бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь... бесплатно рефераты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Использование проблемных

ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Студент-дипломник _________________________________________

Научный руководитель ______________________________________

Консультант _______________________________________________

Рецензент _________________________________________________


«Допустить к защите»

Зав. кафедрой __________

«___»______ 2000 г.







Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 03

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития твор-

   ческого мышления детей ……………………………………………………………………………… 07

   1.1. Понятие творческого мышления ………………………………………………… 07

   1.2. Проблема развития творческого мышления ……………………… 13

   1.3. Условия формирования творческого мышления млад-

      ших школьников …………………………………………………………………………………………… 15

Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии

   творческого мышления учащихся …………………………………………………………… 19

   2.1. История развития теории проблемного обучения ……… 19

   2.2. Современная технология проблемного обучения ………… 25

   2.3. Реализация и анализ использования проблемных

      ситуаций в методике преподавания математики в

      начальной школе ………………………………………………………………………………………… 33

Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситу-

   аций на уроках математики и их влияние на развитие

   творческого мышления младших школьников ………………………………… 40

   3.1. Изучение творческого мышления младших школьников

      с помощью тестов Е.Б. Торренса ………………………………………………… 40

   3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках ма-

      тематики в развитии творческого мышления учащихся  45

   3.3. Обработка результатов педагогического исследо-

      вания …………………………………………………………………………………………………………………… 58

   3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса фор-

      мирования творческого мышления младших школьников  60

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 66

Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 68

Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………… 73




ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

-         индивидуализация образования;

-         исследовательское обучение;

-         проблематизация.


В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?

На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.

В связи с этим выделили.

Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики.

Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.

Задачи:

1)  проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2)  раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;

3)  проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;

4)  выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников;

5)  выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления младших школьников на уроках математики.


Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-математический метод обработки результатов.

Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого конспекта занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». 2 класс, I четверть.

База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска, 2 в класс. Учитель: Платонова Н.К.

Апробация: результаты исследования сообщались на «Катановских чтениях-2000», где нашей исследовательской работе было присуждено III место. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 67 источников, приложения.


















ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1)  беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2)  гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3)  оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4)  любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5)  способность к разработке гипотезы;

6)  ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7)  фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8)  способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9)  способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10)        и так далее.


Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

-         легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

-         гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

-         оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

-         точность выполнения заданий.


Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую»[1].

Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

-         способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

-         способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

-         способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

-         гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

-         стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

-         способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

-         математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

-         математическая направленность ума.


Так же к творческому мышлению В.А.  Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8