История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
|
1999
|
2000
|
Прием
|
732
|
652
|
644
|
630
|
665
|
662
|
685
|
707
|
766
|
844
|
Численность студентов
|
2202
|
2090
|
1994
|
1871
|
1923
|
1976
|
2011
|
2052
|
2147
|
2311
|
Выпуск специалистов
|
623
|
585
|
546
|
532
|
473
|
494
|
538
|
545
|
563
|
568
|
Сегодня
в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.
Изучение
истории трансформации колледжей позволяют провести диверсификацию типов
профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального
образования по признаку уровней и количества реализации профессиональных
образовательных программ:
·
одноуровневые профессиональные образовательные учреждения -
традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального
и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности
к этому уровню;
·
двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -
профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной
подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам
повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно
начального или среднего профессионального образования;
·
многоуровневые профессиональные образовательные учреждения,
реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных
программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к
конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями
непрерывного профессионального образования.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что
диверсификация среднего профессионального образования создает необходимые
условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого,
многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального
образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям
и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных
учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать
различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему
профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в
современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную
систему.
При этом диверсификация профессионального
образования является эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее
функционирования и развития:
·
проектируемость, т.е. возможность построить частные
образовательные системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики,
общества и системы образования в настоящее время и на перспективу;
·
результативность, что подтверждается наличием широкого спектра
образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют
поставленные цели;
·
экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков
подготовки профессиональных кадров, отсутствием "безотходных
технологий" обучения;
·
корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости
обучения, что позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в
выборе индивидуальной образовательной траектории;
·
управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей
обучения в соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.
С принятием в 1992 году закона РФ «Об
образовании» закладывается правовая основа движения к многообразию системы
образования, обеспечению действительной возможности выбора для ребенка как
реального потребителя образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что
каждое новаторское общеобразовательное учебное заведение должно было определить
свой собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация
традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.
К новым видам организации учебного процесса и
новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших
профессиональных училищ, колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается
педагогический процесс в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными
формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии,
факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские
формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы
и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и
ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное
проектирование.
А.М.Новиков обозначил основные направления
реформирования российского среднего профессионального образования как целостной
системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели
профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу
образования.
Это гуманизация, демократизация образования,
его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное
образование как пожизненное образование человека.
И наконец, специфичное развитие базового
профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в
сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за
рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления
его развития:
1.
сохранение традиционных функций и структуры среднего
профессионального образования;
2.
перспективное развитие среднего профессионального образования,
связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы
подразумеваем функции:
·
социальной защиты (получение бесплатного профессионального
образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа
равных возможностей);
·
обеспечение производства квалифицированными работниками и
специалистами с традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего
профессионального образования связывается с переменами в образовании и
определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
1.3
Направления и перспективы развития системы среднего профессионального
образования
На
современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для
развития экономики, повышения технологической культуры производства,
обеспечения административно-технической поддержки процессов управления,
развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального
сервиса.
Формированию рыночных отношений в экономике
России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации
образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация
образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям
профессионального образования.
Средняя
профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового
профессионального образования, направленного на подготовку специалистов
среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В
средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных
слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли
государства в финансировании среднего профессионального образования.
Подготовка
специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение
потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная
структура среднего профессионального образования, ориентированного на
федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым
федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для
обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества
продукции, подготовку кадров в области искусства.
С
учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей
рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений
должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на
федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью
упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение
количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние
специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо
предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме
соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо
осуществить многовариантную интеграцию средних проффесиональных учебных
заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным
направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с
учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе
многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку
специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров
по широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее
развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей
школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в
том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое
продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных
учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в
территориальном аспекте.
В
соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития
экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах
среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств,
обеспечения административно-технической поддержки процессов управления,
развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального
сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и
массового профессионального образования, призванного стать в перспективе
обязательным минимумом профессионального образования молодежи.
Совершенствование
структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по
следующим направлениям:
Основным
направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как
самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация
сети и укрупнение учебных заведений за счет горизонтальной интеграции, создания
многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное
направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных
пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую
роль и обеспечивают территориальную доступность образования.
Перспективным
направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с
учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе
многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку
специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку
кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей
численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с
формированием многопрофильных колледжей.
Дальнейшее
развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей
школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от
общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов
вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более
доступным в территориальном аспекте.
С
учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей
федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних специальных учебных
заведений должно находиться в федеральной собственности (и соответственно - на
федеральном финансировании), 40-55 % - в собственности регионов.
Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего
профессионального образования в трех направлениях:
1.
глобальные тенденции развития образования;
2.
основные направления реформирования российского
профессионального образования;
3.
тенденции развития, специфичные для начального или
среднего профессионального образования.
1. Среди глобальных тенденций развития
образования можно выделить следующие:
1.
интернационализация и интеграция образования как основные
тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);
2.
информатизация и экологизация образования,
сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу;
3.
культурологизация образования как тенденция,
связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление
общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого
гуманистического развития.
Для успеха социально-экономического
реформирования России, как никогда ранее, необходимы усилия по активному
включению страны в международные связи в сфере образования, в процесс
формирования единого мирового образовательного пространства. Фундаментальной
прагматической основой вхождения России в МОП является богатейший арсенал
отечественной педагогической теории, многовековые тенденции развития
гуманистической модели воспитания.
Активному сближению образовательных систем
способствуют современные реформистские тенденции в образовании.
Одна из глобальных тенденций - движение в сторону совершенствования массового,
а не элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к
высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное
массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного
реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.
Другая тенденция - существенное усиление в
мировом образовании гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию
можно определить как стратегическую линию развития мирового образования
и усиления его интеграции.
В непосредственной связи с гуманизацией
образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических
шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного
образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из
способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.
Исходя из системообразующей тенденции в
образовании, связанной с интернационализацией общественной жизни, можно
говорить о глобальных составляющих функциональной грамотности,
формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу.
Другим феноменом постиндустриального общества
является стремление к признанию приоритета интересов личности.
На этом фоне усиливается внимание к процессам
социального характера, связанным с деятельностью человека и его
жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической
ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов,
затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления
усилиями всего человечества.
Отсюда важнейшей составной частью
функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая
грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях.
Естественно, ее содержание связано с состоянием развития конкретной страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|