Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
-
части одежды: рукав, воротник, пуговица;
-
части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
-
части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка:
всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с
помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая
словесная замена.
1.4
Название профессий.
Оценка:
всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
1.5
Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:
Что
ты делаешь в течении дня?
Кто
как передвигается?
Кто
как голос подаёт?
Кто
что делает? (с использованием названий профессий)
Оценка:
всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется,
поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов –
отказ или далёкая словесная замена.
1.6
Словарь прилагательных.
-
Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
-
называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
Оценка:
всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
1.7
Подбор антонимов:
Добро
– зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый,
поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий,
покупать – продавать.
Оценка:
всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
1.
Исследование
пассивного словаря.
2.1
Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»
Оценка:
всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
2.2
Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя
глаза, локоть, палец и т.д.»
-
части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши,
волосы;
-
части одежды: рукав, воротник, пуговица;
-
части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
-
части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка:
всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение
– показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда,
показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.3
Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
Оценка:
всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
2.4
Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)
Оценка:
всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное
выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ
или далёкая словесная замена.
2.5
Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой,
розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
Оценка:
всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.-
правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0
баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После
выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается
суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню;
123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического
развития ребёнка.
6.Методика
изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.
Направлена
на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова,
употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.
Задание
№1. Классификация понятий.
Материал:
30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей,
транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит
испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать
соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок,
каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов.
Высшая оценка 30 баллов.
Задание
№2. Подбор антонимов.
Проводится
в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и
подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10
слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый –
смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко –
низко, далеко – близко).
Высшая
оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному;
0 баллов – не соответствует.
Задание
№3. Подбор синонимов.
Проводится
в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному
слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый,
старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая
оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0
баллов – не соответствует семантическому полю.
Задание
№4. Подбор определений.
Проводится
в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как
можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака,
человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким
оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов,
семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов –
ответ не соответствует семантическому полю слова.
После
выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается
суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35
– 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития
ребёнка.
2.2
Анализ результатов диагностики.
1.
Диагностическая
методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой
Г.А.
Цель:
выявление уровня сформированности лексики.
Количественные
показатели по данной методике представлены в таблице №1.
Табл.№1. Количественные показатели
по методике Волковой Г.А.
№
|
Имя
ребёнка
|
Процент
правильно выполненных заданий
|
Активный
словарный запас
|
Пассивный
словарный запас
|
1
|
Андрей
|
40,2%
|
73%
|
2
|
Аня
В.
|
41,8%
|
75,3%
|
3
|
Аня
С.
|
40,3%
|
73,3%
|
4
|
Ваня
|
36,7%
|
70,6%
|
5
|
Даша
|
42,1%
|
76%
|
6
|
Дима
|
38%
|
71%
|
7
|
Кирилл
|
41,7%
|
75%
|
8
|
Миша
|
41,1%
|
72%
|
9
|
Сергей
|
40,3%
|
72%
|
10
|
Соня
|
42,7%
|
76%
|
|
Средний
показатель
|
40,4%
|
73,7%
|
Как видно из приведённой
таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса
составляет 40,4% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного
словарного запаса средний, составляет 73 %.
Качественный анализ данных показывает, что лучше всего у детей
развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также
затруднения были вызваны при подборе антонимов. Дети подбирали антонимы или с
помощью, или давали далёкую словесную замену.
Выявленные особенности
соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных А.В. Захаровой,
Гвоздевой А.В., Вехтеровым В.П и другими учёными, и описанных нами в параграфе
1.1.
Перейдём к анализу
результатов следующей методики.
2.
Методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой,
Т.П.Бессоновой.
Цель: выявление уровня
словарного запаса детей.
Количественные показатели
результатов представлены в таблице №2.
Табл.
№2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой
№
|
Имя
ребёнка
|
Процент
правильно выполненных заданий
|
Активный
словарный запас
|
Пассивный
словарный запас
|
1
|
Андрей
|
35%
|
58%
|
2
|
Аня
В.
|
37,3%
|
58,4%
|
3
|
Аня
С.
|
35,7%
|
60%
|
4
|
Ваня
|
31%
|
59%
|
5
|
Даша
|
36,8%
|
59,4%
|
6
|
Дима
|
31,8%
|
55%
|
7
|
Кирилл
|
38%
|
58,6%
|
8
|
Миша
|
36,5%
|
60%
|
9
|
Сергей
|
36%
|
54%
|
10
|
Соня
|
41,3%
|
64%
|
11
|
Средний
показатель
|
36%
|
55,6%
|
Как видно из приведённой
таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса
составляет 36% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного
запаса средний, составляет 58,6%.
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей
методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте
правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный
словарь, словарь числительных. Хуже всего развит словарь предлогов. А также
затруднения были вызваны при подборе антонимов, синонимов.
3.
Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Цель: обследование словарного запаса детей.
Результаты обследования словарного запаса детей по данной методике
представлены в таблице №3.
Табл. №3.
Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.
№
|
Имя
ребёнка
|
Процент
правильно выполненных заданий
|
Активный
словарный запас
|
Пассивный
словарный запас
|
1
|
Андрей
|
45,5%
|
61%
|
2
|
Аня
В.
|
46,4%
|
65%
|
3
|
Аня
С.
|
38%
|
67,8%
|
4
|
Ваня
|
38%
|
60%
|
5
|
Даша
|
47%
|
68%
|
6
|
Дима
|
40,5%
|
66%
|
7
|
Кирилл
|
43%
|
66%
|
8
|
Миша
|
37,6%
|
67,9%
|
9
|
Сергей
|
44%
|
65%
|
10
|
Соня
|
60%
|
83%
|
11
|
Средний
показатель
|
44%
|
60,3%
|
При анализе результатов данной таблицы мы видим, что уровень
сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в
предыдущих методиках соответствует низкому уровню развития словарного запаса.
Лишь у одного ребёнка – Сони, уровень лексического развития средний – 60%.
Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет
60,3%.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей
речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при
использовании прилагательных, а также числительных и предлогов.
4.
Методика
исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
Цель:
исследование лексики детей.
Результаты,
полученные с помощью данной диагностики представлены в таблице №4
Табл.
№4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
№
|
Имя
ребёнка
|
Процент
правильно выполненных заданий
|
Активный
словарный запас
|
Пассивный
словарный запас
|
1
|
Андрей
|
58%
|
80%
|
2
|
Аня
В.
|
57%
|
77%
|
3
|
Аня
С.
|
53%
|
75%
|
4
|
Ваня
|
43,8%
|
60%
|
5
|
Даша
|
53%
|
79%
|
6
|
Дима
|
50%
|
77,8%
|
7
|
Кирилл
|
54%
|
80%
|
8
|
Миша
|
50%
|
78,9%
|
9
|
Сергей
|
52,6%
|
74%
|
10
|
Соня
|
65%
|
83%
|
11
|
Средний
показатель
|
53,6%
|
76,4%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|