Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средств становления мастерства педагогов ДОУ
2.
Качество
ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного
процесса).
3.
Качество
управления.
4.
Качество
результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.
В свою очередь каждый из
компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, в
совокупности наиболее полно характеризующих его (см. таблицу 1).
Представленные блоки и
входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества
образования.
В структуре качества
образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих
качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам.
Так, к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном
учреждении, следует отнести адаптивность, системность,
гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную
ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность,
эффективность и др.
К простым свойствам, к
примеру характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно
отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность,
цикличность и др.
Также в структуре
качества дошкольного образования можно выделить качество дидактической системы
развития детской деятельности (игра, конструирование и другие виды деятельности
дошкольника), качество различных форм организации жизнедеятельности детей
(занятия, игр, развлечения и др.), качество самостоятельной детской
деятельности.
Для изучения и оценки
качества образования используется группа показателей, ограниченных по
количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга
в полном объеме.
При этом показатель
рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.
Таким образом, проблема
поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной
системы становится особо актуальной.
Решение проблемы качества
образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и
внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для
обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина
состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это
представляется возможным при условии организации мониторинга качества
образования.
1.3 Организация
методической работы на диагностической основе
Важное место в
оптимизации управления ДОУ занимает проблема повышения эффективности
методической работы с педагогическими кадрами. Управление методической работой
в ДОУ на диагностической основе позволяет оптимизировать педагогический
процесс, так как предполагает подробное изучение потребностей детей и
родителей, возможностей педагогического коллектива и каждого воспитателя, что
позволяет определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической
работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и
стимулирующих творчество педагогов.
Педагогическая
диагностика имеет двусторонний характер. С одной стороны, она направлена не на
развитие детей, а на улучшение условий образования, его эффективности, а с
другой стороны – на развитие и самосовершенствование самого педагога, повышение
уровня рефлексии, позволяющей понять особенности (достоинства и недостатки)
своей собственной деятельности.
Таким образом, в
современном понимании педагогическая диагностика – это система методов и
приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых
заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога,
уровень развития ребенка-дошкольника, а также диагностировать причины
недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг
дошкольного учреждения.
Педагогическая
диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в
работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное
предназначение – анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих,
накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества,
педагогического мастерства.
Причинами низкого
качества образовательных услуг могут быть конкретные просчеты в
профессиональной подготовке воспитателей, устаревшие образовательные программы
и педагогические технологии и методики работы с детьми, бессистемный набор
новаций, отсутствие взаимодействия с родителями, просчеты в организации
материальной развивающей среды в дошкольном учреждении и многие другие причины.
Выявить их, оказать
воспитателю консультативную помощь, дать конкретные рекомендации по
совершенствованию работы с детьми и родителями воспитанников, разработать план
реализации управленческого решения по повышению качества образовательных услуг
дошкольного учреждения – главное направление методической работы.
В процессе изучения
педагогической деятельности воспитателя оцениваются его профессиональные умения
руководить разными видами деятельности дошкольников (игровой,
театрально-художественной, трудовой и т.д.); профессиональные умения по
руководству развитием речи; профессиональные умения и качества, необходимые для
общения с детьми.
Для данного изучения
педагогической деятельности воспитателя И.А.Комарова, Р.Л.Непомнящая предлагают
оценочные шкалы.
Этими же авторами
разработана оценочная шкала для изучения педагогического мастерства педагогов:
проявление профессиональных качеств воспитателя, организационно-методических умений,
личностных особенностей, внешние проявления.
Основной задачей для
руководителя в координации педпроцесса остается контроль над работой
воспитателя, а ключевым разделом работы выступает прогнозирование.
Педагогическая
диагностика позволяет в интегрированном виде решить следующие задачи:
· Научное обоснование планирования и
организация содержательной стороны педагогического процесса;
· Критическое апробирование и
применение той или иной педагогической технологии;
· Достижение результативности и эффективности
педпроцесса;
· Возможности прогнозирования развития
личности дошкольника.
Владение педагогической
диагностикой позволяет усилить профессиональную направленность работы каждого
воспитателя и руководителя, повысить заинтересованность в научно-методическом
осмыслении своей работы.
Разделы повышения
квалификации воспитателей в данном направлении:
1.
Сообщение
научно-теоретических знаний. Необходимо добиться понимания, что педагогическая
диагностика – это не перечень диагностических методик и процедур, а теоретический
фундамент практической деятельности, как и вся методика. Критерии, которые
позволяют дать оценку качеству диагностического измерения:
·
Объективность;
·
Надежность
(точность);
·
Валидность
(достоверность).
2.
Корректировка
проводимой диагностики развития детей дошкольного возраста.
3.
Формирование
представлений о диагностике педпроцесса.
Диагностика не исключает
педагогический контроль. Некоторые научные работники (Багаутдинова С.Ф.)
рекомендуют попробовать привлечь воспитателей к преобразованию системы
существующего педагогического контроля посредством использования в нем
диагностики. А именно: отказаться от регламентированного контроля,
придерживаться принципа доверия, возможно, перейти на самоконтроль и взаимный
контроль, соотнести контрольные этапы с диагностическими компонентами, особенно
с анализом и прогнозированием. Таким образом построить модель педагогического
контроля.
Следующий этап работы –
выбор эффективной технологии диагностирования, включающей комплекс эффективных
и рациональных методов анализа и создание условий для их использования,
определение формы, способа регистрации результатов и показателей.
Проблема педагогического
контроля и педагогической диагностики актуальна и для руководителей ДОУ.
С одной стороны,
необходимо стимулировать творчество и свободу педагогов, а с другой –
регулировать и корректировать этот процесс.
Создание модели
педагогической диагностики позволит решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ,
аттестации ДОУ и педколлектива, выявление соответствия деятельности дошкольного
учреждения государственному образовательному стандарту.
В настоящее время педагог
дошкольного учреждения должен обладать компетентностью, креативностью,
готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести
опытно-экспериментальную работу.
Под культурой
практической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога,
направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении,
воспитании и развитии детей. Она характеризуется следующими чертами:
·
Новизна в постановке
целей и задач;
·
Глубокая
содержательность;
·
Оригинальность
применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических
задач;
·
Разработка новых
концепций, содержания, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации
учебно-воспитательного процесса.
·
Способность
сознательно изменять и развивать себя, вносить свой вклад в профессию.
Освоение специалистами
ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием
профессиональной компетенции. В настоящее время многие педагоги понимают
значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с
результативностью педагогического процесса.
Педагогам необходимо
овладеть:
·
Методами
психолого-педагогической диагностики развития детей;
·
Методами изучения
особенностей педагогической культуры родителей;
·
Методами
психолого-педагогической самодиагностики;
·
Умением оценивать
материальную среду и медико-социальные условия пребывания детей в детском саду;
·
Способами анализа
и обобщения материалов диагностики педагогического процесса.
Выводы по первой
главе:
На основе анализа
психолого-педагогической теории удалось выяснить следующее:
1.
Проблема
использования мониторинга в образовательном учреждении актуальна, так как
мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативность
протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению
профессиональной компетенции педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразное
управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых,
прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
2.
Определить
основные направления диагностической деятельности старшего воспитателя:
диагностика профессионального труда воспитателей, творческого потенциала и
творческой деятельности воспитателей, диагностика педагогического
взаимодействия в работе с детьми; помощь воспитателям в диагностике развития
детей; организация и руководство самодиагностикой педагогов.
Глава II. Результаты работы по осуществлению
мониторинга и педагогической диагностики в дошкольном учреждении
2.1 Диагностический
материал, характеризующий реальное состояние образовательной системы в ДОУ
МДОУ «Детский сад № 19»
является дошкольным учреждением комбинированного вида. В ДОУ функционирует
шесть возрастных групп: две группы для детей ясельного возраста, три группы для
дошкольников и один класс для шестилеток.
Наполняемость групп
детьми:
1.
от 1,5 до 2 лет –
21 ребенок
2.
от 2 до 3 лет –
25 детей
3.
от 3 до 6 лет
(санаторная группа) – 16 детей
4.
от 4 до 5 лет – 25
детей
5.
от 5 до 6 лет –
22 ребенка
6.
от 6 до 7 лет –
19 детей
Всего по учреждению 128
детей.
В ДОУ работают 17
педагогов:
·
воспитатели (10
человек);
·
специалисты (5
человек)
музыкальный руководитель
– 2
физ.инструктор – 1
специалист ИЗО – 1
логопед – 1
·
старший
воспитатель – 1
·
заведующий – 1.
Из них 5 человек со
стажем работы более 20 лет, что составляет 29%;
7 человек со стажем
работы от 10 до 20 лет (41%);
1 педагог со стажем
работы от 5 до 10 лет (6%);
3 педагога – от года до 5
лет (18%), до года – 1 педагог (6%).
Структура профессионально-педагогической
квалификации разнообразна: 1 педагог имеет высшую квалификацию., 6 педагогов –
1 квалификационную категорию, 4 педагога – 2 квалификационную категорию, 6
педагогов (молодых специалистов) не аттестованы.
Работа в учреждении
строится на диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы,
на основе которых коллективом формируются задачи работы.
Активный курс на создание
единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так
и семья. Взаимодействие ДОУ с родителями - достаточно сложный процесс. Поэтому
перед нашим коллективом стоит ряд проблем, касающийся вовлечения родителей в
педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе. Чтобы найти ключ к решению данной
проблемы, педагогами проводится анкетирование родителей и диагностика семей.
Анализ изучения социально-экономического
положения семей показал, что 70% детей воспитываются в полных семьях, 25% - в
неполных семьях с матерью, а также есть 4 неполных семьи с отцом (3%), и в 3-х
семьях детей воспитывают бабушки (2%).
Материальное положение
54% семей хорошее, 35% семей удовлетворительное и в 11% семей
неудовлетворительное.
Анализ социальных
характеристик позволяет сделать вывод, что преобладающий возраст родителей от
26 до 30 лет.
Основная масса родителей
имеют средне-профессиональное образование. Преобладающие профессии родителей:
работники сферы обслуживания, служащие, частные предприниматели,
военнослужащие, работники образования и медицинские работники.
Анализируя принадлежность
к той или иной национальности, основной контингент родителей – русские (92%),
татары (4%), украинцы (2%) и по 1 представителю узбеков, азербайджанцев, цыган.
В ДОУ отрабатывается
механизм организации образовательных услуг для детей не посещающих дошкольное
образовательное учреждение. Выявляются семьи, проводится диагностика детей и
организуется группа кратковременного пребывания детей.
Поэтому статус ДОУ среди
населения нашего микрорайона высок.
Взаимодействие МДОУ
«Детский сад № 19» с другими учреждениями.
МДОУ
«Детский сад № 19»
«Сказка»
|
|
Воспитательно-образовательный
процесс, осуществляемый в ДОУ, строится на основе типовой программы под
редакцией М.А.Васильевой и ряда элементов современных развивающих программ,
систем, технологий. Используются элементы программы «Детство» В.И.Логиновой,
Т.И.Бабаевой, «Эврика» С.И.Рябцевой, Р.Г.Завьяловой, «Наш дом – природа»
Н.А.Рыжовой, «Я и мое здоровье» Т.А.Тарасовой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|