Изучение влияния межпредметных связей на совершенствование письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе
8. Напиши изложение "В лесу".
К 3 - 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов:
близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы
изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять
большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая
возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают
самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли
и знания. Некоторые образцы изложений представлены в Приложении А.
В результате проверки письменной речи учащихся можно выявить
типичные ошибки в содержании и построении изложения:
1.
Пропуск главных частей и важных фактов.
2.
Неточная передача фактов и событий.
3.
Нарушение логической последовательности.
4.
Возвращение без надобности к одному и тому же факту.
5.
Отсутствие связи между фактами и событиями.
6.
Речевые ошибки.
7.
Неправильное определение границ предложения в тексте.
8.
Нарушение порядка слов в предложении.
9.
Повторение одного и того же слова, не вызванное необходимостью.
10.
Пропуск главных и второстепенных членов предложения.
11.
Неправильное согласование и управление слов.
12.
Неправильное или неточное употребление слова, а также неоправданное повторение
слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.
Поэтому написанию изложения должна предшествовать большая подготовительная
работа.
Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения
к сочинению.
Система работы над сочинением в каждом классе на начальной ступени
обучения представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями. Устные
рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с
литературным чтением, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах
как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год
обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и
к самостоятельной работе над ними. К различным видам сочинений даются вопросы для
подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов - привести в систему впечатления
и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение
к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным
картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания [42;
43; 44].
Первые сочинения детей небольшие по объему, основным источником
для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся
во времени. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие
и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения сочинений во 2-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения
являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается,
а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением
закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках
грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя и этот вид деятельности
носит обучающий характер.
Обучению письменным сочинениям предшествуют различные обучающие
устные упражнения: составление упражнений, объеденных общей темой, восстановление
деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, составление
предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии
с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся
излагать мысли в определенном порядке, последовательно.
В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа,
но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет
на то, чтобы научить учащихся:
1) писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения
об экскурсиях, работе, наблюдениях;
2) писать рассказы о случаях из своей жизни;
3) писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма;
4) самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,
повествовательных и восклицательных предложений;
5) правильно строить простые предложения различных типов;
6) умению отбирать слова и употреблять их в речи [45].
Письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале
обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися
ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений,
по возможности в сюжеты включаются элементы описания.
Сочинениям с элементами рассуждения дети обучаются позднее. Рассуждение
- наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных
связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать
выдвинутые положения.
При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями
продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента
рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает
учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.
В основу классификации продуктивно-творческих упражнений (сочинений)
нами положены межпредметные связи русского языка с такими учебными предметами как:
"Литература", "Изобразительное искусство", "Познание мира",
"Музыка"
1. Сочинение по картинам. Этот вид сочинений позволяет
реализовать межпредметную связь русского языка с учебным предметом "Изобразительное
искусство". Для развития речи следует использовать художественные картины
(репродукции), иллюстрации, представленные в учебниках разных учебных предметов,
т.к. картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство
живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
повествовательные сочинения по серии картин или по картинному
плану;
повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает
толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
описание картины.
2. Сочинения по наблюдениям. Данные сочинения позволяют
устанавливать межпредметную связь русского языка с "Познанием мира".
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует
систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные
сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения - описания.
Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов,
выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой
точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном
оформлении своих знаний. В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
1) Описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению
("Яблоко", "Наш класс") или по прошлым наблюдениям ("Яблоня
весной и осенью", здесь есть дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения).
2) Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:
"Как сделать скворечник" (на уроках труда), "Как посадить дерево".
3) Описание картин природы и других сложных предметов, явлений:
"Наша улица утром", "В лесу". Последовательность, полнота описания
обеспечиваются подготовительной беседой.
Во 2-4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не
полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не совпадает с повествованием.
3. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную
связь русского языка с "Литературным чтением". Отзывы о прочитанных книгах
очень важны для воспитания юных читателей, формирования читательской компетенции.
В отзыве школьник дает оценку прочитанному. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее
усвоить идейное содержание и художественные детали.
На начальных этапах овладения письменной речью работа над сочинениями
очень важна, так как учит умению самостоятельно излагать собственные мысли, подбирать
языковые средства, которые позволяют быть адекватно поняты читателем.
В результате анализа учебников по предметам "Русский язык",
"Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство",
"Музыка" мы определили виды сочинений, их темы и возможности реализации
межпредметных связей через использование межпредметного материала, имеющегося в
данных учебниках, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Вариативное использование
межпредметного материала учебных предметов начальной ступени обучения при написании
сочинений
Вид сочинения
|
Тема сочинения
|
Межпредметный материал, используемый в сочинениях
|
По картинам
|
"Озеро"
|
"Русский язык" - с.239, упр.899;
"Познание мира" - Наш Казахстан,
с.138;
"Изобразительное искусство" -
И. Левитан "Озеро. Русь"
|
По наблюдениям
|
"Яблоневый сад"
|
"Русский язык" - с.155, упр.596;
"Изобразительное искусство" -
И. Левитан "Яблони в цвету",
М. Нурлыбаев "Цветущий яблоневый сад"
|
На основе прочитанного
|
"Щедрый человек"
|
И. Алтынсарин
"Щедрый человек"
|
Вывод: Основными приемами развития связной письменной
речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.
Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной
методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться
во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить
окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к
каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии
с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и
учит грамотности.
Вопрос обучения данным видам письменной работы затрагивает философскую
тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, языковой личности.
В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение
роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира",
"Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка"
на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи младшего школьника
принимали участие учащиеся 3-х классов средних школ с. Большая Малышка и Соколовской
Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек.
Изучение роли межпредметных
связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии
письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и
проверки эффективности данного предположения.
Опытно-экспериментальная
работа включала три этапа:
1 этап (констатирующий) носил подготовительный
характер: изучалась психологическая и психолого-педагогическая литература, осмысливалась
идея и гипотеза исследования, наблюдался учебно-воспитательный процесс в средних
школах с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской
области.
Для достижения цели дипломной работы осуществлялся анализ и обобщение
литературы по данной проблеме, подбор межпредметного материала для написания сочинений
и изложений.
2 этап (формирующий) - подготовка и проведение
опытно-экспериментальной работы по проверке влияния межпредметных связей русского
языка с предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное
искусство", "Музыка" на развитие письменной речи младшего школьника.
3 этап (контрольный) - проведение контрольных
срезов по проверке эффективности использовании межпредметных связей для развития
письменной речи младших школьников.
На констатирующем этапе эксперимента нами проводилась
проверка сформированности письменной речи у младших школьников через написание сочинений
на заданную тему.
Критерии оценивания письменных работ учащихся нами отобраны в
результате анализа нормативных документов (ГОСО РК, программа по русскому языку
для 2-4 классов) и методической литературы по развитию письменной речи младшего
школьника, т.е. при выполнении всех нижеприведенных положений, сочинение (письменное)
оценивается на "5", при несоблюдении некоторых норм - оценка снижается.
Знать:
признаки звуков, гласных и согласных: ударные и безударные гласные;
йотированные звукобуквы; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог, правила
переноса слов; названия букв русского алфавита;
части слова; некоторые способы словообразования;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,
глагол, предлог;
предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены
предложения;
текст, его виды; основная мысль, опорные слова текста;
изученные орфограммы и пунктограммы.
Уметь:
производить фонетический анализ, каллиграфически правильно писать
буквы, делить слова на слоги, правильно переносить слова;
разбирать слова по составу; анализировать имена прилагательные
и существительные;
характеризовать изученные части речи (по данной схеме);
определять синтаксическую функцию частей речи;
производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
устанавливать связь между словами в предложении, вычленять в
них словосочетания;
правильно писать безударные гласные; буквы и, у, а после
шипящих; звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова; сочетания чк,
чн; слова с удвоенными и непроизносимыми согласными; слова с разделительным
ь и ъ; предлоги со словами; большую букву в именах собственных; приставки
с-, от-, о-, об-, до-, про-, над-, под-, за-, на-, в-, вы-, пере-; суффиксы
- ик-, - ек - и ь после шипящих в именах существительных и глаголах;
падежные окончания имен существительных и прилагательных;
правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных,
восклицательных предложениях;
работать с текстом, определять тип текста, делить текст на части,
выделять опорные слова, озаглавливать текст;
писать под диктовку текст (55-60 слов);
писать изложение по коллективно составленному плану (60-70 слов);
писать сочинения повествовательного характера по сюжетной картине,
личным наблюдениям (55-60 слов);
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу,
благодарность, извинение, отказ приглашение, поздравление;
распознавать и употреблять в тексте изученные лексические единицы;
соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы
русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв),
правильно соединять буквы в словах [8, с.14].
Для диагностирования сформированности знаний, умений и навыков,
предполагаемых программой по русскому языку для 3 класса нами анализировались письменные
работы учащихся (сочинения).
Статистическая обработка полученных и анализируемых данных показала,
что 54% младших школьников написали сочинения повествовательного характера по сюжетной
картине, по личным наблюдениям (в норме: 55-60 слов, положительные оценки
"4", "5"); 76% работают с текстом, определяют тип текста, делят
текст на части, выделяют в нем опорные слова, озаглавливают текст; 48% составляют
устный рассказ по заданному сюжету (10-12 предложений); 42% составляют диалог на
заданную тему.
Таким образом, мы получили следующие критерии:
1. Соответствие содержания теме сочинения, полнота раскрытия
темы.
2. Количество микротем.
3. Текст сочинения: содержательный, лаконичный, орфографически
грамотный, стилистически правильный (выдержанный в одном стиле).
4. Оригинальность и выразительность повествования. Использование
экспрессивно-выразительной лексики.
5. Правильность употребления значений слов.
6. Последовательность излагаемой мысли.
7. В норме 55-60 слов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|