бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5 классе бесплатно рефераты

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о которм здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

3.                Стадия рефлексии.

Приём – «дискуссия»

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие предствления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- Что вам было известно о драме?

- Что явилось для вас новым?

Приём -«сопоставление плана статьи»

(Работа в парах)

- Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».

- Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

Д/З:

1)                Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма»;

2)                Прочитать материал учебника на стр. 248 – 249;

3)                Ответить на вопросы со стр. 249;

4)                Выучить определение драмы и её художественные особенности.


2.5 Урок «В мастерской художника слова» (обобщающее повторение) в 5 классе


Фрагмент урока.

Использование приёма «колесо проблем» при изучении темы

«В творческой мастерской: Сочиняем сказку»

Тема: «В творческой мастерской: «Сочиняем сказку»

Приём – «колесо проблем»

Фаза – осмысление

Учитель: Теперь мы приступаем к интереснейшему делу. Результатом работы сегодняшнего урока должно стать сочинение –сказка по всем правилам фольклора. Но сначала давайте определим задачи сказки, заполнив «Колесо проблем» и попробовав свои творческие способности.

«Колесо проблем»

на какие классы

делятся

каковы цели какие бывают герои сказок

СКАЗКА

каковы художественные

признаки какова композиция

какие художественные

пространства

 (Заполняется учениками при помощи учителя в процессе ответов)

Учитель: С чего начнём работу? Давайте вспомним, на какие классы делятся фольклорные сказки? (На волшебные, про животных и социально-бытовые).

Учитель: Что является обязательным в любых сказках? (сказочный художественный мир)

Учитель: Какие герои встречаются в сказках? (животные, люди)

Учитель: Какую роль играют животные в волшебных сказках, в сказкух про животных? (роль помощника, роль героя)

Учитель: Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее? Чем вы можете доказать, подтвердить, что в фольклорных сказках время всегда прошлое? (сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошлом времени: «жили-были», «на пиру был», «мёд-пиво пил» и т.д.)

Учитель: Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке? (любое, в разных сказках – разное)

Учитель: Чем отличается художественное пространство бытовой сказки и волшебной сказки?

Учитель: Какие люди бывают в сказках?

Как делятся герои?

Что воплощают положительные герои?

Какие качества народ считал идеальными?

Где и как эти главные герои эти качества проявляют?

Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил свои лучшие качества? (уход из дома).

Кроме героев ещё какие-нибудь люди могут быть в сказках?

В каких образах ещё могут быть волшебные помощники?

Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали? (троекратное повторение, олицетворение, поястоянные эпитеты)

Какова композиция сказок? (зачин, …)

Какова цель фольклорной сказки?

Какие названия сказок вам известны? (приводят примеры)

В чём их особенность? Какие по объёму могут быть названия?

Что должно отражать название сказки?


2.6 Урок внекласного чтения


«Вы их не жалейте, люди…»

Тема: «Вы их не жалейте, люди…»

Цели:


Образовательные

1) Озакомление с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песня»;

2) Овладение навыками аналииза художественного текста.

Развивающие

1) Развитие образного, логического, критического мышления, речи, памяти.

Воспитательные

1) Воспитание чувства ответственности за свои поступки;

2) Развитие творческих способностей.


Этапы урока

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы и методы

Цели приёмов и методов

Вызов

Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие связанной речи;

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам;

Подобрать определение заголовку;

Рассказ-предположение.

Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Осмысление

Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста

Чтение с остановками;

Заполнение двухчастного дневника;

Постановка вопросов разного типа;

Открытый финал.

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Обобщение на уровне личностных впечатлений

Написание синквейна;

Написание сочинения-размышления.

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.


ХОД УРОКА:

Люди, человеки, страны и народы

Мы теперь на вки должники

природы…

Стадия вызова

- Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице? Подберите эпитеты для того, чтобы её описать. (красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и т.д.)

- Если со словом «лебедь» образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песня»? Обоснуйте своё предположение. (печальный, трагический, грустный; Лебедь поёт один раз в жизни перед смертью. Песня означает близкую смерть.)

- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам:

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)

Стадия осмысления

(Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение текста до первой остановки. Задаются вопросы к тексту)

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигатские потоки воды – всё кружилосьперед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до него донеслось далёкое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались одни за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

- Какими вы представляете себе героев рассказа?

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?

(Читается текст до второй остановки. Предлагается заполнить таблицу)

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлёк их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустилиськ ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, нёсся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – всё, что осталось от великолепного отряда. Их мскалеченные тела, предсмертные судороги могли бы расторить даже каменные сердца.


Ключевые слова, Словосочетания

Бешеный гигантский поток

Жалобный предсмертный крик

Возгласы собравшихся зрителей

Искалеченные тела

Каменные сердца

Толкование

Огромная скорость воды, предостережение;

Лебеди погибали, становится их жаль;

Люди пытаются им помочь


- Какие у вас возникают вопросы?

- Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? (Большинство ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого ещё можно спасти)

(Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы)

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перетаньте! - кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Какбы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!» Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил её своим худеньким детским телом от занесённой дубинки.


Кто?

Какой?

Что делает?

Лебеди

Джимми

Люди

Беспомощные, Искалеченные…

Добрый, худенький…

Погибают…

Защищает, помогает…


(Чтение текста до четвёртой остановки)

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул её в свою куртку, привёз домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедяза решётку или отдать в музей.

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

(Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравнивается)

(Открытый финал)

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один особенно яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

3.                Стадия рефлексии

(Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, а двумя – те, что вы не можете принять. Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания)

- Какие два мира противопоставлены в сюжете расказа? (природа и люди)

(Далее подбираются слова, которыми можно охарактеризовать образ злав каждом из этих миров)

- Сформулируйте идею рассказа.

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.

Люди

Жестокие, бессердечные

Калечат, губят, разрушают

Всё живое на своём пути

Варвары.

Д/З: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.

В данной главе был предложен материал практического применения технологии РКМ на уроках литературы в 5 классе.


Выводы по второй главе


Особенности преподавания литературы в 5 классе, требующие именно применения технологии РКМ:

·                   потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

·                   увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

·                   задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе: работа с

теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

Далее мы представим примеры применения приёмов технологии РКМ на уроках литературы в 5 классе в разработанных нами конспектах.




Заключение


В нашей выпускной квалификационной работе были рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе в рамках данной технологии.

В ходе нашей работы мы выполнили поставленные задачи, а именно: рассмотрели понятие «критическое мышление», рассмотрели особенности преподавания литературы в 5 классе, а также методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе в рамках рассматриваемой нами технологии, разработали несколько конспектов уроков, основанных на применении технологии развития критического мышления.

В ходе нашего исследования мы пришли к седующим выводам:

Во-первых, Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Во-вторых, Особенности преподавания литературы в 5 классе, требующие именно применения технологии РКМ:

·                   потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений;

·                   увеличение доли самостоятельности пятиклассников;

·                   задача учителя – развить речь учащихся (технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения).

Самые важные направления в преподавании литературы в 5 классе: работа с

теоретическими понятиями, анализ текста, развитие творческих способностей.

Далее мы представим примеры применения приёмов технологии РКМ на уроках литературы в 5 классе в разработанных нами конспектах.


Список использованной литературы


1.                 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

2.                 Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.

3.                 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.

4.                 Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

5.                 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14

6.                 Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397,[3] с.

7.                 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.

8.                 Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

9.                 Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

10.            Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

11.            Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

12.            Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.

13.            Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

14.            Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47.

15.            Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

16.            Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.

17.            Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.

18.            Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

19.            Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

20.            Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

21.            Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

22.            Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.

23.            Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

24.            Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13

25.            Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.

26.            Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

27.            Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.

28.            Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников. – М.: Педагогика, 1976. – 246 с.

29.            Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

30.            Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

31.            Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

32.            #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

[2] Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

[3] Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997

[4] Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472 с.

[5] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[6] Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.

[7] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[8] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[9] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[10] Л.В.Байбородова, В.В.Белкина, В.Е.Гаибова, Л.Н.Серебренников, А.П.Чернявская, И.Г.Харисова. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

[11] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.

[12] Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996

[13] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.

[14] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

[15] Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

[16] Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

[17] Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

[18] Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

[19] Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

[20] Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

[21] Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

[22] Галактионова Т.Г.  . От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с

[23] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.  – 318с.

[24] Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: 1986. – 234с.

[25] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

[26] Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

[27] Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.

[28] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

[29] Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

[30] Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

[31] Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.

[32] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

[33] Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330 стр

[34] #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г.

[37] Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985.

[38] Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47

[39] Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., «Академия», 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6