Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Годовой план работы кружков
составляется, включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка в плане
пишутся различные формы его работы: встречи, конференции…
Работа кружков заканчивается
итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На
итоговом занятии заслуживается краткий отчет, а также 2-3 лучших доклада,
характеризующие основные направления работы кружка.
Основным методом работы кружка
является самостоятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных
интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает. В итоге работы
кружка каждый из его членов овладевает умениями и навыками самостоятельной
исследовательской деятельности[20, С. 79].
Таким образом, в процессе работы
кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов,
рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.
Все эти материалы можно и нужно
сосредоточить в школьных музеях и использовать в учебно-воспитательной работе.
Историко-краеведческие кружки по
мере их развития и увеличения нередко перерастают в школьные ученические
общества, а затем в клубы. Общество и клуб являются высшей формой внеклассной
краеведческой работы в школе. Часто они имеют свой девиз, устав. Состав
руководителей, планы работы клуба учреждаются на педагогическом совете школы.
Клубы организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных
предметов, а его содержание носит комплексный характер.
Члены клуба участвуют в
археологических экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный
кругозор.
Внутри клуба проводятся различные
виды работы: викторины, олимпиады, экспедиции, конференции.
Факультативы, клубы, кружки
расширяют кругозор, мировоззрение школьников, помогают педагогам в
воспитательной работе, оставляют богатейшие фонды профессиональным
историкам-краеведам [5, C. 197].
2. Краеведческие школьные
музеи: особенности деятельности.
Популярность музеев в последнее
время возросла необычайно. Печать отмечает музейный «бум».
Музей – это научное учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и
популяризацию памятников материальной и духовной культуры.
Музейная сеть в России включает в
себя музеи естественнонаучные, исторические, литературные, художественные,
архитектурные, музыкальные и др. Особым видом музеев являются созданные на
основе памятников истории и культуры музеи-ансамбли и мемориальные музеи.
Большим разнообразием профильных
групп отличаются исторические музеи. Среди них - общеисторические,
археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические музеи
посвящены истории страны, республики, города и т.д. Например, Государственный
исторический музей в Москве, Государственный краеведческий музей г. Пятигорска
и многие другие.
Особую категорию музеев
представляют региональные и местные музеи. Чаще всего они избирают основным
направлением своей работы краеведение.
Основными задачами музея являются:
поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов,
предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая
обработка, оформление и экспонирование материалов; использование материалов
музея в учебно-воспитательной работе.
Помимо государственных музеев в
нашей стране существует более 10000 музеев, работающих на общественных началах,
разновидностью которых являются и музеи, организуемые в школах, Домам детского
творчества.
В последние десятилетия во многих
школах стали организовываться музеи – комнаты боевой славы, исторические музеи.
Ярким примером такого музея является школьный музей СОШ № 7 станицы Константиновской
Ставропольского края (см. Приложение 1). Его создали учителя – энтузиасты
вместе со школьниками. Основное направление работы – изучение истории станицы
Константиновской. В течение долгого времени организаторы собирали материал о
людях, которые основали станицу, внесли наибольший вклад в ее развитие (см.
Положение 2).
В музее оборудованы две комнаты:
одна посвящена истории станицы с момента основания до наших дней, другая –
периоду Великой Отечественной войны в истории станицы и ее жителей.
В музее проводятся уроки истории,
экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.
Школьный музей является одной из
форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в
процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-
источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную
ценность. Из всего этого вытекают цели и задачи школьных музеев. Они имеют
сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими
особенностями[11, С. 118].
Во-первых, школьный музей имеет
учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного
труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению
учебно-воспитательной работы в школе.
Во-вторых, сама организация музея
является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.
В-третьих, школьный музей – это не
только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, но и
место научно-педагогической обработки собранного материала и создания на его
основе дидактических пособий по истории и другим предметам.
Школьный музей может быть создан
лишь в результате широкой историко-краеведческой поисковой работы школьников.
Только она дает возможность в полной мере реализовать цели и задачи,
поставленные перед собой школьными краеведами.
Для того чтобы открыть музей, необходимо
вначале определить его профиль. Определяя профиль школьного музея, необходимо
учитывать наличие вблизи школы государственных, народных или иных музеев.
Например, в сельской школе, удаленной от государственного краеведческого музея
целесообразно создать музей широкого профиля. Примером узкопрофильного музея
может служить музей СОШ № 7 ст. Константиновской, так как вблизи находится
Государственный краеведческий музей г. Пятигорска, который оказывает помощь
школьному музею (см. Положение 3).
Профиль музея зависит и от
направленности интересов учителей и учащихся данной школы, но при этом должен
быть предусмотрен выход на местный краеведческий материал. Основными критериями
для сбора материалов для школьного музея должны быть:
· подлинность памятника;
· профиль музея, его основная тема;
· типичность музея для данной местности;
· возможность использования материалов музея в
учебно-воспитательном процессе.
Поисково-собирательная работа
имеет следующие аспекты: музееведческий и педагогический. Музееведческий аспект
предусматривает знание основ музейного дела, умение правильно оформлять
документы, знание и использование следующей формы научного описания документов,
которая позволяет систематизировать каждый исторический источник, поступающий
в музей:
№
п\п
|
Название тем
подтемы
|
Перечисление
подлинных
памятников
|
Перечисление
вспомогательных
материалов
|
Место
экспоната
в экспозиции
|
Примечания
|
|
|
|
|
|
|
Педагогический аспект состоит в
том, чтобы привлечь к поиску исторических источников максимально широкий круг учащихся.
Хорошим методом вовлечения всех учащихся школы в поиск являются задания Совета
музея каждому классу, выполнение которых проверяется на сборах, собраниях в
конце учебного года. Элемент соревнования между классами является хорошим
стимулом активной работы по поиску исторических материалов.
Особенностью экспозиции школьного
музея является учет школьной программы и необходимость постоянного обновления
экспозиций. Для этого пользуются различными приемами: введение новых
дополнительных разделов и экспозиционных комплексов, частичная замена некоторых
экспонатов новыми, выставка новых пополнений, оживляет работу музея организация
переносных выставок в классах.
В школьном музее проводятся
следующие виды учебной и внеклассной работы:
·
экскурсия;
·
урок – экскурсия;
·
использование музейных
экспонатов в качестве учебно-наглядных пособий на уроках;
·
организация и проведение
конференций;
·
встречи с интересными
людьми;
·
заседания исторических
клубов и кружков и т.д.
Педагогическая ценность работы в
музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и,
кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип урока,
дает возможность активизировать восприятие ребят[12, С. 70].
Собираемые учащимися в ходе
поисковой работы по созданию музея важные исторические памятники (документы,
предметы) включаются в состав музейного архивного фонда Российской Федерации.
За их сохранность школьные музеи несут ответственность перед обществом.
Наиболее ценные материалы передаются в Государственные музеи. Такие передачи,
как правило, осуществляются в торжественной обстановке, сопровождаются
специальными церемониями, что способствует осознанию значимости, поднятию
престижа краеведческой работы в сознании учащихся, а также всех, кто причастен
к созданию школьного музея [14, С. 81].
Заключение
Современный этап духовного
развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к
героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он
является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом
демократическом государстве.
Одним из самых активных и
творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.
В настоящее время историческое
краеведение достигло многого, однако, есть еще и слабые места, нерешенные
вопросы.
Историческое краеведение –
развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего,
многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его
доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.
Школьное краеведение переживает
сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы.
Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется
его важной ролью в учебно-воспитательном процессе.
Прежде всего, необходимо помнить о
значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь
к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному
краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Источником для школьного
исторического краеведения могут служить все известные наук виды исторических
источников. Работа с ними отличается значительным своеобразием, как по своей
конечной цели, так и по методам.
Работа учителя – краеведа более
многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование.
Учитель должен постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала –
общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный.
Доказано, что историческое
краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем
общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического
образования.
Посредством работы школьных
музеев, факультативов, кружков исторического краеведения осуществляется
учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для
разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной
научно- поисковой деятельности школьников.
Главная задача учителя истории –
заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился
живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в
нужное русло.
Историко-краеведческая работа
может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный
характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.
Содержание данной курсовой работы
представляет интерес для учителей истории, осуществляющих краеведческую работу
в школах нашего края, для студентов, обучающихся по специальности 0304
«История» и может быть использовано в качестве теоретического и практического
руководства при организации работы по историческому краеведению.
Литература
1.
Ашурков В.Н. Историческое
краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.
2.
Барков А.С. О научном
краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
3.
Вагин А.А. Методика обучения
истории в средней школе. – М., 1972.
4.
Горбунов Б.И. Структура и
содержание курса Народоведения.// Преподавание истории в школе. – 1999.- № 8.-
С. 53-54.
5.
Историческое краеведение./
Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.
6.
Историческое краеведение./
Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.
7.
История Ставропольского
края с древнейших времен до 1917 г. / Под ред. В.П. Невской. – Ставрополь:
СКИПКРО, 1996.
8.
Кацюба Д.В. Историческое
краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.
9.
Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К.
Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в
школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.
10.
Методика
историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.
11.
Милонов Н.П. Изучение
истории области в средней школе. – М., 1968.
12.
Подласый И.П. Педагогика.
Новый курс. – М., 1998.
13.
Попов. Т.Б., Рауменбах
В.М. Археологические материалы в краеведческих музеях. – М, 1954.
14.
Строев К.Ф. Краеведение.
– М., 1974.
15.
Ставропольский край в
истории России (конец XVIII – XX вв.). – Ставрополь, 2001.
16.
Степанищев А.Т. Методика
преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.:
Владос, 2002.
17.
Стражев А.И. Методика
преподавания истории.- М., 1964.
18.
Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.
Приложение 1
Акт-представление
для паспортизации школьного
музея
Город Пятигорск, ст.
Константиновская________________________
Край Ставропольский________________________________________
Полное название музея «История станицы
Константиновской»____
Почтовый адрес Г. Пятигорск,
Ст. Константиновская, ул. Ленина, № 11, СОШ № 7
____________________________________________
Дата основания музея 22 февраля
2002 г.________________________
На основании какого распоряжения
музей был открыт Приказ № 119 от 22 февраля 2002 г. по СОШ №
7____________________________
Профиль музея
историко-краеведческий_______________________
Какой государственный музей оказывает
методическую помощь Государственный краеведческий музей г.
Пятигорска__________
В каком государственном музее
находятся на учете подлинные экспонатыГосударственный краеведческий музей
г. Пятигорска__
В каком помещении расположен музей средняя
общеобразовательная школа № 7_____________________________
Наличие отдельных комнат и их
количество______2_______________
Общая площадь музейного помещения
43,8 кв. метров____________
Площадь, занятая под экспозицией 43,
8 кв. метров_______________
Наличие специальных помещений для
хранения фондов_____-______
Какие разделы имеются в экспозиции 1
– исторический; 2 – этнографический; 3 – экология КМВ__________________________
Количество экспонатов, в том числе
подлинных 167, в том числе подлинных –
152____________________________________________
Оборудование музея Стенды настенные
– 3 шт., подставки демонстрационные -2 шт., столы – 7 шт., стулья – 14 шт.,
подставка для знамен – 1 шт._________________________________
Наличие учетной документации (книги
учета основного фонда, научно-вспомогательного фонда, учета посещаемости, учета
экскурсий, учета мероприятий) имеется_________________________
Посещаемость музея за год 800
человек_________________________
Количество экскурсий, проведенных в
2002-2003 году 32___________
Количественный состав общественного
Совета музея 9 человек_____
Сведения о руководителе (Ф.И.О.,
образование, основное место работы) Панченко Галина Васильевна, высшее
образование, педагог дополнительного образования СОШ № 7_______________
«____» _________________200__г.
Председатель
комиссии Директор краеведческого
Врацкая
В.П. музея г. Пятигорска
_____________
Краснокутская Л.И._______
Приложение 2
Выписка
из приказа об открытии школьного музея
Выписка
из приказа « № 119» от 21.02.02
1.
на основании
положения о школьном музее считать историко-краеведческий музей средней
общеобразовательной школы № 7 открытым с 22 февраля 2002 года. Приоритетными
направлениями работы музея считать следующие:
1. Прошлое и
настоящее станицы Константиновской;
2.
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
3. Создание базы
для проведения учебных экскурсий по истории, экологии, краеведению.
2.
Для оказания
помощи в работе музея ст. Константиновской создать совет содействия в составе:
1. Данько В.В. –
член родительского комитета;
2. Мирошниченко
Е.Н. – учитель истории;
3. Колтаков Н.А.
– преподаватель ОБЖ;
4. Матюшенко О.П.
– художник;
5. Иванова Т.И. –
организатор детского движения;
6. Винокуров П.Ф.
– председатель Совета ветеранов;
7. Марченко В.А.
– член женсовета;
8. Дрокин Н.И. –
атаман казачьей общины;
9. Лоскутов Т.М.
– представитель общественности.
Директор СОШ №
7_____________________________Лоскутова Л.С.
Верно: секретарь________________________________Бажан
А.А.
Приложение 3
Положение
о школьном музее.
§1
Школьный
музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и
активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих
воспитательную и научно-познавательную ценность.
По
своему профилю школьный музей СОШ № 7 является историко-краеведческим.
§ 2.
Цели и задачи.
Школьный
музей призван способствовать формированию у учащихся гражданственности и
гуманизма, патриотизма. Расширению кругозора и воспитанию познавательных
интересов и способностей, содействовать развитию активности учащихся, овладению
ими поисковыми, практическими навыками исследовательской работы, служить целям
совершенствования учебно-воспитательного процесса.
§ 3.
Приказ
об открытии музея издается директором школы.
Музей
организуется в СОШ № 7 на общественных началах на основе систематической работы
постоянного актива и учащихся и при наличии фонда подлинных материалов,
соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования,
обеспечивающих сохранение и показ собранных коллекций.
§ 4.
Свою
работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и
образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной
воспитательной работой, проводимой школой.
Музей
осуществляет работу по 4-м направлениям:
1.
Историческое краеведение;
2.
Военно-патриотическое краеведение;
3.
Экологическое краеведение;
4.
Литературное краеведение.
Актив музея:
-
пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций школьников,
налаживания переписки и личных контактов с различными
организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными, народными
и государственными музеями; проводит сбор необходимых материалов на
основании предварительного изучения литературы и других источников по
соответствующей тематике;
-
изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
-
осуществляет создание экспозиции, стационарных и передвижных выставок;
-
проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников
шефствующих предприятий, учреждений;
-
оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов
в учебном процессе.
§ 5
Учет и хранение фондов.
Весь
собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
Фонды
музея делятся на основной и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над
экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).
Подлинные
памятники, находящиеся в ведении школьного музея, подлежат (на основании
Положения о музейном фонде СССР, приказа министра культуры СССР № 271 от 26
июля 1965 года) включению в состав музейного фонда СССР и учитываются в
инвентарной книге местного соответствующего профиля. Школьный музей обязан
ежегодно извещать государственный музей обо всех поступивших подлинных
памятниках.
Материалы,
представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на
хранение в соответствующий государственный музей, который взамен подлинника
должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность
представляемого материала. Акт передачи является своеобразной положительной
оценкой деятельности школьного музея.
В
случае приостановления деятельности школьного музея все подлинные материалы
должны быть переданы в государственный музей.
Положение
о Совете музея.
1.
Совет музея избирается общим собранием актива музея в количестве 5 - 7
человек.
2.
Совет музея разрабатывает план работы музея, организует встречи с
интересными людьми, помогает подготовке экскурсоводов, лекторов и
другую работу актива.
3.
Совет музея возглавляет работу по сбору материала для новых экспозиций
музея, а также исследовательскую работу учащихся.
4.
Совет музея собирается на заседания не реже одного раза в месяц. Ведет
заседания совета председатель Совета или руководитель музея.
5.
Председатель совета ведёт дневник заседаний совета.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|