала птицы долго учились летать, они то поднимали крылья, то опускали. (Дети плавно поднимают руки до уровня плеч и опускают, сгибая руки в локтях, имитируя движения крыльев.) Ножки тоже разминали: сгибали, разгибали, а потом начинали летать. (Дети приседают, встают. Затем, стоя на одной ноге, качают другой ногой вперед-назад, сгибая ее в колене. То же выполняют другой ногой. Затем, на носках бегут по кругу, одновременно  имитируя движения крыльев руками.) Улетели перелетные птицы, а у нас остались зимующие.

Дети показывают названные движения. На последующих занятиях зимующие птицы вылетают на поляну, греются на солнышке, отряхиваются, хлопают крыльями, ищут корм.

Логопед. Зимующие птицы греются и ведут хоровод. Все дети спрашивают хором одного, а он им отвечает.

Дети. Ой, да что это за птица?

Ребенок. Я желтогрудая синичка.

Дети. Желтогрудая синичка! Не воробью ли ты сестричка?

Ребенок. Не могу я быть сестричкой, ведь бывает он трусишкой.


Игра-драматизация «Дома ль кум воробей?» Роли  распределяются с помощью считалки. Логопед строит детей в кружок и говорит считалку с детьми, касаясь рукой на каждое слово очередного ребенка.


                                 Мы собрались полетать,

                                 Мы собрались поиграть,

                                 Вдруг сорока прилетела

                                 И тебе водить велела.


Ведущий. Приходит к воробью важный ворон.


Далее диалог ведут двое детей.

1-й ребенок. Дома ль кум-воробей?

2-й ребенок. Дома.

1-й ребенок. Что ты делаешь?

2-й ребенок. Болен, лежу.

1-й ребенок. Что у тебя болит?

2-й ребенок. Болят плечики.

1-й ребенок. Сходи в огород, сорви травку гречку, попарь свои плечики.

2-й ребенок. Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Ведущий. Прискакала к воробью сорока.


Диалог сороки и воробья тот же, только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточкой. Прилетевшая потом галка советует попарить больной животик травкой-репеек.  

Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Галка. Как же тебе помочь?

Воробей. Не знаю кумушка,  не знаю голубушка.

Галка. А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки  и будешь здоров. Соглаен?

Воробей. Согласен.

Галка. Слушай первую загадку:


                                    Выпал снег, но эта птица

                                    Вовсе снега не боится.

                                    Эту птицу мы зовем

                                    Красногрудым …

 

Воробей. Снегирем.

Галка. Правильно. Ну что, легче тебе?

Воробей. Полегче, кумушка, полегче, голубушка.

Галка. Слушай вторую загадку:


                                    Вертится, стрекочет,

                                    Весь день хлопочет.

                                    Кто это?


  

Воробей. Это сорока. Сегодня ко мне приходила.

Галка. Правильно. Лучше тебе кум-воробей?

Воробей. Лучше, кумушка, лучше, голубушка.

Галка. Слушай третью загадку:


                                     Непоседа пестрая,

                                     Птица длиннохвостая,

                                     Птица говорливая,

                                     Самая болтливая.


Воробей. Это кукушка.

Галка. Правильно, кум-воробей. Здоров ли?

Воробей. Здоров, здоров. Спасибо тебе, кумушка, спасибо, голубушка.

Ведущий. И полетели воробей с галкой.


Игра-драматизация «Воробей» Дети выбирают считалкой нового воробья. Ребенок надевает шапочку-маску, летает, приседает, поднимается, скачет.

Дети.                          

                                     Воробей, чего ты ждешь?

                                     Крошек хлебных не клюешь?

                                     

Воробей.

                                     Я давно заметил крошки,

                                     Да боюсь сердитой кошки.


Игра повторяется 2 – 3 раза. При выборе воробья логопед предлагает детям вспомнить другие считалочки:


                                     Птица хочет пробудиться,

                                     Запевает песню птица,

                                     Потому что птице с песней

                                     Пробуждаться интересней. 


На кого пришлось последнее слово считалочки, тот снегирь. Ребенок надевает шапочку-маску, остальные дети ведут хоровод:

Дети.

                                      Ты откуда, снегирек,

                                      Прилетел в наш лесок?


Снегирь.                     

                                       С севера я прилетел,

                                       Вкусных ягод захотел.

                                       Юч-юч-юч, юч-юч-юч.

                                       Звонко песенку пою.




Дети.                            

                                       У нас метели, вьюги злятся.

                                       Ты не будешь их бояться?


Снегирь.

                                       Я не буду их бояться,

                                       Пусть метут и злятся.

                                       Для зимы я приберег

                                       Теплый красный кожушок.


Снегирь кружится в центре хоровода, всем показывает свой кожушок.


3. Организация окончания занятия. Логопед оценивает поведение детей в играх, спрашивает их, в какие игры они играли и каких птиц показывали.  



































Заключение

 

      В настоящей работе было уделено внимание теоретическим основам проблемы заикания (исторический аспект, этиология возникновения и пути преодоления заикания). Основная цель данной курсовой работы – раскрыть один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания.

      Для написания данной курсовой работы были использованы литературные источники. Были проведены собственные исследования – представлено логопедическое занятие, соответствующее методике игровой деятельности в преодолении заикания, материалы, предоставленные для работы Бабековой С. Ж.  – логопедом ГОУ «Начальная школа – детский сад» в/ч 03080 МО РФ.

            Многие авторы признают, что заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания и способов преодоления этого речевого расстройства привлекает мое внимание к этому вопросу. По разработке этой проблемы я хотела бы работать в дальнейшем.




























  

Приложения.


Приложение 1.


Краткая схема обследования ребенка с заиканием (речевая карта).


- Фамилия, имя ребенка

- Дата рождения

- Дата обследования

- Откуда прибыл в специальную группу

- Данные о ходе речевого развития:

           * первые слова появились в возрасте

           * первые фразы появились в возрасте

           * форсировалось ли речевое развитие, если да, то в какой форме

- Речевая среда:

           * недостатки речи членов семьи

           * темп речи окружающих

           * контакт с заикающимися

           * двуязычие в семье

- Отношение к ребенку в семье – ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть)

- Обстановка в семье – спокойная, конфликтная (подчеркнуть)

- Реакция ребенка на конфликты взрослых

- Когда появилось заикание

- Течение заикания – постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (подчеркнуть)

- Отношение в семье к заиканию ребенка

- Реакция ребенка на свой речевой недостаток

- Заключение психоневролога или невропатолога

- Состояние слуха

- Состояние артикуляционного аппарата

- Звукопроизношение – отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (подчеркнуть)

- Темп речи

- Вид заикания

- Степень заикания

- Развитие речи – нормальное, недоразвитие (подчеркнуть)

- Элементы недоразвития

- Устойчивость внимания, работоспособность

Заключение логопеда.


Логопедическое обследование ребенка состоит из следующих пунктов, задания в которых предлагаются детям в соответствии с возрастом:


- Исследование моторики;



- Исследование подражательности;

- Исследование импрессивной речи;

- Исследование экспрессивной речи;

- Исследование фонематического анализа:

              * выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей с 4 – 5 лет)

              * выделение согласного на фоне слова (с 5 лет)

              * выделение согласного звука из слова

              * сложный фонематический анализ (с 6 лет)   

- Исследование фонематического синтеза:

              * составление слова из последовательно данных звуков (с 5 лет)

- Исследование фонематических представлений (с 5 лет)

- Исследование состояния лексики (с 3 лет)

- Исследование грамматического строя речи (с 4 лет)

- Исследование способности словообразования

- Исследование характера игровой деятельности:

               * взаимоотношения в играх

               * общественное поведение

               * влияние правил игр на поведение

               * степень игровой активности

               * эмоциональное состояние в игре

Логопедическое заключение.


Содержание логопедического заключения (Алеша Н., возраст 5 лет).

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения – притопывает ногой. Эмболофразии а, ну, вот так. Фобии ситуаций выражены не ярко. Степень игровой активности – способен играть, принимая тему и роль от сверстников или взрослого, соблюдает правила при контроле со стороны взрослого или детей, отмечается пассивность. Отличается нерешительностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.
















Приложение 2.


Обзор описания примерных игр используемых в  детском саду на различных этапах речевой работы по данной методике.

1. Игры, используемые для тактильного контроля за диафрагмальным дыханием, зрительного контроля за удлинением выдоха, артикуляторной гимнастики, обучения расслаблению мышц рук, ног, шеи и т. д., воспитания правильного дыхательного ритма:

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» - дутье на полоски тонкой бумаги, силуэты птиц, насекомых, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с какой-нибудь поверхности.

- «Забей мяч в ворота» - катание шарика по столу, желобку, карандаша по столу.

- «Проведи свой кораблик» - дутье на плавающие игрушки.

- «Вертит мельница крыло» - дутье на вертушки.

- «Маятник» - дети сидят «по-турецки», руки на затылке, спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед – выдох, возврат в исходное положение – вдох. Повторить 3 - 4 раза.

- «Сбор урожая» - дети стоят прямо поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох, пауза в три секунды, опустить руки, наклонить корпус вперед и в низ – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

- «Сыграем на гармошке» - дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды, наклон в левую сторону – медленный выдох, правый бок растягивается как гармошка. Возврат в исходное положение – вдох. Аналогично наклоны в правую сторону.


2. Игры на развитие моторики:

- Пальчиковая гимнастика.

- Имитация игры на пианино, дудочке – сначала правой рукой, затем левой рукой и обеими руками.

- Безречевые игры с мячом, лентами, обручами.

- «Сильные – слабые» - дети сидят на полу или на стульчиках, логопед рассказывает, какие сильные руки у гребцов, боксеров - дети сильно сжимают пальцы рук. Дальше логопед рассказывает, как сильно упираются гребцы, боксеры ногами – дети сильно сжимают пальцы ног, прижимая их к подошве. Потом спортсмены отдыхают – дети с силой  разжимают пальцы рук и ног и расслабляются, уронив руки вдоль туловища и вытянув ноги.

- «Лошадки» - дети-лошадки долго стоят на морозе, им надо согреться – дети держат руки перед грудью насколько напряженно, стоят на одной ноге, вторая нога согнута в колене, касается носком пола. Дети роняют расслабленные руки, меняют ногу, возвращаются в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

3. Игры с пением – хороводы – каждая строчка или двустишие стихотворения сопровождаются соответствующими движениями, дети вместе с логопедом повторяют текст и движения к нему.

4. Различные подвижные игры:

- «Воробьишка»;

- «Зайцы и волк»;

- «Сова и мыши»;

- «Цапля и лягушки»;


-  «Курица и цыплята».

5. Игры-драматизации стихотворений:

- «Кисонька-мурысонька»;

- «Тишка»;

- «По грибы»;

- «Сорока и синица»;

- «Лис и мышонок»;

- «Дети и медведь».

6. Творческие игры:

- «Овощи»;

- «Магазин»;   

- «Поликлиника».

7. Дидактические игры:

- «Домино» - на различное темы

- Игры с разборными игрушками: матрешки, бочонки, пирамидки.

- Игры со строительным материалом: кубики, конструкторы.






























         

   Список использованной литературы:



1. Заикание / ред. Власова Н. А., Беккер К.-П. – М. «Медицина», 1983.


2. Логопедическая работа в специальном детском саду. // Заикание у дошкольников. / Чевелева Н. А., Филичева Т. Б. – М. «Просвещение», 1987.


3. Логопедия. / ред. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. – М. «Владос», 2002


4. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. -  Л. «Медицина», 1988.


5. Основы логопедии. / ред. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. // Заикание. – М. «Просвещение», 1989.


6. Селиверстов В. И. Заикание у детей. // Психокоррекционные и дидактические  основы логопедических занятий. – М. «Владос», 1994.


7. Флерова Ж. М. Логопедия. // Неправильности речи, встречающиеся у

детей.  - Р-на-Д. «Феникс», 2000.


8.  Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1959.


9. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М. «Издательство Гном и Д», 2001.


10. Волкова Г. А.  Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Схема обследования детей с заиканием. – СПб. «Детство-Пресс», 2003.


11. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.  – СПб.

«Детство-Пресс», 2003.


12. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз диагностика и лечение. // Исправление речи при заикании: лечение или обучение? – СПб. «Сотис», 2000.


 











  

                












Страницы: 1, 2, 3