История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
Введение
В
2001 году система среднего профессионального образования России отмечала свой
300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое,
пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как
делать?
Накопленный
опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах
профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для
современности.
Проблема
исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего
профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко
осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути
совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена,
важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.
Система
среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою
специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную
социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка
растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит,
кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ
развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной
основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные,
экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные,
воспитательные, интегративные функции.
Средняя
профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового
профессионального образования, направленного на подготовку специалистов
среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Это
обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в
финансировании среднего профессионального образования.
Ныне
действующая система среднего профессионального образования смогла в известной
мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом
сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав,
разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего
развития.
Вместе
с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда
выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования,
не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников
на производстве оказалась практически разрушенной.
Структурные
изменения в системах начального и среднего профессионального образования, также
как и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей стране
достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их
непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения
столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям
экономики.
Возникновение
рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние
годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя
самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней
профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление
молодежи к получению среднего профессионального образования. Социологические
опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по
полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда
на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных
заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и
работы[1].
Актуальность исследования
обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил
перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится
в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Эти
преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных
процессов: совершенствование существующей образовательной системы и
формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем.
Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и
становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
Система
среднего профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала
мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня,
всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей
осуществления социальной политики государства на современном этапе.
Таким
образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение
специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в
образовательной системе.
На современном
этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития
экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения
административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной
инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Ведущей
целью образования в новых экономических условиях России является подготовка
личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и
профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех
видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их
решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах
непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития
личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней
интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Среднее
профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и муниципальных
образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количестве около 2300
тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150 колледжей, в которых
обучается более 25 тыс. студентов[2].
Происходит
изменение структуры подготовки. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной
и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические
специальности увеличился на 37%[3].
За
последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального
образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление
содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его
интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости
образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение
профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям.
Сегодня
формируется особый интегративный тип работника — субъект
социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и
индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а
работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности.
Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального
образования, в первую очередь для молодежи.
В
изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов
государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер
их взаимоотношений.
Целью выпускной
квалификационной работы является проведение исторического анализа развития
системы среднего профессионального образования с конца XIX века по
сегодняшний день.
Исходя
из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить
следующие задачи исследования:
- анализ
истории развития системы среднего профессионального образования в России;
-
анализ современного состояния системы среднего профессионального образования;
-
выделить проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования
в России.
- в
процессе развития системы среднего профессионального образования исследовать
изменение функций данного социального института (на примере Лицея № 105 г.
Волгодонска Ростовской области) .
Объектом
исследования является история развития системы среднего профессионального
образования Российской Федерации.
Предметом
исследования влияние развития среднего профессионального образования на
совершенствование научной подготовки выпускников средне-профессиональных
учебных учреждений.
Методы
исследования: анализ литературы по проблеме развития системы среднего
профессионального образования в России.
Теоретико
- методологической базой выпускной квалификационной работы явились концептуальные
разработки отечественных ученых в области педагогики, социологии и экономики,
занимающихся проблемой истории развития и совершенствования системы среднего
профессионального образования в России. Среди большого количества работ на
данную тему можно выделить несколько в большей степени связанные с исследуемой
проблемой, и в частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М.
Паничевой, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.
Эмпирической
базой исследования явились результаты статистические данные, официальные
документы учреждений среднего профессионального образования города Волгодонска
Ростовской области. Для сравнительного анализа использовались так же
фактологические данные, приведенные в научной и публицистической литературе
отечественных авторов.
В
заключении работы, на основании результатов анализа и оценки выделены
предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование
функционирования и развития системы среднего профессионального образования.
Практическое
использование результатов. Результаты научно-исследовательской работы по
теме могут составить информационную и основу для проведения факультативных
занятий по педагогическим дисциплинам.
По структуре
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального
образования в России
1.1
История становления и развития российской системы профессионального образования
с 1700 по 2001 г.г.
Систематическое
профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине
XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например,
в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г.,
обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и
училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного
процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в
обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление
профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра
I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне
ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём
создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в
петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков.
России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры,
мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в
Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в
1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
В
школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте
от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количество
обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 – 500 человек. Курс
состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и
арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей
(навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на
морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в
организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В
1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная
школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной
службы.
Заслугой
Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в
провинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено
в Табели о рангах: “Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов,
знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы
позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной
ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и
охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству
отличались; однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам
и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако в
отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения
добровольно.
Со времён Петра гражданская служба потребовала
всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной
подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям
Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как
особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX
– начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях
развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143
средних специальных учебных заведения, подведомственных различным
министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые
территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России
имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет
интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции.
На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений
царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в
России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство
народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения
наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией
наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
Аппарат
Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при
министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и
научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из
назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем
решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.
В
1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая
школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного
округа назначался императором.
В середине 50-х г.г. ХIХ в. система
управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из
ведения местных генерал – губернаторов.
В
период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз
претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно
превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям
общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные
периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе
консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую
централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности
и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию
управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию
состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
В
январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник
радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с
требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление
профессиональным образованием было децентрализовано.
После
революции в России средние профессиональное образование стало частью системы
народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было
централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В
техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников
инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в
стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929
года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы
индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку
специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на
практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Управление
средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу.
Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали
привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В
30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году
составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в
первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в
этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об
учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были
разработаны стабильные учебные планы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|