Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
По
данным Бутон Ш., [2]словарь четырёхлетнего ребёнка распределяется между
различными грамматическими категориями следующим образом: существительные
(включая 9 местоимённых сущ.) - 968 (50,2%), глаголы - 528 (27,4%),
прилагательные (включая 20 место именных прилагательных) - 227 (11,8%), наречия
- 112 (5,8%), числительные - 37 (1,9%), союзы - 22 (1,2%), предлоги -15 (0,8%),
междометия и частицы 2 17 (0,9%). Имевшиеся в словаре имена существительные по своему
содержанию распределялись следующим образом: жилище (обстановка, утварь,
помещение) 15,2%, пища - 9,6%, одежда - 8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%,
город - 5,5%, части тела - 4,3%, абстрактные слова - 0,7%, профессия - 4%,
неживая природа - 3,4%, время - 3,3%, социальные явления - 3,3%, родовые
понятия - 1,6%, медицина - 1%, геометрические формы - 0,9%, ругательные слова -
0,9%.
Волосец
Т.В. [ 5 ] выявила, что у детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет существительные
занимают 23% всех слов, глаголы -23,8%, а прилагательные - лишь 4,3%. По мнению
автора в словаре 5-7-летних детей преобладают имена существительные с
конкретным значением (89% существительных), глаголы прошедшего (50%) и
настоящего (44,6%) времени, обозначающие различные виды движения (175 с.) .
А.В.Захарова
[ 14 ] приводит данные о соотнесении частей речи в словаре 6-ти летнего
ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие - 10,3%, имя
прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%,
союз - 0,3%.
По
данным А.Н.Гвоздева [7], в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2%
существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9%
числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.
Анализируя
количественные данные, мы видим своеобразие формирования словаря у детей с
нормальным речевым развитием. Одна из особенностей, интересующая нас, это
медленное обогащение словаря прилагательными.
Вопрос
адъективного пласта детского словаря раскрыт в работе А.В.Захаровой [ 14 ] .
Опираясь на данные различных авторов и на свои исследования, автор говорит о
том, что слов предметных всегда больше, чем слов, обозначающих действия, а
последних больше, чем лексических единиц, обозначающих признаки и отношения.
Активное вхождение прилагательных в детскую речь и осознанное пользование ими
характеризует лишь старший предшкольный возраст.
Рассматривая
этот факт с психологической точки зрения и опираясь на выводы многих
психологов, А.В.Захарова [ 14 ] объясняет это тем, что у маленьких детей еще
нет потребности в словах, выражающих признаки, поскольку у них еще не
сформировано само ощущение признака. Чтобы это ощущение возникло, ребёнок
должен осознать неоднородность однородных предметов, ему необходимо научиться
сравнивать и делать выводы из сравнения. Через сравнения постигаются размеры и
форма, цвета и свойства предмета, а сама потребность в сравнении есть результат
немалого опыта - и жизненного и языкового.
Изучение
прилагательных в словаре дошкольника становится еще более важным, если посмотреть
на него с точки зрения М.Ж.Флеровой [ 41 ]: "В современном русском языке
имена прилагательные - это самая многочисленная после существительных армия
слов".
По
мнению А.В.Захаровой [ 14 ], словарь старшего дошкольника может рассматриваться
в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок
усваивает все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро
словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Основой
"каркас" словаря не изменяется, несмотря на качественное его
пополнение и увеличение объёма.
А.В.Захарова
[ 14 ], анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи лет,
выделяет наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей:
существительные - "мама", "люди", "мальчишка";
прилагательные - "маленький", "большой",
"детский", "плохой"; глаголы - "пойти",
"говорить", "сказать". Автор отмечает преобладание в
словаре детей слов, обозначающих людей. Среди наиболее частотных прилагательных
выявляются слова с широким значением и активной сочетаемостью.
Важное
место среди прилагательных детского словаря занимают местоименные адъективы
("такой", " который", "этот", "свой",
"всякий", "наш", "весь", "каждый",
"мой", "самый"). Высокая частотность местоименных
прилагательных доказывает большую коммуникативную значимость данных частей речи
у детей.
При
анализе словаря А.В. Захарова [14]отмечает также преобладание у детей
отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной
степени прилагательных.
1.2 Особенности словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Общее
недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её
звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Р.Е.
Левина [ 21 ] и другие учёные выделяют три уровня речевого развития, отражающие
типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Первый
уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми
средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества
нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же
комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу
значений интонацией и жестами. Лепетные образования в зависимости от ситуации
можно расценивать как однословные предложения.
Второй
уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью
ребёнка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя всё
ещё искажённого и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных
признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами,
простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по
картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни.
Третий
уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Т.Б.
Филичева [39] выделяет четвёртый уровень речевого развития. У детей с данным
уровнем речевого развития обнаруживаются незначительные нарушения всех
компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при
выполнении специально подобранных заданий.
Наше
исследование проводилось с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня. Как было
отмечено выше, 3 уровень развития речи характеризуется наличием развёрнутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в
основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет
одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.
Например, мягкий звук с', сам ещё недостаточно чётко произносимый, заменяет
звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч
(«сяйник» вместо чайник), щ («сётка» вместо щётка); замены групп звуков более
простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных
словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребёнок
произносит определённые звуки верно, а в словах и предложениях их
взаимозаменяет.
На
фоне относительно развёрнутой речи у детей с общим недоразвитием речи III
уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В
активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов,
обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение
пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании
вариантов слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко
они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово –
другим, сходным по значению.
Нарушения формирования лексики детей с ОНР проявляются в
ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и
пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных
парафразиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации
словаря.
В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с ОНР
различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, характерны
значительный индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным
патогенезом. Следующей особенностью речи детей с ОНР является более
значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря
близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация
словаря вызывает большие затруднения.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с
ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов,
диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети с ОНР 3
уровня пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существительных и
глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов
названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным
речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. У дошкольников
с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в
речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников
с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно
выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова,
обозначающие оценку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей также выражено в
трудности поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность
употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. В одних случаях
дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется
слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь
в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других
ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный
характер. Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее
распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому
полю.
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют
существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными
являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий
– тонкий, короткий – маленький и т.д. Замены прилагательных осуществляются
из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.
Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены
слов на основе других семантических признаков.
Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более
позднем формировании лексической системности, организации семантических полей,
качественном своеобразии этих процессов.
Как и в норме, у детей 7–8 лет так же происходят качественные
изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в
5–6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество
парадигматических ассоциаций, то в 7 лет парадигматические ассоциации
преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР, по
мнению Р.И. Лалаевой [ 15 ], не является столь значительным, как у детей с
нормальным речевым развитием.
В 7 лету детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации
встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой
патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам
парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов
ассоциаций. У детей с ОНР к 7—8 годам парадигматические ассоциации не
становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это
свидетельствует о том, что процесс выделения ядра.(центра) и периферии
семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.
О несформированности семантического поля
у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных
ассоциаций. Даже к 7—8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации
являются очень распространенными, до минирующими, хотя с
возрастом их количество уменьшается. У
детей же с нормальным речевым развитием
к 7—8 годам случайные ассоциации оказываются
единичными.
У детей с ОНР имеются особенности и в динамике
синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое
увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам,
что, вероятно, связано с задержкой сформирования грамматического строя речи.
Итак, у детей 5—8 лет с ОНР происходит как бы параллельное
увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у
детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное
уменьшение синтагматических ассоциаций.
У детей 5—6 лет все парадигматические
ассоциации
носят характер аналогии,
сходства (кошка — собака, стол —
стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у
всех
групп детей становятся
более разнообразными, они возникают и на основе значений противопоставления
(высоко — низко, хороший — плохой, говорит — молчит), на основе родовидовых
отношений (дерево — береза, посуда — чашка). У
детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации
по аналогии (75 %), в то время как у
детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения
противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри
семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные
особенности.
Таким образом, у детей с ОНР отмечается
задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.
По мнению Бутон Ш. [ 2 ], организация
семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из
которых являются следующие:
1.
Ассоциации у детей с
речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым
развитием, носят немотивированный, случайный характер.
2.
Наиболее трудным звеном
формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение
центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
3.
У детей с ОНР
наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном
количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с
речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения
противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у
детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических
ассоциаций.
4.
Латентный период
реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем
в норме: у детей с нормальным речевым развитием — до 10 секунд, у детей с
речевой патологией— до 40 секунд.
Формирование
лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере
вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе
семантических признаков.
Так, при выполнении
задания «найти лишнее слово в ряду слов» (например, в ряду слов яблоко, свекла, груша, апельсин) у детей с нормальным речевым развитием не вызывает затруднений.
Что касается детей с
ОНР, то даже выполнение паданий на группировку слов, семантически далеких,
вызывает у некоторых из них определенные трудности. Так, например, в задании
«назвать лишнее слово из серии тигр, тарелка, кошка» ребёнок называет лишним слово тигр, так как он не в доме, а в цирке или «так
как все это дома, а тигр в лесу».
Выполнение заданий на
группировку семантически близких
слов сопровождается еще большим количеством ошибок.
Так,
при группировке
существительных дошкольники с
ОНР часто не выделяют общий понятийный признак,
а осуществляют классификацию на основе общности
ситуации, функционального назначения. При этом в ряде случаев дети недостаточно
точно представляют себе образ денотативной ситуации. некоторые примеры ответов детей: «Сорока, бабочка, скворец — лишнее слово сорока, так как сорока и»; летает, а сидит на кустике»; «Тарелка, стол, стакан — лишнее слово тарелка, из нее едят, а не остального нет» или «лишнее слово стакан, он из стекла».
Даже при правильном
выполнении заданий дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных
признаков:
«Волк» собака, лиса —
лишнее слово собака,
так как в лесу не ходят собаки»;
«Береза, облако, дерево
— лишнее слово облако,
оно небо, а другое не небо».
В ответах детей с
речевой патологией отражаются их
нечеткие представления о родовидовых отношениях» трудности дифференциации
понятий овощи,
фрукты, птицы, насекомые (лимон,'
свекла, яблоко — лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|