Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь...
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь...
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
И
МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
Использование проблемных
ситуаций
на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
031200
ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Студент-дипломник
_________________________________________
Научный
руководитель ______________________________________
Консультант
_______________________________________________
Рецензент
_________________________________________________
«Допустить
к защите»
Зав.
кафедрой __________
«___»______
2000 г.
Абакан,
2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………………………………………………………… 03
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития твор-
ческого мышления детей
……………………………………………………………………………… 07
1.1. Понятие
творческого мышления ………………………………………………… 07
1.2. Проблема
развития творческого мышления ……………………… 13
1.3. Условия
формирования творческого мышления млад-
ших школьников
…………………………………………………………………………………………… 15
Глава 2.
Возможности проблемного обучения в развитии
творческого мышления
учащихся …………………………………………………………… 19
2.1. История
развития теории проблемного обучения ……… 19
2.2. Современная
технология проблемного обучения ………… 25
2.3. Реализация и
анализ использования проблемных
ситуаций в методике
преподавания математики в
начальной школе
………………………………………………………………………………………… 33
Глава 3.
Экспериментальное исследование проблемных ситу-
аций на уроках математики
и их влияние на развитие
творческого мышления
младших школьников ………………………………… 40
3.1. Изучение
творческого мышления младших школьников
с помощью тестов Е.Б.
Торренса ………………………………………………… 40
3.2. Использование
проблемных ситуаций на уроках ма-
тематики в развитии
творческого мышления учащихся 45
3.3. Обработка
результатов педагогического исследо-
вания
…………………………………………………………………………………………………………………… 58
3.4. Рекомендации
по совершенствованию процесса фор-
мирования творческого
мышления младших школьников 60
Заключение
……………………………………………………………………………………………………………………… 66
Библиография
………………………………………………………………………………………………………………… 68
Приложение
……………………………………………………………………………………………………………………… 73
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время абсолютной ценностью
личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве
глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную,
духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к
свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению
веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В
новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной
идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная
ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации,
присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является
главным богатством общества. А личность является носителем объективно не
предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством
поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе –
возникновение порядка из хаоса.
Основной
ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает
творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация
обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное
образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как
субъекта жизни, культуры и истории.
В
настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и
творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из
важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои
возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах
человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию,
зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование
зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р.
Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина
П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н.,
Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М.,
Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически
обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться.
Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и
природы творческого мышления.
Психологи
и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития
креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого
мышления:
-
индивидуализация образования;
-
исследовательское обучение;
-
проблематизация.
В
дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций
существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика
начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы
он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании,
удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через
преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Вопросами
теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М.
Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.
Но
почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели:
развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования
проблемных ситуаций на уроках математики?
На
эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.
В
связи с этим выделили.
Объект исследования – развитие творческого
мышления школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использование проблемных
ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития
творческого мышления детей.
Цель исследования: разработать систему карточек с разной
степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.
Задачи:
1)
проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме исследования;
2)
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в
развитии творческого мышления младших школьников;
3)
проанализировать реализацию проблемного обучения на
уроках математики в начальной школе;
4)
выявить, способствует ли проблемное обучение математике
развитию творческого мышления школьников;
5)
выработать систему мер по совершенствованию творческого
мышления младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: уровень творческого мышления
младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы
заданий с разной степенью проблемности.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий),
статистическо-математический метод обработки результатов.
Практическая
значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек
с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными
уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных
занятий по математике и развернутого конспекта занятия факультатива по теме
«Сложение и вычитание в пределах 100». 2 класс, I четверть.
База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска,
2 в класс. Учитель: Платонова Н.К.
Апробация: результаты исследования
сообщались на «Катановских чтениях-2000», где нашей исследовательской работе
было присуждено III место. Структура работы состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографии из 67 источников, приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.1.
ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Следуя
цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов
на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление;
определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом
эксперименте.
В
зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином
«креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа
мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью
решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности
по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип
мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали
креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление,
связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для
определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических
интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди
них:
1)
беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу
времени;
2)
гибкость мысли – способность переключаться с одной
идеи на другую;
3)
оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся
от общепринятых взглядов;
4)
любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем
мире;
5)
способность к разработке гипотезы;
6)
ирреальность – логическая независимость реакции от
стимула;
7)
фантастичность – полная оторванность ответа от реальности
при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8)
способность решать проблемы, то есть способность к
анализу и синтезу;
9)
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
10)
и так далее.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных
параметра, характеризующих креативность:
-
легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
-
гибкость – число переключений с одного класса объектов
на другой в ходе ответов;
-
оригинальность – минимальная частота данного ответа
к однородной группе;
-
точность выполнения заданий.
Особый тип мышления, называемый в
зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается
англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не
выяснена.
В отечественной психологии так же
широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как
проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи
единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены
продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию
сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и
природы творческого мышления.
И.Я. Лернер характеризует творческое
мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно
новое, при этом проявляя свою индивидуальность.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской,
творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в
стремление выйти за пределы заданной проблемы.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление
– мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение,
фантазию, порождение гипотез и прочее).
Суть творческого мышления сводится, по
Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности)
к побочным продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н.
Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления
рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление
возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного
продукта», который и является творческим результатом.
Выделяя признаки творческого акта, все
исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и
разумом, а также измененность состояния сознания.
Второй признак творческого мышления –
спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.
Таким образом, главная особенность
творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике
как системе, порождающей активность индивида.
Иное дело – оценка продукта как
творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность,
оригинальность и так далее.
С творческим мышлением сопряжены два
личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным
образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
В качестве «ментальной единицы»
измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев
предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и
решении задачи.
И.Я. Лернер считает, что основу
творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний
и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных
условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта,
подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов
объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение,
альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения
проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при
известности других.
Овладев этими чертами, можно развивать
их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным
чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате
получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как
включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих
черт и тем самым эти черты формирующую»[1].
Д.Б. Богоявленской была выделена (1983
г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она
рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры
личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами
требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности,
личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность
к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
В.А. Крутецкий структуру творческого
мышления в математике представляет следующим образом:
-
способность к формализованному восприятию математического
материала, схватывание формальной структуры задач;
-
способность к логическому мышлению в сфере количественных
и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить
математическими символами;
-
способность к совершенствованию процесса математических
рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми
структурами;
-
гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
-
стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности
решения;
-
способность к быстрой и свободной перестройке направленности
мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
-
математическая память (обобщенная память на математические
отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы
решения задач и принципы перехода к ним);
-
математическая направленность ума.
Так же к творческому мышлению В.А.
Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных
процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на
цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность
наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|