Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оглавление
Введение
Глава I. Краеведение в школе как компонент
исторического образования.
1. Понятие и истоки исторического краеведения
2. Школьное краеведение: новые реалии
Глава II. Источники исторического краеведения.
1. Вещественные источники
2. Письменные источники
3. Устные источники
Глава III. Средства повышения эффективности изучения
краеведческого материала.
1. Работа факультативов, краеведческих кружков и клубов
2. Краеведческие школьные музеи: особенности деятельности
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Историческое краеведение – один из
элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного
краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью.
Историческое краеведение является
одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края,
средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств.
Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность
учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором
исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях,
походах и т.д. Изучением особенностей организации данной работы в разное время
занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми
являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина
«Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании
учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н.
Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П.Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.
Актуальность данной темы
определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории
России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины
подрастающего поколения.
Историческое краеведение
раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную
связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны,
почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью
стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Также усиление роли исторического
краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с интересом к
истории своей Родины учащихся школ, а в связи с этим – созданием в сельских и
городских школах небольших музеев, краеведческих уголков.
Объектом данной исследовательской
работы является краеведение в контексте современного исторического образования.
Предметом данной курсовой работы
является изучение целей, задач и поиск путей развития краеведения как элемента
исторического образования школьников.
Цель исследования – изучив истоки
краеведения, определить дальнейшую перспективу развития данной отрасли
исторического образования.
Данная цель определяет следующие
задачи:
- раскрыть понятие «историческое
краеведение»;
- исследовать истоки исторического
краеведения и историю развития;
- изучить источники исторического
краеведения и их функциональное значение;
- определить пути и средства
повышения эффективности краеведческой работы;
- изучить виды и формы организации
краеведения в общеобразовательной школе.
На теоретическом уровне в данном
исследовании применялись такие методы как метод теоретического анализа
источников по проблеме исторического краеведения, синтеза, обобщения,
конкретизации.
Глава I.
Краеведение в школе как компонент исторического
образования.
1. Понятие и истоки
исторического краеведения.
Историческое краеведение – один из
элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного
краеведения.
Система, содержание и методика
исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и
предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой
перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.
Историческое краеведение в школе
является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно
раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с
Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города,
села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой
семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших
традиций народного края.
В основе краеведения лежит не
только любознательность, но и необходимость. Для более оптимального
использования ресурсов окружающей местности человеку необходимы были знания о
них.
На самых древних стоянках
встречаются сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места
обитания. Например, большая часть орудий на стоянках Олдувайской культуры в
Африке сделана из принесенных камней.
Устойчивое использование одних и
тех же источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже
тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение.
С появлением письменности эти
знания стали фиксироваться более прочно. Таким образом, можно сделать вывод о
том, что краеведение лежит в основе истории[1, С. 8].
Слово «история» в древнейших
источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных
событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все
определяется богами. Главная задача «краеведа» того времени состояла в
угадывании воли богов.
На Руси краеведческие сведения
фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных
сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных
событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении
славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с
своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и
т.п.[6, С. 79].
Конечно же, не все в летописях
можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У
летописцев были свои симпатии и антипатии. Хорошо зная все крупнейшие города,
автор умело пользуется своими знаниями психологии правящих князей.
Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV-XVII вв.
начинается новый этап его развития. Любопытные краеведческие сведения
содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие
отдаленные места. Первым историком - краеведом Сибири иногда называют Семена
Ульяновича Ремезова (1642-1720 гг.), составителя карты Сибири – «Чертежные
книги Сибири». Его труды использовали при написании своих трудов такие историки
как Миллер, Ломоносов.
Историческому краеведению в XVII
веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I
публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в
воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или
скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и
необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[5, С. 192].
Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается
значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных
академических экспедиций в различные края России с целью их детального
изучения.
Также историческое краеведение
получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны.
Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление
историко-краеведческой работы на местах. «Разумное отношение к коллективной
памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[2, С. 19].
Важной задачей исторического
краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, что
такое почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.
Значение краеведческого материала
в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет
конкретизировать излагаемый учителем материал. Изучение истории в ее конкретном
воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих
закономерностях развития той или иной исторической эпохи.
Кроме того, изучение конкретных
памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно
представить закономерности развития и мировой художественной культуры.
Историческое краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному,
общественно полезному труду в форме – экскурсии, походы, экспедиции, подготовка
экспонатов для выставок, создание школьного музея [4, С. 53].
Также школа призвана прививать
учащимся чувства любви к Родине, коллективизм. Понятия «Родина», «Отчизна» в
детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа,
то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и
любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства школьников[10,
С. 18].
Таким образом, мы видим, что
понятие «историческое краеведение» появилось еще до нашей эры. Оно развивалось,
совершенствовалось, тем самым помогая человечеству в его развитии.
Также историческое краеведение
является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь
изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.
2. Школьное краеведение: новые
реалии.
У учащихся разных регионов России
конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в
определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории
Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это
отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического
образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории
России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного
региона, всемирной истории.
Важным условием развития
краеведения, в первую очередь исторического, являются современные
социально-политические перемены, когда укрепляется российская
государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян,
молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям,
проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Большое значение для
совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования
в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали
значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных
программ, учебников истории, в том числе по истории родного края,
содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее
преподаванию.
Значителен вклад и методистов
историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ,
предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и
использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с
краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по
истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения
и т.д. Практически во всех субъектах Российской Федерации изданы краеведческие
учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради,
карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги
по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания
успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения
систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески
работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации
краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и
переподготовке педагогов.
При
подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение
не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и
возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к
научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль
исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться студенту и
молодому учителю в научную работу.
Краеведение,
как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и
выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением
именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая
работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя
она, конечно, и самая необременительная.
Первое
основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению -
поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы
они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение
представляет такие возможности довольно широко.
Поспешность
недопустима и в методике организации краеведческой работы. Например, учителя
одной из школ потребовали у всех учащихся представить какую-либо древнюю
находку, пообещав при этом хорошую или отличную отметку по истории (в
зависимости от древности находки). Цель была благородной — создать кабинет
краеведения в школе. Однако, требование «древних ценностей» за отметку по
предмету было методически неверным, оно могло толкать на приобретение таких вещей
не совсем законным порядком. «Инициатива» преподавателей вовремя была отменена
директором. Можно и нужно собирать древние предметы и рукописи, по нужно это
делать не форсированно, а постепенно и сугубо на законных началах, не превращая
это в обязательное «мероприятие» для получения той или иной отметки.
Следующим
требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться
на добровольных началах, всякое применение «волевых» приемов может принести
лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников
истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.
Организуя
краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При
подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные
практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и
практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не
каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться
работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке
нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех
учащихся.
Не следует забывать и
о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и
труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы,
большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или
какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны
забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые
нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной
сфере, что бывает особенно эффективным.
Когда идет речь о
краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой
работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.
На первом уровне
происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из
учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
На втором уровне – это
уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более
активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования
делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные
факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная
литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы
школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень –
изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае
ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это
члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели
факультативов.
Первый из этих уровней
является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы
характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней
школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой
работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют
школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.
Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского
краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении,
справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки, так как в сборе
материалов могут принять участие и большие ученые и школьники.
К сожалению, в ряде
школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в
результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение. В таких
школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими
документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного
материала по истории.
«Поле» краеведения
значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны
жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных
занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь
близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной
жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы,
в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек.
У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы
тех, кто многие годы вынужден был молчать[5, С. 182].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|