бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Комплексный подход к преодолению заикания бесплатно рефераты

      Исторически сложилось так, что первоначально появилась дидактическая система (дидактика – часть педагогики, изучающая основы методов обучения). Это, по существу, гимнастика речи, комплекс упражнений по артикуляции, дыханию, тренировке отдельных звуков, слов, фраз и т. п. Указанный подход к исправлению речи предполагал сделать это путем научения, построения речи заново, как без учета психологических особенностей каждого отдельного заикающегося,  так и без восприятия самого заикания как болезни. Дидактические системы и вытекающие из них методы пытаются не лечить больного, а учить его говорить «правильно»,  т. е. в конечном счете научить не болеть. С таких позиций исправлением заикания должны заниматься исключительно педагоги, что и делалось во многих странах. В нашей стране лечением заикания занимаются логопеды, обучающиеся на дефектологических факультетах педагогических институтов.

      Вторая система, появившаяся несколько позднее, как альтернатива малоэффективным  педагогическим попыткам исправления заикания, может называться психотерапевтической. В основе ее лежал метод прямого психического воздействия на больного, принятый для лечения целого ряда других психонервных заболеваний, в том числе неврозов.

      Результаты обследованных логопедических групп детских садов обычного типа, лечение заикания в которых проходит по стандартной дидактической методике в течение одного года, показали, что полное излечение не было достигнуто ни в одном случае, значительное улучшение наблюдалось  в 20% случаев, незначительное – в 50%, без изменений – 30%. Количество рецидивов в сроки от одного месяца до года – до 50%.

      Из приведенных выше данных видно, что эффективность излечения заикания. Особенно среди детей, к которым не применяются психотерапевтические методы, остается низкой.  Поэтому необходимо провести тщательный анализ недостатков и достоинств всех широко распространенных способов лечения, чтобы, объединив достоинства, попытаться создать новый метод, лишенный недостатков прежних.

      Что является главным недостатком дидактических методик? Подход к заикающемуся ребенку как к ученику, а не как к больному. С самого раннего возраста у таких детей налицо  все невротические компоненты исходного поражения: повышенная раздражительность, неуемная двигательная активность, расторможенность, не умение следить за своими действиями. Об этом хорошо знает каждый логопед и воспитатель логопедической группы. И на таком фоне им приходится учить детей не говорить быстро, тянуть звуки, произносить их правильно и т. п., да еще в группах по 13 – 16 человек.

      Что является положительной стороной дидактических методов? Это использование ритмики для налаживания правильного функционирования мышечного речевого аппарата. Давно известно, что, что в самых тяжелых случаях заикание облегчается пением или слоговой речью. Ритмической работе придают большое значение и современные логопеды.

      Почему же логопедия уделяет такое внимание ритму и слогу? Потому что на базе слога с помощью ритма формируется речь ребенка. Таким образом, можно предположить, что из дидактики необходимо взять ритм и слог как основу для восстановления нарушенного речевого комплекса.

      Что является главной положительной стороной психотерапевтических методик? По-видимому, терапевтическая помощь заикающемуся человеку как обычному больному: укрепление его соматического статуса, исправление в возможной степени (коррекция) неправильно функционирующих систем мозга  с помощью непосредственно психотерапии и психофармакологии, помощь в преодолении страха речи и многое другое.

      Конечно, применение психотерапии не исключает работу больного над собой. В психотерапевтических методиках работе личности над собой придается большее значение, чем в логопедии.

      А как быть с детьми, от которых требовать психического самосовершенствования практически невозможно, не говоря уже о том, что многие и само применение психотерапевтических методик к детям ставят под вопрос? Существующие методы пока не дают ответа на все эти вопросы. Правда и в последнее время стали появляться другие способы, основанные главным образом на применении технических средств.




















    

   2.2   Методика игровой деятельности.

      Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее эффективным в этом отношении является  использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

      Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.

      Данная методика направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающихся. Методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные. Жизненные явления и отношения людей в ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

      Система преодоления заикания включает в себя пять этапов:

первый этап - пропедевтический;

второй этап – сопряженная речь;

третий этап – отраженная речь;

четвёртый этап – вопросно-ответная речь;

пятый этап – закрепление навыков самостоятельной связной речи, активного поведения и свободного общения детей.

      Охарактеризуем каждый из  них. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы.

      Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

      Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

      Заикающихся детей необходимо учить внимательно слушать взрослых и выполнять их требования.

      В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения  во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не



создать спокойной обстановки в группе, не научить   детей   вместе   играть.   Правильно

общаться друг с другом. Не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений. То переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

      Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии. Решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

      На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.

      Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: тетрадь № 1 – речевая карта на каждого ребенка; тетрадь № 2 – для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3  - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий; тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка; тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год. Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

      На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребёнку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методист детского учреждения; тщательно обследует заикающегося психоневролог, педиатр отоларинголог, окулист и другие врачи.

      После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педогогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности и подготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шёпотной речи в детском саду и домашних условиях.

      Определяются следующие задачи этапа ограничения речи (режим молчания и шёпотная речь): воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного  внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам.

Первый этап.

      Режим молчания проводится в течение 4 - 6 дней. Логопед  (а в группе – воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает


достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает  проведение прогулок с детьми в период молчания.

      Занятия носят обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед , а в речевом саду – воспитатели и весь обслуживающий персонал во время режима молчания говорят шёпотом.

      Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятия для каждого ребёнка. Можно проводить дидактические игры без речи, игры с мозаикой, строительные игры.

      В этот период логопед начинает коррекцию звукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, пространственные ориентировки, воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику.

     Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шепотом. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении. Если логопед или воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа не возможно.

     Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда и так далее. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.

      Шепотная речь (10 дней). Во время воспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными. Проводятся игры на расслабление. После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию. Продолжается по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.

Второй этап.

      Сопряженная речь (4 -5 недель). При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.

      В задачи этого этапа входят: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений


моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам.

       Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.

      Занятия носят обучающий характер. Вводятся занятия – пятиминутки, которые проводятся фронтально со своей группой, либо с подгруппой детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме перед или после полдника; игры на звукоподражания. Задания меняются со сменой речевого режима.

      Указанная работа над речью проводится во время игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями и родителями.

Третий этап.

       Отраженная речь (4 -5 недель).

На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом детском саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапа являются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи), развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других), воспитание произвольного поведения (выполнять требования требование, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей), коррекция нарушений звукопроизношения.

Четвертый этап.

      Вопросно-ответная речь. В течение 8 – 10 недель в полной мере воспитывается поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4 – 5 лет сначала не могут вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечаю на вопросы третьего участника игры.

      Во время вопросно-ответной речи у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных. Сопутствующих движений. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.

      Осуществляя индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегченные формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.

      Этот этап работы подразделяется на два периода: ребенок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная

форма отраженной речи; вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе. Детей учат отвечать одним, двумя словами, т. е. приближенно к разговорной манере общения.

      Задачи этого этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи, воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения  фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности, воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (1 период), одним словом (2 период), работа над диалогической речью, воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества, продолжение коррекции нарушений звукопроизношения. Развитие лексико-грамматической стороны речи, осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам.

Страницы: 1, 2, 3