Исследование здоровья детей
p> Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения
соматических признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания,
сколько месяцев (лет) показатель отстает или опережает средневозрастные
величины. Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали
различные оценочные категории физического развития, но все-таки отдали
предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в
обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое). Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации
по смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического
здоровья детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке
морфофункционального статуса организма, а именно - показатели
биоэнергетики, характеризующие общую выносливость, а в узком смысле "
функциональное состояние кардиореспираторной системы. С результатами
Апанасенко, свидетельствующими об уровне физической работоспособности как
объективном критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002). В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность
школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к
выводу, что физическая работоспособность отражает физические возможности
человека, состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того,
они установили, что на формирование физической работоспособности в процессе
онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.
Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,
коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую
биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит
оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей
школьного возраста на разнообразных нагрузках. Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения
определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также
гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого
понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных
показателей. По его мнению "физическое развитие" имеет два значения. С
одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма
и его соответствие биологическому возрасту, с другой -морфофункциональное
состояние на каждый данный отрезок времени. Уровень функционирования основных систем организма - критерий,
характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и
функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда
детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться
функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные: быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у
детей 6-7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что
приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие
несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных,
спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают,
что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже
условия жизни (В.Н.Кардашенко, 1980г.). При оценке функционального состояния организма детей и подростков
большое значение придается определению функционального состояния сердечно-
сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей организма,
органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень
артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).
Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является
поведение ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него
аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для
детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную
программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное -
состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о
половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных
показателей, а так же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной
увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с
низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями
установили, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью
атмосферного воздуха, отмечалось учащение пульса, увеличение частоты
дыхания, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания
гемоглобина в крови (Г.Н. Сердюковская, 1989г.). II. Методы исследования Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья
школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в
среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к.
им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной
системе обучения, а так же усваивать большее количество информации,
усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья
детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде
всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся
составили «группу риска». Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы
использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные
любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры
(Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и
др.). Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-
апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5
класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15
девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в
экономическом лицее города Гуково. Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)
здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных
морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,
сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень
адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма
и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной
статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе
учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся
мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и
функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с
энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой
заболеваемостью. Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах,
оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по
общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную
емкость легких. Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли
артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном
вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и
предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки
вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)
и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода. И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и
выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60
сек. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять
показателей (индексов): 1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic] 2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=[pic] 3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=[pic] 4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic] 5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР=[pic] Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с
уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей
физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний. Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После
оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма
баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника: 2-7 баллов – низкий 8-10 баллов – ниже среднего 10-15 баллов – средний 16-20 баллов – ниже среднего 21-25 баллов – высокий Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки
каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых
мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать
рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим,
что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма
школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного
режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. III. Результаты обследования и их обсуждение Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения
информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило,
путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению
здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому
мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и
медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья
(рис.2) Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.
[pic]
[pic] В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством
здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых
отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое
нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из
результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе
здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7
девочек и 8 мальчиков). Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими
заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические
отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые,
но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,
входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)
требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в
комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма
неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная
активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При
несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям
организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут
пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих
хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации. Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,
значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков
относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном
подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности
морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма. Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III
группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных
специальностей. Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко
II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать
соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из
начальной в среднюю школу. При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было
осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для
каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие
мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы. Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32
учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей
осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс. Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2. ТАБЛИЦА №1 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса (осень) №№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона |Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой |Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | |1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср |15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10 |-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср |106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596 |1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс |878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77 |2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282
|2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10 |Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ |8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ |6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс |109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср |1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76 |4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср
|76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5 выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М |261 |2 ср |91 |4 выс |1240 |5выс |130 |3 ср |16 |-2низ |12бср | |Среднее значение |228 +12 |2 ср |84 +3 |3 ср |934 +2 |3 ср |145 +5 |2 низ |11 +0,6 |1низ |10б
сред | | ТАБЛИЦА №2 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса (осень) №№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона |Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой |Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка | | | | | | | | | | | | | | | |1 |Болдырев А |244 |5 выс |85 |4 выс |556 |2 н |134 |3 ср |12 |-1низ |13бср | |2 |Верещак Е |287 |2 ср |96 |4 выс |1192 |5выс |153 |3 ср |9 |2ср |16бв.ср | |3 |Горбачев М |220 |5 выс |81 |4 выс |960 |3с |106 |2н |9 |2ср |16бв.ср | |4 |Евдокимов В |269 |2 ср |94 |4 выс |439 |1 н |179 |5 выс |8 |2ср |14б ср | |5 |Задорожная А |212 |3 ср |94
|4 выс |546 |1 н |102 |1 низ |10 |-1низ |8б н.ср | |6 |Калашников Р |297 |0
н |122 |0 н |492 |2н |163 |4 в |10 |-1низ |5бниз | |7 |Конагбекова А |211
|1 низ |96 |4 выс |333 |1 н |88 |1 низ |10 |-1низ |6бниз | |8 |Конагбеков
Алик |212 |1 низ |75 |2 ср |398 |1 н |88 |1 низ |7 |3 ср |8бн.ср | |9 |Кузнецова А |225 |3 ср |91 |4 выс |297 |1 н |101 |1 низ |14 |-1низ |8бн.ср | |10 |Кондра В |226 |5 выс |108 |2 ср |805 |3 ср |150 |3 ср |10 |-1низ |12б ср | |11 |Ольховский А |258 |5 выс |78 |2 ср |595 |1 н |133 |3 ср |9 |2ср |13б ср | |12 |Попова Е |354 |0 н |120 |0 н |350 |1 н |165 |4 в |12 |- 1низ |5б низ | |13 |Пушкина Е |206 |1 низ |110 |2 ср |292 |1 н |130 |3 ср |12 |-1низ |6б низ | |14 |Рязанова И |188 |1 низ |74 |2 ср |738 |3 ср |113 |3 ср |10 |-1низ |8б н.ср | |15 |Сацевич К |209 |1 низ |61 |4 выс |432 |1 н |111 |1 низ |8 |2 ср |9б н.ср | |16 |Старожилова И |225 |3 ср |103 |2 ср |544 |1 н |97 |1 низ |15 |-2низ |5б низ | |17 |Стрельченко А |212 |3 ср |97 |4 выс |748 |3 ср |78 |1 низ |6 |3ср |14б ср | |18 |Сулиасьян Н |403 |0 н
|105 |2 ср |246 |1 н |262 |5 выс |9 |2ср |10б ср | |19 |Торковская М |222 |3 ср |99 |4 выс |614 |1 н |111 |1 низ |6 |3ср |12б ср | |20 |Цатурян А
|250 |5 выс |95 |4 выс |1024 |4 выс |141 |3 ср |9 |2ср |18б в.ср | |21
|Шатилов О |267 |2 ср |107 |2 ср |295 |1 н |155 |4 в |12 |-1низ |8б н.ср | |22 |Ярмова Е |204 |1 низ |84 |4 выс |626 |1 н |92 |1 низ |10 |-1низ |6б низ | |Среднее значение |245 +11 | |95 +6 |3 ср |596 +3 |2 н |129 +7 |2низ |1
+0,7 |1н |10б сред | | Таблицы. При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который
свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены
результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов
таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой
показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них
было среднее значение индекса Кетле. Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее
значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у
двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень
индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл)
индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может
быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при
оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у
Насти Д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|