Исследование здоровья детей
p> У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты
(таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле
(ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих
(17%) школьников. Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном
соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом
развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей
группе здоровья. Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК,
представленное на рисунке 3. Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо- ростового показателя. Весна 2002
[pic]
[pic] Осень 2002
[pic]
[pic] Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное
обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу
свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество
учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни
одной, а у мальчиков у троих вместо четырех. Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с
низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей
недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к
новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой
тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них
нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под
влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной
и жировой ткани. У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из
учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а
один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом
общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось
(59%). Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в
возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового
созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела
(Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.). Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы
пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой
оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не
справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития.
С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это
произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы
детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со
средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу
с низкой оценкой ИК. Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А»
классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и
кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность
развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к
неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено
увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале
октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской
Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с
разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела
значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое
артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови,
функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой
тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания
органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей
С., Настя Д., Наташа Б. Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и
снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами.
Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является
свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются
хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям
относятся Миша Ч., Катя М. Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне
соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который
свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным
условиям существования и возможности реализовать программу развития.
Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов
сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва
«двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует
соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической
нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ
возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в
ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается,
а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца
остается а онтогенезе практически неизменной. Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди
обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%)
девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном
функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой
системы у этих детей. Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек
и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-
сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо
учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение
частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых
функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих
детей. Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса
Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую
группу здоровья. Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных
нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-
х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и
относящихся к третьей группе здоровья. Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили
через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после
рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально
дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима. Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона. Весна 2002год.
[pic]
[pic] Осень 2002
[pic]
[pic] Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по
сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением
индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой
ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой,
ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП
у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у
этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда
Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам
необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое
витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим. У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью
по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким
значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона
оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления
и ЧСС. Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в
течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной
наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у
школьников. Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.
[pic]
[pic] Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким
значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого
(3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом
на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и
низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной
адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с
учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная
двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и
ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи
с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения,
вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели
сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона
свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС). В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с
низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать
физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения
энергетического потенциала организма. Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она
тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим
упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они
обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности
воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание
холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя
функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к
третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно
закаляться. О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы
свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно
говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и
кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует
из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства
обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13%
школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной
значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) –
выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек
состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной
устойчивостью к гипоксии. Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и
девочками нами не обнаружено. Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2,
весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29%
- средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной
системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости
их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же
учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6. Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Скибинского (ИС).
[pic]
[pic]
[pic]
[pic] Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б
рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя
ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой
индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой
оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11
лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей
учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале
подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца
и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей
растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно,
функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г). Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к
группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и
возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и
адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих
воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья. У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились
функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7%
количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего ,
т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями
индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных
возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%),
обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения
проходила не вполне удовлетворительно. Проводя сравнительный анализ динамики функционального состояния кардио-
респираторной системы по индексу Скибинского через 6 месяцев можно отметить
(рисунок 7), что осенью по сравнению с весной на 9% уменьшилось количество
детей с высокой оценкой индекса Скибинского и на 9% возросло число учащихся
с низкой и ниже среднего оценкой ИС. Школьники, у которых была низкая и
ниже среднего оценка индекса Скибинского, имели также либо низкую оценку
весо-ростового показателя, либо низкие показатели индекса Робинсона, эти 14
школьников (7 девочек и 7 мальчиков) относились к второй и третьей группам
здоровья, а так как успешность обучения очень зависит от физиологического
состояния, то для таких детей необходимо обеспечение оптимальных условий
жизни и ее здоровый образ, а так же специфическая и неспецифическая
профилактика заболеваний. Рисунок№7. Динамика распределения (%) учащихся с разной оценкой индекса Скибинского.
[pic]
[pic] Дети с низкой и ниже среднего оценкой индекса Скибинского получили
совет больше внимания уделять своей осанке, т.к. прямая осанка способствует
расширению грудной клетки, что облегчает деятельность легких и обеспечивает
более глубокое и равномерное дыхание. Кроме того мы посоветовали этим 14
школьникам для совершенствования дыхания сердечно-сосудистой системы делать
дыхательную гимнастику, по возможности заниматься плаванием, катанием на
коньках. Мы так же обследовали весной и осенью у учащихся 10-11 лет индекс
мощности Шаповаловой, который свидетельствует о развитии двигательных
качеств - силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностях кардио-
респираторной системы. Как следует из результатов, приведенных в таблице
№1, среди девочек 4»А» класса весной высокие значения индекса мощности
Шаповаловой (ИШ) наблюдались у 22% (3 девочки), а у большинства (45%)
обследованных учениц 10 лет были средние значения ИШ. Низкие и ниже
среднего оценки ИШ весной отмечались у 13% (2 девочки) и 20% (3 девочки)
соответственно, эти школьницы с недостаточными функциональными
возможностями развития двигательных качеств и состояния кардио-
респираторной системы относились ко второй и третьей группам здоровья и у
двух из них, Наташи Б. И Кати М., были низкие все обследованные показатели
соматического здоровья, а у Маши И. и Киры Б., кроме ИШ, ниже среднего был
индекс Скибинского. Как следует из данной таблице №2, весной высокая и выше средней оценка
индекса Шаповаловой наблюдалась у 12% (2 ученика) и 23% (4 мальчика)
соответственно, эти учащиеся, имевшие высокие значения всех обследованных
индексов занимались плаванием (Кирилл П., Леша Б., Никита М.) и легкой
атлетикой (Витя Е., Дима П.) и относились к 1 группе здоровья. У 29% (5
человек) школьников 4 «А» весной были средние значения индекса Шаповаловой
и по 18 % учащихся ниже среднего и низкие соответственно показатели ИШ. Эти
дети входят в 3 – ю и 2 – ю группу здоровья и часто болели, поэтому мы
рекомендовали им летом больше находиться на свежем воздухе, плавать и
закаляться, поскольку у этих учащихся низкие значения всех обследованных
индексов соматического здоровья. Результаты повторного обследования индекса Шаповаловой у этих же
учащихся осенью представлены на рисунке № 8. Рисунок №8. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.
[pic]
[pic] [pic] [pic] Как следует из результатов, представленных на рисунке 8 «Б», осенью ни
у одной школьницы не было индекса Шаповаловой с высокой оценкой, у одной из
девочек (Инны П.) он стал выше среднего, а у второй (Кати П,) – средним,
это свидетельствует о некотором ухудшении функциональных возможностей их
кардиореспираторной системы, что может быть обусловлено либо возросшей
учебной нагрузкой, либо скорее всего, началом периода полового созревания.
У 14% учениц ухудшились показатели индекса Шаповаловой осенью, по сравнению
с весенними результатами, так по 7% больше стало показателей ИШ с оценкой
ниже среднего и низкой соответственно. Несколько лучше были результаты осенью у мальчиков, так высокая и выше
средней оценка индекса Шаповаловой наблюдались у 5% и 18% соответственно у
мальчиков, занимавшихся спортом (плаванием и легкой атлетикой), на 6% до
24% увеличилось количество учащихся с оценкой ИШ ниже среднего и не
изменился процент школьников (18%) с низким значением индекса Шаповаловой. Количество учащихся со средней оценкой ИШ осенью было 35 процентов. Проводя сравнительный анализ индекса Шаповаловой весной и осенью можно
отметить (рисунок 9), что осенью по сравнению с весной наблюдались
ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы у
школьников, так на 9% уменьшилось количество школьников с высокой оценкой
ИШ и на 9% увеличилось их количество с низкой и ниже среднего оценкой этого
индекса, но не изменилось количество учащихся со средней (37%) и выше
среднего (16%) оценкой индекса Шаповаловой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|