бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование здоровья детей бесплатно рефераты

p> Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения соматических признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания, сколько месяцев (лет) показатель отстает или опережает средневозрастные величины.

Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали различные оценочные категории физического развития, но все-таки отдали предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).

Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации по смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического здоровья детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке морфофункционального статуса организма, а именно - показатели биоэнергетики, характеризующие общую выносливость, а в узком смысле " функциональное состояние кардиореспираторной системы. С результатами
Апанасенко, свидетельствующими об уровне физической работоспособности как объективном критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).

В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к выводу, что физическая работоспособность отражает физические возможности человека, состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того, они установили, что на формирование физической работоспособности в процессе онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.
Показатели физической работоспособности являются жесткими константами, коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей школьного возраста на разнообразных нагрузках.

Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных показателей. По его мнению "физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой -морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок времени.

Уровень функционирования основных систем организма - критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные: быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей 6-7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных, спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже условия жизни (В.Н.Кардашенко, 1980г.).

При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое значение придается определению функционального состояния сердечно- сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей организма, органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).
Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное - состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а так же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями установили, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха, отмечалось учащение пульса, увеличение частоты дыхания, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови (Г.Н. Сердюковская, 1989г.).

II. Методы исследования

Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к. им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной системе обучения, а так же усваивать большее количество информации, усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся составили «группу риска».

Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры
(Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и др.).

Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте- апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5 класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в экономическом лицее города Гуково.

Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического) здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.

Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких.

Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей (индексов):

1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic]

2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=[pic]

3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии:

ИС=[pic]

4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic]

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР=[pic]

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

2-7 баллов – низкий

8-10 баллов – ниже среднего

10-15 баллов – средний

16-20 баллов – ниже среднего

21-25 баллов – высокий

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

III. Результаты обследования и их обсуждение

Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья
(рис.2)

Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.
[pic]
[pic]

В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и 8 мальчиков).

Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе, значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.

Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей.

Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко
II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из начальной в среднюю школу.

При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.

Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.

Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.

ТАБЛИЦА №1
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса

(осень)

№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка |
|1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср
|15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10
|-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138
|3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср
|106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596
|1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс
|878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77
|2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282
|2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко
Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10
|Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ
|8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ

|6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс

|109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср
|1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76
|4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср
|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5 выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М
|261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее значение |228

+12 |2 ср |84

+3 |3 ср |934

+2 |3 ср |145

+5 |2 низ |11

+0,6 |1низ |10б сред | |

ТАБЛИЦА №2
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса

(осень)

№№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

|Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой
|Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |

| | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556

|2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс
|1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4 выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4 выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94
|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0 н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211
|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков
Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9
|Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср

| |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ
|12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9
|2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |-
1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср
|12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113
|3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н
|111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср
|544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97
|4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н
|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222

|3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А
|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21
|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср |
|22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б низ | |Среднее значение |245

+11 | |95

+6 |3 ср |596

+3 |2 н |129

+7 |2низ |1
+0,7 |1н |10б сред | |

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у
Насти Д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5