бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование влияния занятий различными видами спорта на уровень развития физических качеств бесплатно рефераты

Гибкость. Большая подвижность в суставах, называется в спортивной практике, гибкостью. Гибкость нужна легкоатлетам, чтобы выполнять движения с большой амплитудой. При выполнении специальных упражнений спортсмен достигает большой гибкости, которая необходима при выполнении избранного вида легкоатлетических упражнений. Создаётся, как бы, запас гибкости. Если запаса нет и гибкость используется до предела, то нельзя достигнуть максимальной быстроты движений, эффективности и лёгкости их. В спринте 100 и 200 метров – большая амплитуда, а следовательно и гибкость является неотъемлемой частью техники беговых шагов. Гибкость у спринтеров необходимо развивать не только в тазобедренных суставах, но и в плечевых. Так как отмашка рук с большой амплитудой так же является частью беговой техники.

В беге на средние дистанции, гибкость в тазобедренных и плечевых суставах также необходима, но амплитуда движений не на столько большая как в спринтерском беге.

Развитию гибкости уделяется больше времени в подготовительной части тренировки. В это время многократно повторяющиеся специальные упражнения, в которых постепенно увеличивается амплитуда движений. Также упражнения на гибкость легкоатлеты применяют для улучшения эластичности мышц и связок (для предупреждения травм во время тренировок и соревнований).

Ловкость. Данное физическое качество в таких видах легкой атлетики как спринт 100 и 200 метров и бег на средние дистанции проявляет себя не очень сильно. Ловкость необходима для произведения лучшего старта при мгновенной подаче сигнала. Особенно нужна ловкость при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения. В процессе тренировки и соревновании, многие внешние воздействия могут нарушить правильность техники. Если у атлета развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение или движение и не ухудшит спортивного результата.


1.3 Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств.


В возрасте 19-20 лет, мужской организм сформирован, и процессы роста организма значительно замедляются, а работа систем и органов уравновешивается. У представителей мужского пола, в возрасте 17-22 лет, не все физические качества достигают пика развития. Чтобы узнать об особенностях проявления двигательных качеств в данном возрасте, необходимо охарактеризовать каждое качество отдельно. Начнём с силы. К 19-21 году завершается окончательное окостенение скелета. Мышцы в этом возрасте растут в объёме, в результате чего увеличивается их сила, мышечный корсет (он в этом возрасте полностью сформирован) и сформировавшийся скелет (он в этом возрасте почти полностью окостеневает), позволяет проявлять максимальные усилия. В видах спорта требующих максимального проявления силы, в 19-21 год начинается совершенствование этого качества до уровня предельных возможностей организма. (Ю.А. Ермолаев, 1985.)

Быстрота. В интересующем нас возрасте развитие быстроты достигает высокого уровня. Это характеризуется быстротой протекания нервно-мышечных процессов, увеличением в мышцах количества быстрых миофибрилл, увеличением мышечной массы, а следовательно и силы (сила и быстрота тесно взаимосвязаны и обратно пропорциональны друг другу). (А.В. Карасёв, 1994.)

В возрасте 19-21 года у мужчин начинаются первые большие успехи в видах спорта содержащих эти физические качества. С этого возраста начинается процесс высшего спортивного мастерства у мужчин. (В.А. Геселевич, 1981.)

Выносливость развивается позже других физических качеств. Она зависит от состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной (в анаэробных условиях утомление в первую очередь происходит в центральной нервной системе) и других систем организма.

Уровень выносливости в 19-21 год достигает 85-90 % от максимального.

 В 19-21 год, адаптационные возможности органов и систем организма к физическим нагрузкам значительно выше чем у школьников, и восстановительные процессы после физической нагрузки происходит быстрей. Это позволяет увеличить количество тренировочных занятий. (Я.М. Коц, 1986.)

Ловкость. К 19-21 году все координационные механизмы соответствуют уровню взрослого человека. Это обуславливается тем, что нервная система развилась до конца, и процессы возбуждения и торможения полностью уравновешенны. Это позволяет оценивать неожиданно складывающиеся ситуации и без промедления реагировать на них. Улучшается мышечная чувствительность, что позволяет выполнять сложнокоординационные движения в пространстве. Именно в этом возрасте начинают уделять внимание совершенствованию координации в видах спорта, требующих большого проявления ловкости. Возраст от 18 до 30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека, а следовательно возраст 19-21 год является началом расцвета двигательных способностей (Ю.А. Ермолаев, 1985.)

Гибкость. Данное физическое качество с возрастом изменяется. Это связанно с укреплением мышц, связок и сухожилий. В возрасте 19-21 года мышцы начинают расти, а следовательно и укрепляются связки и сухожилия. В этом возрасте гибкости следует уделять немаловажное значение. Если гибкость достаточная, то её необходимо поддерживать с помощью специальных упражнений. При недостаточной гибкости следует уделять вдвое больше внимания, при её развитии, чем в более юном возрасте. 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования.


Перед исследованием нами были поставлены следующие задачи:

1.                Изучить возрастные особенности воспитания двигательных качеств по имеющимся литературным данным.

2.                Исследовать особенности проявления двигательных качеств в лёгкой атлетике, волейболе, гимнастике.

3.                Выявить и сопоставить уровень общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта.

4.                Определить взаимосвязь уровня общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта.


2.2. Методы исследования.


1.                Ретроспективный анализ литературных источников.

2.                Педагогическое наблюдение

3.                Тестирование.

4.                Метод математической статистики.

Ретроспективный анализ литературных источников проводился нами с целью создания представления о физических качествах проявляемых в занятиях различными видами спорта в возрасте 17-22 лет.

Педагогические наблюдения проводились на тренировочных занятиях по волейболу, лёгкой атлетике и гимнастике.

Цель наблюдения – выявить особенности проявления физических качеств в исследуемых видах спорта.  

Тестирование - проводилось в феврале 2003г. – начальное и повторное в марте 2004г.

Цель тестирования – выявить уровень общей и специальной физической подготовленности волейболистов, гимнастов и легкоатлетов.

Метод математической статистики. Для этого из данных полученных в результате тестирования (см. приложение 1) необходимо было:

1.Вычислить среднюю арифметическую величину.

Вычисления этого показателя производилось путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления вычислительной суммы на количество вариант:

,

где - (сигма) знак суммирования;

       V – полученные в исследовании значения (варианты);

        n -  количество вариант.

По этой формуле  вычисляется так называемая простая средняя арифметическая величина. Применяется она во тех случаях, когда имеется небольшое количество вариант.

2.Вычислить среднее квадратическое отклонение.

Величина среднего  квадратического отклонения является показателем рассеивания, то есть отклонения вариант, которые получены в исследовании, от них средней величины, и тем самым призвана дополнять характеристику группы явлений.

На основе теории  распределения размаха для статистических совокупностей (К. Пирсон, 1901; Л. Типпет, 1925; С.С. Ермолов, 1959; Н.А. Толоконцев 1961; и другие) разработан элементарный способ очень быстрого определения среднего квадратического отклонения по формуле:

,

где Vмакс – наибольшее значение варианты;

       Vмин – наименьшее значение варианты;

        К – табличный коэффициент, соответствующий определенной  величине размаха.

Коэффициент К определяется по таблице Л. Типпета (см. приложение 2). Необходимость упрощения  диктовалась тем, что характер педагогических исследований, как уже  говорилась, позволяет производить математические вычисления  с меньшей точностью. Поэтому все показатели таблицы  Л. Типпета были округленны по правилу четного числа, до второго знака после запятой.

В таблице значения К вычислены для количества вариант от 2 до 1000.

3.Вычислить среднюю ошибку среднего арифметического.

Следует помнить, что под «ошибкой» в статистике понимается не ошибка исследования, а мера  представительства данной величины, то есть насколько средняя величина, полученная на выборочной совокупности, отличается от истинной средней арифметической величины, которая была бы получена на генеральной совокупности.

Оно вычисляется по формуле:

4.Вычислить среднюю ошибку разности.

Среднюю ошибку разности мы вычисляем по формуле:

                

где С – число степеней свободы вариаций от 1 до , которые равны  числу наблюдений без  единицы ().

Далее определения достоверности различия происходит по таблице вероятностей Р(t) ≥ (t1) по распределению Стьюдента (см. приложение 3).

В данной таблицы столбец t является нормированным  отклонением и содержит числа, которые показывают, во сколько раз разница больше по сравнению  со средней  ошибкой. По вычисленным показателям  t и С в таблице  определяется число Р. Число Р показывает вероятность разницы между М1 и М2. Чем больше Р, тем менее существенна разница, тем меньше достоверность различий. Р должно быть ≤0,05, тогда изменения будут достоверными.

2.3. Организация исследования


Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников. На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы. Развитию физических качеств студентов факультета физической культуры никто из авторов не уделяет достаточного внимания. На втором этапе проводилось начальное тестирование испытуемых по общей и специальной физической подготовке.

Содержание тестов общей физической подготовки.

Динамометрия кисти (сильнейшей), проводилась ручным динамометром (с тарировкой на 90 кг.).

Положение исследуемых – основная стойка, поднять прямую руку в сторону на уровень плеча.

Фиксирование результата происходит при максимальном сжатии динамометра, даётся одна попытка.

Бег 30 метров. Стартуя с положения низкого старта, испытуемый пробегает, с максимальной скоростью, 30 м. Даётся две попытки, лучший результат засчитывается.

Результат фиксируется секундомером с точностью, до 0.1 сек.

Челночный бег. Отрезок в 10 метров отметили двумя линиями. На старте лежит два малых мяча, на линии 10 метров лежит третий. Бег выполняется из положения низкого старта.

По команде марш испытуемый берёт мяч, пробегает отрезок 10 метров кладёт мяч, берёт другой, возвращается обратно, так же кладёт мяч, берёт третий мяч и бежит третий отрезок в 10 метров и кладёт мяч рядом с первым. Когда мячи оказываются на месте секундомер останавливается. Даётся две попытки, регистрируется лучший результат. Пробегая 10 метров необходимо каждый раз забегать за линию.

Результат бега на 30 метров и челночного бега 3х10 метров сравниваются, и определяется разность, в результате чего можно определить ловкость испытуемого.

Угол в упоре выполняется на брусьях. Даётся одна попытка. Испытуемый фиксирует упор углом, при этом руки и ноги абсолютно выпрямлены, ноги параллельны жердям. Угол выполняется на время. Контролируется правильность выполнения (визуально), время фиксируется секундомером с точностью до 0.1 секунды.

Бег 1000 метров. Результат фиксируется секундомером с точностью до 0.1 секунды.

Прыжок в длину с места. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат (в сантиметрах).

Прыжок в длину с места. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат.

Определение величины наклона туловища вперёд (тест на гибкость) из положения стоя на гимнастической скамейке, к которой прикреплена измерительная линейка. Шкала линейки отградуирована таким образом, что «ноль» соответствует плоскости скамейки, сантиметры со знаком «-» идут выше плоскости скамейки, а со знаком «+» - ниже. Не сгибая ног в коленных суставах (ноги на ширине плеч), испытуемый максимально наклоняется вперёд, касаясь линейки вытянутыми пальцами обеих рук.

Оценка в сантиметрах производится визуально. Даётся три попытки, лучший результат фиксируется.

Подтягивание в висе. Выполняется из виса на перекладине, хватом сверху. Испытуемый сгибает и разгибает руки, при положении виса на согнутых руках подбородок испытуемого должен быть выше грифа перекладины, любые движения туловищем или ногами запрещаются. Регистрируется, визуально, количество правильных повторений. (Б.А. Ашмарин, 1973.)

Содержание тестов специальной физической подготовки.

Волейбол.

Виды используемых тестов:

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами.

Тест 9 – 3 – 6 – 3 – 9 .

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 секунд.

Бросок набивного мяча.

Сила мышц брюшного пресса и спины.

Броски теннисного мяча.

Содержание тестов.

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут с интенсивностью 12 нападающих ударов в минуту (оценивается попадание мяча в мишень – квадрат 3х3 метра). Разбег для нападающего удара на исходную позицию для разбега две мишени устанавливают по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводят поочерёдно в обе мишени. Потерей мяча считают удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки. На боковых линиях через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи (по три мяча на линии). Старт – от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Испытуемый касается ближнего к нему мяча с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается рукой ближнего к нему мяча с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещается по этой же схеме с касанием следующих мячей. Оценивается время перемещения в секундах.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами с касанием метрической разметки возможно выше из трёх попыток.. высота прыжка оценивается в см. определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у игрока с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.

Тест 9 – 3 – 6 –3 – 9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт – от лицевой линии,  коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта.  Перемещаться с максимальной скоростью. Регистрируется время пробегания в секунду с точностью до 0.1 сек.

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 сек. (количество прыжков).

Бросок набивного мяча (1 кг) на дальность одной рукой с места (в метрах).

Сила мышц брюшного пресса и спины: поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течении 10 сек. (количество раз).

Бросок теннисного мяча. На высоте составляющей 80% от максимального прыжка испытуемого, и на расстоянии 80 – 100 см от средней линии натягивают веревочку. В середине противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (попадания).


Гимнастика.

Виды используемых тестов.

Лазание по канату 7 метров (на время).

Запрыгивания на возвышенность (высота 40 см.)

Отжимания в упоре стоя согнувшись на брусьях.

Стойка на руках силой из упора углом на брусьях на брусьях (количество повторений).

Стойка на руках  (на время).

Круги двумя на коне с ручками.

В висе на гимнастической стенке поднимание ног в течении 10 сек. (количество раз).

«Мост»

Содержание тестов:

Лазание по канату (на время). Лазание выполняется без помощи ног , измерение производится секундомером.

Запрыгивание на возвышенность. В течении 1ой минуты испытуемый запрыгивает на возвышение 40см и спрыгивает с него. Выполнять с максимальной скоростью, на количество повторений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7