Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5 классе
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5 классе
Дипломная работа
Использование технологии
развития критического мышления на уроках литературы в 5 классе
Оглавление
Введение
Глава 1. «Развитие критического мышления» как
общепедагогическая технология
1.1 Понятие «педагогическая
технология»
1.2 Основные особенности, цели, задачи и
технология «Развитие критического мышления»
1.3 Приёмы технологии «Развития критического
мышления»
1.4 Организация урока с применением технологии
РКМ
Глава 2. Особенности применения технологии
«Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
2.1 Возрастные особенности пятиклассников
2.2 Особенности преподавания литературы в 5
классе
2.3 Урок анализа художественного текста в 5 классе
2.4 Урок изучения теории литературы в 5 классе
2.5 Урок «В мастерской художника слова»
(обобщающее повторение) в 5 классе
2.6 Урок внекласного чтения в 5 классе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предлагаемая
выпускная квалификационная работа посвящена особенностям применения технологии
развития критического мышления на уроках литературы. Привлекательность данной
технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и
письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской
педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры
учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников
школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Современного
ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску
пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети
часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем
школьным предметам.[1] Причина этого
- в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего,
критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит
в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек
репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме
воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно
деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность
ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и
всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление,
т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и
профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за
сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией,
формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру
диалога в совместной деятельности.[2] Данные
факторы обусловливают актуальность выбранной темы выпускной квалификационной
работы.
Исследуя
практическую деятельность учителей русского языка и литературы
общеобразовательных учреждений разного типа, можно выявить следующее: 1)
образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование
репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные
ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые,
игровые, задачные, проблемные);[3] 2) учебный
материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии
критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой
банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем,
литературных героев; 3) около 80% учителей не подготовлены к развитию КМ
учащихся, у школьников не стимулируются мотивы и потребность овладения умениями
критически мыслить; 4) атмосфера доброжелательности, толерантности,
сотрудничества, необходимая для развития КМ, скорее исключение, чем правило.[4]
Такие подходы не могут стимулировать мотивацию и развитие умения КМ,
формировать качества критически мыслящей личности у выпускников средних учебных
заведений. Таким образом, очевидно наличие противоречия между:
·
потребностью
развития КМ у учащихся и недостаточной теоретической и практической
разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
·
существующими
потенциальными возможностями развития КМ у учащихся 5 классов и их реализацией
в сложившейся практике обучения;
·
пониманием
учителями значимости формирования и развития КМ учащихся и их неготовностью
решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых
профессиональных компетенции.
Этим
обусловлена и цель предлагаемой выпускной квалификационной работы – рассмотреть
психолого–педагогические основы технологии «Развития критического мышления» и
выявить методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе
изучения литературы в 5 классе в рамках рассматриваемой технологии.
Исходя из
этого, основные задачи представленной работы предполагают:
·
выявить
особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как
общепедагогической технологии;
·
обосновать
возможность и необходимость применения технологии «Развития критического
мышления» в процессе преподавания литературы в 5 классе
·
выявив
основные направления литературного образования в 5 классе, представить
разработки конспектов с применением технологии развития критического мышления
Таким
образом, объектом исследования выпускной квалификационной работы является
процесс преподавания литературы в 5 классе, а предметом – применение технологии
развития критического мышления на уроках литературы в 5 классе.
Предлагаемое
исследование состоит из введения, 2 глав: в первой главе мы рассматриваем
понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления
в целом; во второй главе - возрастные особенности пятиклассников и особенности
преподавания литературы в 5 классе. В заключении делаются выводы исследования.
Практическая
значимость предлагаемого исследования состоит в том, что разработанные
конспекты уроков с использованием технологии РКМ могут использоваться в
процессе преподавания литературы в 5 классе.
Степень
изученности проблемы. В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории
Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о
зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития
ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического
мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового
образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ,
в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они
смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели
свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические
приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться
огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.[5]
Американские
педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру
технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова,
осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные
логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V»,
«+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц). Вслед за американскими коллегами
российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили
образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих
этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.
Под
критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской
любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу,
способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских
методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и
отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак,
В.М. Синельников, С.И. Векслер.
Глава 1. «Развитие
критического мышления» как общепедагогическая технология
В данной
главе необходимо рассмотреть понятие педагогической технология и выявить
особенности технологии «развития критического мышления»: ее цели, задачи,
методы и приемы. Также в этой главе мы рассмотрим принципы организации урока с
применением технологии «развития критического мышления».
1.1 Понятие
«педагогическая технология»
Термин
«технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в
педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал
привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х –
начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет
«технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве
и искусстве.
В
педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология,
образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так
же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является
понятие педагогическая технология.
Педагогическая
технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур,
инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в
изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).[6]
Педагогическая
технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения
определённого результата развития ученика с высокой вариативностью
использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения
(Т.В.Машарова).[7]
Педагогическая
технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(В.М.Монахов).[8]
Образовательная
технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов
обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей
обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий
(В.В.Гузеев). [9]
Технология
обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно
обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более
высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем
традиционные способы обучения.
Педагогические
технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более
предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной
особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование
его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного
оттенка. [10]
Из данных
определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным
процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами,
методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а)
концептуальная основа;
б)
содержательная часть обучения:
·
цели
обучения - общие и конкретные;
·
содержание
учебного материала;
в)
процессуальная часть - технологический процесс:
·
организация
учебного процесса;
·
методы
и формы учебной деятельности школьников;
·
методы
и формы работы учителя;
·
деятельность
учителя по управлению процессом усвоения материала;
·
диагностика
учебного процесса.[11]
Критерии
технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым
основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность.
Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную
научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность.
Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой
процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость
предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность.
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и
должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам,
гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения)
педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях,
другими субъектами.[12]
Необходимо
развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, ибо
существует множество определений этих понятий, имеются значительные
разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. “Методика – это
педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному
учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика,
с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие
“методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств
и условий обучения и воспитания учащихся. Если в методиках прописывается
деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана
деятельность самих учащихся. Если методики имеют мягкий, рекомендательный
характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам
методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную
последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога,
отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что
может препятствовать достижению запланированного результата.[13]
Практическим
воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в
частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной
раз – и учащихся. Как пишет В. П. Беспалько, “…любое планирование, а без него
не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Действиям по
наитию, по интуиции, это значит является началом технологии”.[14]
Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято,
что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:
·
диагностическое
целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся,
которыми они владеют;
·
наличие
определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые
приводят к запланированному результату;
·
наличие
в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;
·
возможность
воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на
объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|