Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка
Во время прохождения
методической практики я работала с 5 классами, поэтому уроки не обходились без
игр, песен, загадок, наглядных пособий. Игры использовались как для введения
нового материала, так и для его закрепления. Используемые презентации,
видеоматериал и интернет ресурсы делали уроки более информативными и яркими.
А теперь перейдем к
практической части нашей работы, в которой нам предстоит доказать или
опровергнуть все вышеперечисленные преимущества использования нестандартных
уроков на среднем этапе обучения иностранному языку.
2.3 Анализ результатов
использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента
в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска.
Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление
исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса.
Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения позволили
разделить группу учащихся на три условные категории:
a.
учащиеся с очень
высоким уровнем владения лексикой;
b.
ребята со средним
уровнем владения лексикой;
c.
дети со слабым
уровнем лексической подготовки.
Экспериментальная группа (рис. 2.1)
Рис. 2.1 – Результаты устных высказываний по выявлению
исходного уровня лексических знаний учащихся
В начале методической практики устные высказывания ребят
показали, что из изученной лексики по теме, в своей речи ребята употребляют
лишь 40-60 % слов. Т.к. целью работы ставилось выявление влияния нестандартных
уроков на овладение лексикой английского языка, то на протяжении двух месяцев
методической практики изучение лексики велось с использованием нестандартных
уроков, а именно урок-игра, урок-экскурсия, урок-суд, урок-интервью. (См.
Приложение 1)
Процесс изучения лексики при помощи игр происходил при весьма
живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в
различных игровых моментах.
На протяжении нескольких уроков учащиеся работали с текстами
и дополнительными материалами по теме. За это время ими было выучено 25 новых слов.
После чего им давалась проблемная ситуация в нетрадиционной форме, которую им
было необходимо решить. На последнем уроке по теме « The Nature Around» в гости прилетел инопланетянин.
Он нуждался в помощи, т.к. его планета стала очень грязной, а планета Земля -
чистая и красивая. Но, от ребят он узнал, что и на Земле не все так хорошо как
он думал. Поэтому они вместе искали способы как спасти мир.
В ходе выступлений ребята использовали в речи 70-80% изученных
слов.
Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр
и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические
навыки на порядок выше, чем у них были до этого.
Так же учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета
состояла из 5 вопросов. Результаты показали, что проведенные уроки понравились
всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям
понравились: языковые игры, развлечения, тесты, использование видеофрагментов,
дополнительные задания в нетрадиционной форме ( проекты, сочинения, кроссворды,
загадки).И все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Все ребята хотели
бы видеть меня в качестве их учителя английского языка
Таким образом, гипотеза была доказана, а методическая
необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике
иностранного языка обоснована.
В результате проведенного эксперимента нами были разработаны рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1.
Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и
закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2.
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к
учебному предмету и процессу учения;
3.
Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую
очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4.
При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать
особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и
специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5.
Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно
не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на
предметы гуманитарного цикла;
6.
При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для
детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра,
творчества, радости.
Как
отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах
свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком
частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным
потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у
каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [15, с.324].
На наш взгляд одной из слабых сторон нестандартных уроков
является тот факт, что они не всегда носят более информативный характер, чем
стандартные уроки. А так как на изучение иностранного языка отводится всего 2
часа, то на такие уроки просто не остается. Но использовать некоторые элементы
таких уроков необходимо.
Заключение
Таким образом, анализ литературы по рассматриваемой проблеме
использования нестандартных уроков при овладении лексикой, исследования,
проведенные в данной работе, с большой уверенностью позволяют утверждать, что нестандартные
уроки обладают огромными потенциальными возможностями. Они предоставляют
возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать
каждого ученика в активную работу, учитывая его склонности, интересы, уровень
языковой подготовки. Причем, такие уроки содействуют поддержанию
работоспособности каждого ученика, снимают усталость, выполняют дефицит
общения, что особенно важно для современной школы с ее значительной перегрузкой
учащихся знаниями.
На основании проведенной работы можно утверждать, что нестандартные
уроки:
-
обогащают
учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая
положительный психологический климат в классе;
-
способствуют
лучшему запоминанию лексики, более качественному лексическому оформлению речевого
высказывания;
-
создают ситуацию
для употребления данного речевого образца; развивают речевую активность и
самостоятельность учащихся;
-
позволяют
реализовать воспитательные цели обучения;
-
повышают
мотивацию учащихся к учению;
-
активизируют память
и развивает личность ребенка.
Список
использованных источников
1
Выготский Л.С.
«Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Вопросы психологии: М.:
Просвещение, 1993, 221 с.
2
Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991, 267 с.
3
Гез Н.И.
«Методика обучения иностранному языку в средней школе» - М., 1982, 117 с.
4
Годника С.М.
Страницы современной педагогики: диалог теории и практики.- М., 1998, с.124
5
Кашлев С.С. «Интерактивные
методы обучения» - М., 2001, 12 с.
6
Китайгородская
Г.А «Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам», М.:
Просвещение, 1989
7
Коменский Я.А.
Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1
8
Леонтьев А. Н.
Психологические вопросы сознательности учения. – М., 1983
9
Макаренко А.С.
Соч.: в 7-ми томах, Т.1, М.: Просвещение, 1957, 368 с.
10
Маслыко Е.А.,
Бабинская П.К. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». –
Мн.: Народная асвета, 1999, 368 с.
11
Медведева О.И.
«Творчество учителя на уроках иностранного языка», М.: Просвещение, 1992, 94 с.
12
Пассов Е.И. Урок
иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988, 223 с.
13
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., 1992, 223 с.
14
Психология:
Словарь. - М., 1990, 378 с.
15
Селевко Г.К.
«Современные образовательные технологии» - М, 1998.
16
Удальцова Е.И.
«Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» – Мн.: Народная
асвета, 1976, 256 с.
17
Ушинский К.Д.
Собрание сочинений, 1958, 160 с.
18
Ушинский. К.Д.
Соч.: В 3-х томах. Т.1. - М., 1979, 436 с.
19
Хёйзинга И.
«Человек играющий. В тени завтрашнего дня» - М.: Прогресс, 1992, 190 с.
20
Шмалов С.А. «Игры
учащихся – феномен культуры»- М.:Новая школа, 1994, 290 с.
21
Эльконин Д.Б.
«Психология игры» - М., 1978, 117 с.
22
Интернет: Http://www.5balov.ru
Приложение
1
"Opposites"
Учитель называет слово, а
дети отвечают противоположным по значению.(Можно играть по командам: одна
команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).Буквы
Водящий называет букву и
кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.Возможен
вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится
каждый играющий.
"Board
race"( закрепление лексики по теме Nature)
На доску прикрепить
карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из
карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды
подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно –
команда получает очко. Etc.
"Repeat if
true"
На доске расположить 5-6
карточек. Указывая на одну из карточек, учитель называет её и описывает 2-3
предложениями. Если учитель произносит всё правильно – дети повторяют, если нет
- молчат (правильно – поднимают руки вверх/ хлопают в ладоши/ говорят:
"Yes" Etc.).
You Can not
Drink Tea Without
Нужно использовать
конструкцию You Can not и употребить пройденную лексику.
Игра в мяч.
Образуются две команды.
Представитель первой команды
придумывает предложение с изученным глаголом.
Он бросает мяч партнеру
из второй команды и называет предложение, пропуская глагол.
Поймавший мяч повторяет
предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой
команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.
“Пантомима”
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям
учащиеся догадываются и называют действия, которые показывает их одноклассник.
“Рассеянный”
Ход игры: учитель, показывая тематическую
картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить
и сказать, что на самом деле изображено на картинке.
“Помоги
слепому”
Ход игры: ученики работают в парах.
Один из них,
притворившись слабовидящим, спрашивает другого, что делают/где находятся
изображенные на картинке, которую показывает учитель.
Можно
усложнить задание, расширив его в мини-диалог.
«Угадай!»
Ход игры:
Водящий выходит
из класса, а ребята загадывают какой-либо предмет, находящийся в классе или на
столе учителя.
Затем он
возвращается в класс и задает вопросы.
Wolf and Lambs”
Ход игры:
Учитель (пастух)
выбирает водящего (волка).
У «волка» в руках
несколько карточек с крупно написанными словами.
Он обращается поочередно
к ученикам каждой команды. «Ягненок», к которому обратился «волк», должен
правильно назвать все буквы слова, написанного на картоне.
Если «ягненок»
ошибся, волк забирает его (ученик выбывает из игры).
Выигрывает та
команда, у которой «волк» забрал меньше «ягнят».
What Can
You Do with a Book?
"Children,
what can you do with a book?""What can you do at home?"
"What can a good sportsman do?" "What can a dog do?" и т. д.Эту игру можно проводить с глаголами must и may.
You Can not
Drink Tea Without
Нужно использовать
конструкцию You Can not и употребить пройденную лексику
What Is
This?
Ход игры:
У каждой команды был
набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя»
расположились напротив «учеников», «учителя» задали вопросы, а затем команды
поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.
В игре также используются
варианты речевого образца - What are these? What is that? What are those?
RHYME
MIME
(Рифмы)
Описание:
Класс делится на 2 команды. Игрок одной из команд придумывает 2 рифмующихся
слова и разыгрывает их перед своей командой. Существует ограничение времени (
1-2 минуты), за каждое угаданное слово в пределах временного лимита дается одно
очко. Когда команда А заканчивает, приходит очередь команды
TWO
– WORD VERBS
(двусложные
глаголы)
Описание:
Колода кладется вверх рубашками. Учащиеся садятся вокруг и по очереди берут
сверху по одной карте. Если ученик составляет 2 правильных предложения с
доставшимися ему глаголом, карточка остается у него до конца игры
Если
он допускает ошибку, карточка кладется вниз колоды. Побеждает тот, кто соберет
или 3 одинаковых карточки, или 10 разных.
«ЗАВЕРШИ
ФРАЗУ»
Ход игры:
необходимо
завершить начатую фразу.
«АССОЦИАЦИИ»
Ход игры:
предложенному
понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми
ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда слов следует
выделить те слова, которые наиболее точно отражает сущность рассматриваемого
понятия.
На
листе ватмана маркером (или мелом на доске) записывается рассматриваемое
понятие.
Приложение
2
Анкета
Обведите в кружок нужный
вариант ответа.
1.
Понравились ли
Вам мои уроки?
a)
Да
b)
Нет
c)
Не
знаю
2.
Узнали
ли Вы что-нибудь интересное на моих уроках?
a) Да
b) Нет
c) Не знаю
3.
Что из
использованного мною на уроках понравилось Вам больше?
a)
Игры,
развлечения;
b)
Тесты;
c)
Дополнительные
задания;
d)
Просмотр
видео;
e)
Другой
вариант.
4.
Чего бы Вы хотели
увидеть на моих уроках больше?
a)
Игры,
развлечения;
b)
Тесты;
c)
Дополнительные
задания;
d)
Просмотр
видео;
e)
Другой
вариант.
5.
Хотели бы Вы
видеть меня в качестве вашего учителя?
a)
Да
b)
Нет
c)
Не
знаю.
Страницы: 1, 2, 3
|