Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим – Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что дети слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров – Попова и Луневой. Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической «мишени» позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа мальчиков и группа девочек. Основу «мужской» подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу «женской» – Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот. Рисунок 2.1. Социометрическая «мишень» позитивных выборовдевочки мальчики
На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети с отрицательным статусом. Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому «стекаются» все позитивные выборы. Это Попов И. Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о: - недостаточной зрелости группы; - о том, что взаимоотношения членов школьного объединения слабо опосредованы совместной деятельностью; - предположительно, дети могут иметь трудно совместимые жизненные ценности; - переживания отдельных членов группы редко даны другим как мотивы деятельности; - организатору деятельности группы есть к чему стремиться. Подводя черту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы: - Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате; - Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия; - Школьное объединение – это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей; - Уникальную роль играет в школьном объединении ее организатор; - Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы; - Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении «Смена» показало, что группа, образованная подростками развита по типу ассоциации, что свидетельствует о невысоком уровне развития в ней совместной деятельности; - В объединении достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своим лидером; - Ценность каждого участника объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют отрицательные социометрические статусы; - Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя методику формирования позитивного психологического климата в коллективе. ЗАКЛЮЧЕНИЕА.С. Макаренко внес в понимание атмосферы коллектива представление о его «тоне». Нормальным тоном он считал мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач. Его точка зрения до сих пор не потеряла актуальности. Самочувствие ребенка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, его психологическим климатом. Не все проблемы межличностного общения сводятся к проблемам коллектива. Каждая личность, включенная в коллектив, может учиться общению, исходя из внутренней активной позиции по отношению к людям. Педагог может помочь ребенку, подростку - разбираться в людях, верно оценивать их психологию; - адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; - выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями общественной морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям. Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка. Она возникает не как врожденное свойство, качество, а в зависимости от отношения и оценок окружающих людей. В детском возрасте оценка учителя имеет определяющее значение, а в подростковом – отношение и оценки сверстников. Следует помнить, что для подростка очень болезненны низкие оценки товарищей, низкий социально-психологический статус в группе. Невозможно поднять статус ребенка простыми внушениями его товарищам. Необходимо активно наблюдать и помогать формировать здоровые отношения каждого с каждым. Это можно делать двояким образом. Во-первых, индивидуально работая с чувствами и интересами каждого воспитанника. Во-вторых, влияя на атмосферу в коллективе в целом. Во втором случае совершенно необходимо адекватно представлять себе картину взаимоотношений и положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, знать закономерности их формирования. Наше исследование, построенное по типу социометрического, позволило нам диагностировать состояние коллектива школьного объединения и, главное, осознать стоящие перед нами в работе с этим коллективом задачи, основная из которых – сплочение коллектива через организацию совместной деятельности и общения. Также имеет огромное значение умение каждого ребенка строить межличностные отношения со сверстниками. И взрослый организатор, руководитель объединения должен быть первым помощником в развитии навыков конструктивного общения между детьми. Организатор также должен выступать как хороший психолог, создавая в коллективе норму выслушивания, взаимопонимания, сочувствия, взаимопомощи. Формируя коллектив, следует руководствоваться многократно описанными в психологической литературе признаками здоровой коллективной атмосферы: удовлетворенностью воспитанников взаимоотношениями в коллективе, мажорным настроем в коллективе, взаимопониманием и авторитетностью руководителей и подчиненных. Необходимо стремиться к развитому самоуправлению, все большей сплоченности вокруг целей совместной деятельности, поддерживать сознательную дисциплину в коллективе. Эти задачи нам и предстоит решить на практике. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3; 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: www.myword.ru; 3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983; 4. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996; 5. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984; 6. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003; 7. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003; 8. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000; 9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998; 10. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981; 11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003, Кн. 1; 12. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 1997; 13. Практическая психодиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998; 14. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – М., 1975; 15. Социальная психология малой группы /под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской — М., 2001. |