История фортепианного исполнительства
Для каждого из этапов были выбраны принципы, методы,
приемы, формы и средства, адекватные целям и задачам этих этапов. Для мотивационного
этапа, имеющего своей целью адаптацию студентов к профессиональной деятельности,
наиболее целесообразными представляются: принцип единства чувственного и
рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа
и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных
средств. Для этого этапа были намечены межпредметные контакты с классом
специального инструмента. Специфика развивающего этапа предполагает:
принцип комплексности, осуществляемый с помощью метода «погружения», дающего
возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте
соответствующей художественной эпохи, приёмов аналогии и ассоциации, форм бесед,
диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Межпредметные
связи данного этапа представлены такими дисциплинами как «Мировая художественная
культура» и «Музыкальная литература». Обобщающий этап требует опоры на
принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых
методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и
конкурсов научных работ, творческих презентаций, музыкально-поэтических
вечеров. Поэтому межпредметные связи здесь должны осуществляться и с классом
специального инструмента, и с дисциплинами теоретического цикла.
Во второй главе «Реализация методики преподавания
дисциплины "История фортепианного исполнительства" у
студентов-пианистов в процессе среднего профессионального образования» устанавливаются
критерии, показатели и уровни освоенности учащимися содержания данного предмета,
освещается организация, ход и результаты опытно-поисковой работы, анализируются
результаты её этапов, определяются педагогические условия реализации методики и
приёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании
теоретических знаний и практических навыков как компонентов исполнительской
культуры.
Исследовательская
работа проводилась в течение 8 лет в процессе занятий по дисциплине «История
фортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группах
составила 74 человека. Согласно программе изучение предмета проводилось в форме
лекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48
учебных часов на формирующем этапе и 12 учебных часов на контрольном этапе опытно-поисковой
работы). Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальной методики
преподавания дисциплины, наиболее соответствующей возрастным психологическим
особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важные задачи профессионального
роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбаланса между уровнем
сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнем теоретических
знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчность мышления
и стилистическая грамотность. При отборе методов опытно-поисковой работы мы
следовали рекомендациям отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К.
Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основными
методами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианного
исполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающий
и опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.
Были
определены следующие критерии освоенности знаний в области истории фортепианного
исполнительства у студентов-пианистов колледжа: осведомлённость о периодизации
истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории
фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о
взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями
соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний в
практической деятельности. Критерий осведомлённости о периодизации
фортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённость
о названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлённость
об основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификации
периодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели:
историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация
произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация
основных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания о
взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями
соответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знания
об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о
художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об
индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Критерию применения знаний
по истории фортепианного исполнительства в практической деятельности отвечают
показатели: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их
применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений
исполнительского искусства.
Низкий
уровень освоенности
знаний об истории фортепианного исполнительства предполагает, что студент (1)
осведомлен о названиях, исторических границах не менее двух периодов истории
фортепианного исполнительства и знает не менее пяти персоналий; (2) испытывает
затруднения с исторической идентификацией явлений исполнительского искусства,
музыкальных произведений (исходя из трактовки инструмента) и принципов педагогики
музыкального образования; (3) имеет ограниченные представления об эстетической
общности исполнительства с другими видами искусства, слабо ориентируется в художественных
направлениях и индивидуальных стилях фортепианного исполнительства; (4) не
применяет полученные знания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской
практике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Средний
уровень освоенности
знаний об истории фортепианного исполнительства характеризуется тем, что
студент (1) осведомлён о названиях и исторических границах всех периодов
истории фортепианного исполнительства и знает не менее десяти персоналий; (2) в
целом, идентифицирует верно явления исполнительского искусства, музыкальные
произведения и принципы педагогики музыкального образования в историческом
плане; (3) обладает знаниями об эстетической общности исполнительства с другими
видами искусства, о художественных направлениях и индивидуальных стилях
фортепианного исполнительства; (4) с помощью преподавателя применяет полученные
знания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской практике и
при оценке явлений исполнительского искусства.
Высокий
уровень освоенности
знаний об истории фортепианного исполнительства констатируется, если студент
(1) осведомлён о названиях, содержании и исторических границах всех периодов
истории фортепианного исполнительства и знает более десяти персоналий; (2) свободно идентифицирует явления
исполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогики
музыкального образования в историческом плане; (3) представляет фортепианное
исполнительство, его направления и индивидуальные стили в художественном
контексте эпохи; (4) уверенно применяет полученные знания при знакомстве с
новым произведением, в своей исполнительской практике и умеет самостоятельно
оценивать явления исполнительского искусства.
Несмотря на то,
что до начала обучения в колледже студенты не изучают историю фортепианного
исполнительства, у них, как правило, все же присутствуют некоторые знания из
этой области, почерпнутые в музыкальной школе из курса музыкальной литературы и
на индивидуальных уроках по фортепиано, что даёт возможность провести
диагностику их обученности на самых первых занятиях по истории фортепианного
исполнительства.
На констатирующем
этапе опытно-поисковой работы в процессе коллективного прослушивания
фортепианных произведений различных эпох и в разных исполнениях посредством
наводящих вопросов преподавателя осуществлялось выявление и обобщение
существующих у студентов эмпирических знаний об истории фортепианного
исполнительства. Наиболее показательными заданиями этого этапа явились тесты,
анкеты с незаконченными предложениями, исполнительский анализ произведений,
письменные работы по проблемам исполнительства, которые и позволили определить
уровень освоенности студентами знаний в указанной сфере. Диагностика показала
недостаточную ориентированность большей части студентов в истории искусства,
что объясняется их возрастом и ограниченным художественным опытом. Наибольшие
затруднения у студентов вызвали задания, связанные с идентификацией и
соотнесением явлений исполнительского искусства с соответствующими
художественными эпохами и с практическим применением имеющихся знаний в
собственной исполнительской практике. Предложенная нами обобщенная периодизация
истории фортепианного исполнительства (клавирный период, период перехода от клавира
к фортепиано, период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано,
период постромантического фортепиано) способствовала структурированию имеющихся
у студентов знаний и систематизации вновь поступающей к ним информации.
Проведение формирующего
этапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единства
чувственного и рационального познания, а освоение теоретических знаний
студентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатлений
от различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональная
специфика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусств
является культурообразующим объектом. Освоению знаний о фортепианном исполнительстве
в художественном контексте той или иной эпохи способствовало применение в
педагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства
(«Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русский
музей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формы
учебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентов
средних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемые
вступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихся
композиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явлений
исполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельности
студентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в форме
печатных работ.
Согласно
намеченному плану методика преподавания истории фортепианного исполнительства у
студентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего и
обобщающего. На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождались
комментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей.
Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений с
последующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялось
произведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошо
темперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван
Бетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связи
учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями в
специальном классе и, следовательно, о необходимости и важности её изучения. Стилистическая
грамотность студентов проверялась в процессе наблюдения за их выступлениями на
академических мероприятиях и открытых концертах.
На развивающем
этапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнились
мультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальными
фильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов и
исполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти»,
«Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «Великий
Гилельс»). На данном этапе были особенно эффективны межпредметные связи с дисциплинами
«Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Все большее
значение стали приобретать активные формы обучения – беседы, диспуты,
коллективные обсуждения, на которых проверялись практические навыки студентов в
оценке явлений исполнительского искусства.
На обобщающем
этапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросла
самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий стали
подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д.
Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и
мировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсах
студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических
вечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм применения
проблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизному
исполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно с
преподавателями по классу специального инструмента. На всех этапах
использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты
вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие
областные центры, посещали студенческие классные вечера, выступления
преподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилось
коллективное обсуждение услышанного.
На контрольном
этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием
диагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет с
незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в
практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной
практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих
исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного
отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего,
15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов
констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена
положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История
фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и
позволило составить следующую сводную таблицу:
Теоретическая
разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили
выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. В
результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории
фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины:
клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского
фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.
2. Методика
освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области
истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный,
развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип
единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных
методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров,
применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на
принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать
явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной
эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений
с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип
самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах
синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ,
творческих презентаций.
3. Педагогическими
условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные
художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского
искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа
историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым
этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской
культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний
– к продуктивному.
4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного
исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений.
(1) Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях
периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных
персоналиях. (2) Идентификация, измеряемая следующими показателями:
историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация
произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация
основных принципов и целей обучения исполнителя. (3) Знание, об уровне которого
дают представление такие показатели как знания об эстетической общности
исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных
направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в
фортепианном исполнительстве. (4) Применение, отвечающее показателям:
применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их
применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений
исполнительского искусства.
5. В процессе
опытно-поисковой работы была подтверждена эффективность разработанной методики
в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Это
выражено возросшими знаниями студентов колледжа искусств об эстетической
общности исполнительства с другими видами искусства, о художественных
направлениях и индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве, а также повысившимися
навыками практического применения данных знаний в собственной исполнительской
практике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Исследование
может быть продолжено в направлении дальнейшей детализации изучения периодов
истории фортепианного исполнительства. Это особенно актуально применительно к
последнему, постромантическому этапу, который отличается особым стилевым
многообразием. Представляется возможной также экстраполяция опыта настоящего
исследования на изучение аналогичных проблем иных инструментальных специализаций.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих
работах:
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в
реестр ВАК МОиН РФ:
1.
Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна и идеи
философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Музыка и время. – 2007. – №7. –
С. 9-11. Принято к печати 27.11.2006.
2.
Борейко, И.М. Методы формирования знаний об исторической периодизации
фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Интеграция
образования. – 2009. – №2. – С. 79-81.
Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на
научно-практических конференциях:
3.
Борейко, И.М. Воспитание образного мышления на уроках специальности (на
примере цикла «Времена года» П.И.Чайковского) [Текст] / И.М. Борейко //
Художественный образ в исполнительском искусстве: тезисы и материалы IX Российских
педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске «Искусство, наука и
художественное образование» 25-29 ноября 2003 г. / МаГК. – Магнитогорск, 2004 . – С. 115-117.
4.
Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф. Лосева [Текст] / И.М. Борейко //
Философия и наука: материалы V Региональной науч.-практ. конф. аспирантов
и соискателей, г. Екатеринбург, Россия, 25 апреля 2006 г. / УрГПУ. – Екатеринбург, 2006. – С. 7-9.
5.
Борейко, И.М. О задачах дисциплины история фортепианного искусства.
[Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные
науки. Ч. 41. Педагогика: труды 2-го Междунар. форума (7-й Междунар. конф.),
г. Самара, 20-23 ноября 2006 г. – Самара, 2006. – С. 30-33.
6.
Борейко, И.М. Чтобы снова обрести «Золотой век» [Текст] / И.М. Борейко
// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Вып. III. – Саратов: ИЦ
«Наука», 2007. – С. 254-258.
7.
Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи
философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы высшего музыкального
образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. аспирантов,
соискателей и преподавателей вузов. Вып. 8. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородской
гос. консерватории, 2007. – С. 95-101.
8.
Борейко, И.М. «История фортепианного искусства» – плюрализм мнений и
концепций [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки Ч.
26. Музыкальное искусство: труды 3-го Междунар. форума (8-й Междунар. конф.),
г. Самара, 20-23 ноября 2007 г. – Самара, 2007. – С. 5-8.
9.
Борейко, И.М. История фортепианного искусства и время [Текст] / И.М. Борейко
// Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические
и прикладные аспекты: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием,
г. Пермь, 22-25 октября 2007 г. – ПГИИК. – С. 22-31.
10.
Борейко, И.М. Бородин Б.Б. как историк фортепианного искусства [Текст] /
И.М. Борейко // Краеведение и художественная культура Урала: творчество,
исполнительство, образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Магнитогорск,
19-21 ноября 2007 года / МаГК; ред.-сост. А.А. Глазунов. – Магнитогорск,
2008 . – С. 435-437.
11.
Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф.Лосева [Текст] / И.М. Борейко
// Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры
и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. – Челябинск,
2008. – Вып. 3. – С. 26-34.
12.
Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи
философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания:
межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева,
С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. – Челябинск, 2008. – Вып. 3. – С. 21-26.
13.
Борейко, И.М. О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у студентов
ДХО, ФО ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания:
межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева,
С.В. Черевань, Т.С. Сорокина.– Челябинск, 2008. – Вып. 3. – С. 233-247.
14.
Борейко, И.М. Об актуальности формирования представлений об исторической
периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М.
Борейко // К 115-летию музыкального образования в Сибири: Актуальные проблемы
музыкального образования: материалы Всерос. науч.-практ. (заочной) конф.,
г. Томск, 20-25 ноября 2008 г. – Томск, 2008. – С. 129-132.
15.
Борейко, И.М. О методах формирования представлений об исторической периодизации
фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко //
Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Ч. 24. Педагогика:
труды 4-го Междунар. форума (9-й междунар. конф.), г. Самара, 17-19 ноября
2008 г. – Самара, 2008. – С. 72-76.
16.
Борейко, И.М. О методах преподавания учебной дисциплины «История фортепианного
исполнительства» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкального и
художественного образования: материалы междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург,
декабрь 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 6-9.
17.
Борейко, И.М. Метод «погружения» применительно к преподаванию учебной
дисциплины «История фортепианного исполнительства» [Текст] / И.М. Борейко //
Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы
второй междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург, декабрь 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 44-50.
18. Борейко, И.М.
Методы организации учебной работы на уроках по истории фортепианного
исполнительства в ССУЗе [Текст] / И.М. Борейко // Музыкальное и художественное
образование в социокультурном развитии личности: материалы всерос. конф.,
посвящённой 50-летнему юбилею факультета музыкального и художественного
образования, г. Екатеринбург, 9 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 3-6.
Страницы: 1, 2, 3
|
|