Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средств становления мастерства педагогов ДОУ
Приложение № 2.
Аналитическая карта
работы воспитателя Братко В.А. за 2001-2002 учебный год.
№
|
Критерии оценки
|
Кварталы
|
Общий уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
Выполнение плана посещаемости детей
|
|
|
|
|
|
2
|
Выполнение инструкции по охране
жизни и здоровья детей
|
|
|
|
|
|
3
|
Создание благоприятного
эмоционально-психологического климата в группе, эстетичность оформления
групповых помещений
|
|
|
|
|
|
4
|
Организация предметно-развивающей
среды
|
|
|
|
|
|
5
|
Характер взаимодействия с детьми
|
|
|
|
|
|
6
|
Взаимодействие педагога с
родителями
|
|
|
|
|
|
7
|
Проявление творческой активности
|
|
|
|
|
|
8
|
Участие в методической работе МДОУ
|
|
|
|
|
|
9
|
Участие и руководство
педагогической практикой студентов
|
|
|
|
|
|
-
хорошо
- удовлетворительно
- плохо
Приложение № 3
Диагностика типа
ориентированности педагога.
Ф.И.О. Рябчикова Т.А.
1.
Строгий
воспитатель лучше, чем нестрогий. 3
2.
Воспитатель –
главная фигура, от нее зависит успех и эффективность воспитательной работы. 3
3.
На занятиях, в
ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем. 2
4.
Послушание детей
– заслуга педагога. 3
5.
Ребенок подобен
глине, из него можно лепить все, что угодно. 3
6.
Ребенок должен
выполнять все требования воспитателя. 4
7.
Основная цель
воспитания – реализовать требования программы воспитания и обучения детей. 2
8.
Центральная
задача воспитательно-образовательной работы – вооружение детей знаниями,
умениями, навыками. 2
9.
Главное в работе
педагога – добиться исполнительности детей. 2
10.
Воспитание –
прежде всего требовательность к детям. 2
11.
Поощрять следует
только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным
педагогом задачам. 2
12.
Хорошая
дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей. 3
13.
Наказание – не
лучшая форма воспитания, но она необходима. 4
14.
Деятельность
детей нуждается в постоянном контроле. 3
Итоговый балл: 38
Тип ориентации:
выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми.
Вашему вниманию
предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения
дошкольников.
Если вы полностью
согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл 5, если в
большей степени согласны, чем не согласны, - 4, если согласны и не согласны в
равной степени – 3, если в большей степени не согласны – 2, если полностью не
согласны – 1 балл.
Обработка результатов:
Полученные баллы
складываются. Итоговый балл характеризует степень выраженности ориентации на
дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми.
Оценка типа ориентации
воспитателя на модель педагогического взаимодействия.
Количество набранных баллов
|
Тип ориентации
|
48 баллов и выше
|
Выраженная ориентация на
дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
|
43-47 баллов
|
Умеренная ориентация на
дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
|
38-42 балла
|
Умеренная ориентация на личностную
модель взаимодействия с детьми.
|
37 баллов и ниже
|
Выраженная ориентация на личностную
модель взаимодействия с детьми.
|
Приложение № 4
Анкета для воспитателей.
Проанализируйте себя по
следующим вопросам:
1.
Есть ли
педагогические проблемы, которые Вас постоянно волнуют или, как правило, Вы
работаете на основе существующих конструкций?
2.
Имеются ли у Вас
педагогические идеи, усвоенные из литературы, выведенные из личного опыта или
опыта коллег, которые Вы стремитесь положить в основу своей деятельности?
3.
Есть ли у Вас
потребность и необходимость систематически размышлять над собственными
педагогическими идеями?
4.
Считаете ли Вы,
что Ваше текущее педагогическое планирование носит творческий характер?
5.
В какой мере Ваша
творческая деятельность предполагает реальное сотворчество ребенка, его
познавательную активность?
6.
В какой мере, и
по каким параметрам Ваше педагогическое творчество согласуется с деятельностью
коллег, их стилем работы?
7.
Доставляет ли Вам
удовольствие излагать собственные педагогические идеи коллегам и убеждать их в
плодотворности Вашего подхода?
Данная анкета дает
возможность воспитателю оценить собственные педагогические взгляды, личное
педагогическое видение учебно-воспитательного процесса. Дает возможность
проанализировать себя, поработать над собой.
Приложение № 6.
Образец плана-программы
по взаимодействию с родителями, дети которых посещают санаторную группу.
2002 – 2003 учебный год.
Воспитатель: Сатарова
Р.Ш.
1.
Аналитическая
часть.
1.1.
Классификация
семей по типу различий в микроклимате и отношению к воспитанию ребенка:
Из 16 семей к группе А
можно отнести 5 семей, к группе Б – 8, к группе В – 3 семьи.
Таким образом основная
масса – семьи в которых уровень образованности и культуры родителей довольно
высокий. Общей заботой в этих семьях является материальная обеспеченность.
Уважают друг друга, но безразличны к интересам и увлечениям детей. В этих
семьях меньше эмоциональной отзывчивости. Недостаточно высока педагогическая
культура родителей, отсюда и непорядочность воспитательных воздействий,
неумение соблюдать единый подход к детям. Родители прислушиваются к советам
детского сада, но у них не хватает выдержки и терпения для последовательного
выполнения полученных рекомендаций. Данные родители не оспаривают
несостоятельности своей воспитательной системы и соглашаются учиться. Они
готовы воспринимать педагогическую информацию.
И 19 % составляют семьи,
которые характеризуются тем, что все живут сами по себе.
1.2. После проведения
анкетирования с целью определения социальной характеристики родителей,
выяснилось:
из 16 семей лишь 5 детей
живут в полной семье, с матерью и отцом, 2 детей – в полной с матерью и
отчимом, 5 детей – в неполной с матерью, 3 детей – в неполной с отцом, 1
ребенок воспитывается у бабушки и дедушки.
Средний возраст родителей
данной группы составил 31 год. По социальному положению основная часть
родителей относится к работникам сферы обслуживания и образования.
Семьи, воспитывающие
одного ребенка, составляют 70 %.
2.
Задачи и цели
работы.
· Привлекать родителей к созданию в
окружении ребенка культурной, богатой речевой среды и всячески способствовать
активации детской речи.
· Взаимодействовать с родителями по
вопросу формирования основ доброжелательного отношения к сверстникам.
3.
Планируемые
мероприятия по намеченным задачам.
№
|
Мероприятие
|
Время
|
1.
|
Анкетирование родителей:
·
Организация
совместных видов деятельности в семье;
·
Создание
развивающей среды в семье.
|
Сентябрь
|
2.
|
Консультация: «Учите детей
общаться».
|
Сентябрь
|
3.
|
Изготовление родителями с детьми
игрушек для театрального уголка (тренинг).
|
Октябрь
|
4.
|
Папка-передвижка на тему:
«Воспитание сказкой».
|
Ноябрь
|
5.
|
Индивидуальные беседы: «Учите детей
диалогу».
|
Декабрь
|
6.
|
Выставка рисунков «Это я» -
составление рассказов детьми о себе с помощью родителей.
|
Январь
|
7.
|
Родительское собрание на тему:
«Каким я хочу видеть своего ребенка» (проблемы нравственного воспитания).
|
Январь
|
8.
|
Консультация на тему: «Домашняя
игротека» (в какие словесные игры можно играть в свободную минуту).
|
Февраль
|
9.
|
Ширма: «Пришли мне чтения доброго…»
(знакомство родителей с задачами программы по художественной литературе,
перечень материала для семейного чтения).
|
Март
|
10
|
Консультация на тему: «Мини-театр
дома» (создание условий для свободной театрализованной деятельности в
домашних условиях)
|
Март
|
11
|
Проведение совместного досуга «В
гостях у друзей».
|
Апрель
|
12
|
Оформление альбома «Мой детский
сад» с привлечением родителей (рисунки, детские рассказы, фотографии).
|
Май
|
План работы семинара.
«Инновационное
дошкольное образование»
программа
«Детство».
Тема и содержание занятия
|
Форма работы
|
Занятие 1.
«Чувствовать – познавать –
творить».
1.
Знакомство с
основными направлениями, разделами программы «Детство».
2.
Знакомство с
разделом «Экологическое воспитание», представленными авторами программы
«Детство».
|
Лекция
|
Занятие 2.
a)
Знакомство с
разделом «Первые шаги в математику».
(раскрытие основных методов и
приемов, методическое обеспечение по данному разделу).
2. Планирование одного дня работы
по программе «Детство».
|
Лекция
Практическое занятие
|
План работы
«Дискуссионного клуба»
Тема и содержание занятия
|
Форма работы
|
Занятие 1.
Проблемы дошкольного образования:
a)
Программное
обеспечение;
b)
Инновационное
дошкольное образование;
c)
Предметная
среда в ДОУ;
d)
Анкетирование
педагогов.
|
Лекция
Лекция-диалог
Анкета
|
Занятие 2.
Организация воспитательно -
образовательной работы в группах раннего возраста.
a)
Учет
психологических особенностей в работе с детьми раннего возраста, разнообразие
форм работы;
b)
Рекомендуемая
литература (метод.), использование художественного слова в работе с детьми
данного возраста;
c)
Решение
педагогических задач.
|
Беседа
Дискуссия
|
Занятие 3.
Организация
воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах.
a)
Психологические
особенности – основа в работе с детьми дошкольного возраста, разнообразие
форм работы;
b)
Значение
познавательной, исследовательской деятельности дошкольников;
c)
Рекомендуемая
методическая и художественная литература;
d)
Решение
педагогических задач.
|
Беседа
Диалог
Дискуссия
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|