Использование видеопрограмм на уроках английского языка в старших классах средней школы
12.
Рецензия
Данное
упражнение имеет смысл предлагать только в том случае, если класс хорошо
понимает устную речь.
Учитель
выбирает фильм, который должен понравиться ученикам. Составляет вопросы,
которые привлекают внимание класса к тому, что необходимо для написании
рецензии. Учитель решает, какой длины должна быть рецензия (например, из
газеты).
Раздает
вопросы. Объясняет ученикам, какого рода информация обычно содержится в
рецензии. Обсуждает вопросы с учениками, чтобы все точно поняли, что от них
требуется.
Ученики
просматривают фильм целиком или частями, если это необходимо.
Затем
учащиеся в группах обсуждают вопросы и ответы на них.
В
качестве домашнего задания ученики пишут рецензию на фильм. Этот вид задания
тренирует говорение и письмо.
13. Дебаты
Данное
упражнение также предназначено для групп, хорошо владеющих языком. Этот тип
задания тренирует говорение.
Учитель
выбирает отрывок, содержащий какую-то идею, которая может вызвать разногласия,
например - "Каждый старый или смертельно больной человек имеет право на
быстрый и безболезненный уход из жизни (эвтаназия)".
Это
утверждение учитель записывает на доске.
Предупреждает
учеников, что покажет отрывок, в котором содержится эта идея. Ученики смотрят отрывок.
Преподаватель
объясняет, что в обсуждении все должны высказаться, используя доводы
"за" и "против".
Выбираются
две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять ту или другую точку
зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан в начале высказывает
точку зрения команды и в конце подводит итог.
Если
есть время и необходимость, ученики просматривают отрывок еще раз.
Дома
учащиеся готовят свои доводы. Учитель предупреждает учеников, что они могут
воспользоваться записями, но нельзя читать по бумажке. Каждое выступление
ограничено 3 минутами. Класс должен подготовить 3-5 вопросов к выступающим.
Желательно, чтобы вопросы базировались на увиденном и услышанном в
видеоотрывке.
На
следующем занятии:
Выступающие
сидят лицом к классу. Каждая команда выступает со своим заявлением.
После
выступлений и подведения итогов класс задает вопросы. В конце класс голосует,
чья позиция была высказана более убедительно.
В том
случае, если стоит задача показать художественный фильм целиком, обязательно
необходимо дать классу задания, которые заставили бы прислушиваться к диалогу,
а также сопоставлять действия и поступки персонажей и делать из этого выводы.
В том
случае, если фильм - комедия, ученикам дается задание записать шутки, которые
были понятны.
Если это
детектив, фильм показывается до того места, где преступник изобличается, и
попросите аргументировано ответить, кто виноват и почему они так считают. Это
может оказаться достаточно сложным, поэтому детективные истории целесообразно
смотреть по частям, обсуждая каждую часть и делая предварительные выводы о
личности и мотивах преступления. Это не относится к тем историям преступника,
которые начинаются с показа преступления (как в сериале "Коломбо").
В том
случае, если фильм рассказывает о жизни людей, нужно задать вопросы об их
взаимоотношениях. Здесь также желательно останавливаться время от времени и
делать прогнозы о дальнейшем развитии событий и отношений персонажей.
С точки
зрения аудирования видовые и другие документальные фильмы представляются более
легкими для понимания, поскольку большая часть текста читается диктором с
хорошо поставленным произношением и четкой артикуляцией. Помимо проверки
понимания здесь можно дать задание написать небольшую статью на ту же или
аналогичную тему, например "Самая ужасная катастрофа XX века" или "Особенности
жизни южноамериканских индейцев" [18], [19], [21].
Итак,
проследив использование видео в разных заданиях, мы делаем вывод, что
видеопрограммы развивают практически все типы речевой деятельности, особенно
говорение и восприятие на слух. Если вспомнить, что во второй главе говорилось
о том, что основной целью изучения ИЯ на старшем этапе является
совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, то
можно сделать вывод: видеопрограммы действительно являются очень эффективными
именно на старшей ступени обучения, они помогают вырабатывать коммуникативные
умения у учащихся.
3.3 Конспект урока с использованием
видео для старших классов средней школы
Предмет: английский язык
Тема: «Feelings»
Техническое оснащение:
готовый ролик, проектор, экран, компьютер
Цели урока:
1.
развивающие
·
развитие памяти,
внимания, воображения, языковой догадки
·
развитие
логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать
выводы, планировать свое высказывание
·
развитие
способностей к самостоятельному труду
·
развитие
познавательного интереса
·
развитие умений
пользования мультимедийными средствами
2.
образовательные
·
совершенствование
навыков говорения
·
развитие умений
выражать свои мысли
3.
воспитательные
·
развитие
способностей работать в группе, достигать согласия, приходить к единому мнению
·
повышение
мотивации к изучению английского языка
Ход урока:
a. Учитель выбирает отрывок, в котором
ярко выражаются чувства или отношения людей, но очень мало или совсем нет
диалога. Объясняет учащимся, что в отрывке, который они увидят, выражаются
яркие чувства, но персонажи говорят мало. Учитель попросит их сочинить
внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.
b. Учащиеся просматривают отрывок, если
необходимо, - дважды.
c. Учащиеся работают в группах, обсуждая
характер персонажа, его чувства и мысли. Затем они пишут монолог.
d. Каждая группа читает свой монолог
всему классу.
e.
Учитель
показывает отрывок еще раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.
Итог: с
помощью видео мы можем привлечь внимание учеников, настроить их на работу; выполнение
этого задания способствует развитию коммуникативных умений, воображения,
логики, умения работать в группе; развивает творческие способности и умение
самопрезентации.
Заключение
Подводя итог
изложенного, можно утверждать, что учебные видеокурсы и мультимедиа раскрывают
широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков
и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком
привлекательным для школьников.
Эффективность
использования видео при обучении речи зависит не только от точного определения его
места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована
структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видео с задачами
обучения.
Создание качественных
обучающих и контролирующих программ — сложный процесс, требующий больших затрат
сил и времени преподавателей иностранных языков, лингвистов и методистов,
предполагающий активное участие в работе специалистов в области компьютерной
техники. Результат этого творческого труда — мультимедийные программы — могут
использоваться как в традиционной методике обучения иностранным языкам, так и в
дистанционном обучении.
Мы проанализировали
многие источники и пришли к выводу, что обучение английскому языку с помощью
видео – это очень эффективный метод. В данный момент он прогрессирует и
доказывает своё право на существование. Мы доказали, что уроки с использованием
видео очень хорошо привлекают внимание ученика, развивают многие аспекты
речевой деятельности, а также дают возможность творческому проявлению личности.
Также, сопоставив использование видеопрограмм на уроках и особенности обучения
именно в старших классах, мы поняли, что этот метод наиболее актуален и
эффективен для старшей ступени обучения, когда у ученика имеется уже
определённый багаж знаний.
Мы обнаружили
и некоторые минусы данной методики:
·
Некомпетентность
учителей в области ИКТ (Для того чтобы учитель мог составить и провести
видео-урок, ему необходимы специальные знания. Так как этот подход считается
инновацией в обучении, то многим специалистам не хватает знаний и умений для
его осуществления.)
·
Трата большого
времени на составление такого урока (Требуется особая подготовка)
·
Трата большого
времени на проведение такого урока
·
Требует
специального технического оборудования
Итак, мы
поняли, что эта методика всё равно не является универсальной, хотя решает очень
многие задачи. Хотелось бы в дальнейшем усовершенствовать эту методику: решить
вопрос с кадрами, с особой подготовкой, необходимой техникой и т д
Список литературы
1.
Современные
теории и методики обучения иностранным языкам. / Под ред. Л. М. Фёдоровой, Т.
И. Рязанцевой. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 266-267 стр.
2.
Обучение лексике
средствами наглядности. / Под ред. Л. В. Банкевич. – Ленинград: издательство
Ленинградского университета, 1984. – 20-24 стр.
3.
Братников Д. И.,
Павлова Э. П.: Некоторые приёмы презентации лексики средствами телевидения. –
Ленинград, 1977. – 101 стр.
4.
Теория и практика
применения технических средств в обучении иностранных языков. / Под ред. М. В.
Ляховицкого. – Киев, 1979. – 56 стр.
5.
Вестник МГПУ. /
Рябов В. В., №1. – М., 2008. – 75-78 стр.
6.
Иностранные языки
в школе. / Под ред. Н. П. Каменецкой. – М.: №2, научно-методический журнал,
1996. – 3- 4стр.
7.
Иностранные языки
в школе. / Под ред. Н. П. Каменецкой. – М.: №5, научно-методический журнал,
2008. – 53- 57стр.
8.
Иностранные языки
в школе. / Под ред. Н. П. Каменецкой. – М.: №4, научно-методический журнал,
2008. – 70- 74стр.
9.
Копылова В.В.: К
проблеме модернизации содержания общего образования России // Иностранные языки
в школе, №5, 2002. – 21 стр.
10.
Бим И.Л.:
Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени
полной средней школы //Иностранные языки в школе, № 5, 2002. – 3 стр.
11.
Верещагин Е.М.,
Костомаров В. Г.: Язык и культура // Лингвострановедение в преподавании
русского языка как иностранного. Методическое руководство. - 3-е издание
переработанное и дополненное. - М.: Русский язык, 2003. 17-19 стр.
12.
Копылова В.В.,
Воронина Г.И. Организация обучения иностранным языкам и профильной подготовки
педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования //
Иностранные языки в школе, №1, 2003. – 8 стр.
13.
Гузеев В.:
Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное
образование, №9, 2002. – 22-23 стр.
14.
Бим И. Л.:
Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 2002, №1. – 31 стр.
15.
Гез Н. И.
Ляховицкий М. В. и др.: Методика обучения иностранным языкам в средней школе:
учебник. - М.: Высш. Школа, 2002. – 46-49 стр.
16.
Зимняя И. А.:
Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.:
Просвещение, 2002. – 12 стр.
17.
Барменкова О.
И.: Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ. 1993, № 3. - 20 –
25стр.
18.
Кульневич С. В.,
Лакоценина Т. П.: Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 2стр.
19.
Мусницкая Е.
В.Я: Обучаем, развиваем и воспитываем. // ИЯШ. 1989, № 3. – 30стр.
20.
Пассов Е. И.:
Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – 51 стр.
21.
Рогова Г. В. и
др.: Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение,
1991. – 64-66 стр.
22.
Цели обучения
иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж:
Интерлингва, 2002. – 2стр.
23.
Рогова Г. В. О
повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 1986, № 4. – 8 стр.
24.
Словарь
литературоведческих терминов. М., 1984.
25.
www.macmillan.ru: ИКТ на уроках английского языка с
использованием WAY AHEAD CD-ROM и BUSY BOARD
26.
video-english.ru: принципиально
новый метод изучения английского языка
Приложение 1.
TV commercial information sheet
Product information:
Brand/company name __________________________________________
Product/service ________________________________________________
About the product ______________________________________________
About the seller ________________________________________________
Consumer information:
About the buyer_______________________________________________
About the user (may be the same as the buyer) ____________________
Other information (concerning changes the product will make in the life
of the buyer/user)___________________________________________________
Language used:
"Plus" words _________________________________________________
"Minus" words ________________________________________________
Action words _________________________________________________
Made-up words
________________________________________________
Приложение 2.
People in the news
Name of
person
|
Referred to as...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|