Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка
§
отсутствие прогноза положительных изменений - роста качества
формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся, его развивающие
возможности;
§
преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается
внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его тематическое
содержание.
§
перегрузка некоторых уроков учебным материалом. Особенно это
относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным
формам урока. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим
материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты
интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка
незначительна [5, с.12].
Мнения
педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической
мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот,
считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным
отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не
умеющих серьезно трудиться. Из таких уроков невозможно построить весь процесс
обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для
учащихся. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации,
методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со
строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие
уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму
работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени,
отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Поэтому
для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать
традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения это способствует росту их
активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов
учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности
процесса обучения [8, с.378].
Сегодня
практически любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности
нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового
стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и
эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного
количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной
творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм
обучения.
Подводя итог, можно
сказать, что нестандартный урок – органичное сочетание образования,
развития и воспитания. Нестандартные уроки нравятся детям, т.к. они творческие
и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто
проводить нестандартные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень
эффективности снизится.
1.3 Классификация
уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Мы установили, что
нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и,
тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность
развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их
применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и
совсем другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать
и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации,
творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.
Такой урок может
сохранять традиционную структуру, то есть организационный момент, сообщение
новых знаний, контроль изученного, а может быть оригинальным за счет изменения
последовательности обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д.
Эти «увлекательные»
дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока, и как урок,
полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня
насчитывается более 100 типов, даже разработана их классификация.
В классификации, которую
предлагает В.А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная
их нестандартными формами [13, с.223, рис. 1].
Рис. 1 - Классификация нестандартных
уроков
По форме проведения
можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме
соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль,
КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на
формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:
исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая
атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на
нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение,
урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие
публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг,
регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог,
«живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на
фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на
имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк,
патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках
урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки»,
утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения,
диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация
традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос,
экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита
читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Мы предлагаем следующую классификацию
нестандартных уроков для обучения лексике в средней школе:
2. Уроки, направленные на
установление межпредметных связей: урок-проект, интегрированный урок.
3. Уроки творчества: Урок-экскурсия,
урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, урок-суд, урок-сказка.
Глава
2. Исследование влияния нестандартных форм уроков на формирование лексических
навыков
2.1 Методические
аспекты использования игры в обучении лексике
Об
обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги
справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе
обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности
человека, ребенка в особенности.
Игра - особо
организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как
выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность
играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает
богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра
прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том
числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым
ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в
игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными,
чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,
ощущение посильности заданий - все. это дает возможность ребятам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и
благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой
материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я
уже могу говорить наравне со всеми». [21, с.117]
Главным
элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она
помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в
жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми,
она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры,
то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где
эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра - это:
1) деятельность (в нашем случае -
речевая);
2) мотивированность, отсутствие
принуждения;
3) индивидуализированная деятельность, глубоко
личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и
через коллектив (А.В. Петровский):
5) развитие психических функций и
способностей;
6) «учение с увлечением» (говоря
словами СЛ. Соловейчика).
Игру так же
рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность
для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально
приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -
эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игры
способствуют выполнению важных методических задач:
-созданию
психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению
естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
-тренировке
учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровые формы
обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей
деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой
деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной,
если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе
которой учащиеся усваивают приемы учения.[16, с.256]
Технология
игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы
своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и
программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.[11, с.94]
Говоря об игровом обучении
иностранным языкам и иноязычному общению, мы часто обращаемся к классификации
игр, разработанной Е.А. Маслыко. В данной классификации игры делятся на 5
групп, внутри которых могут выделятся подгруппы.
1 группа - языковые игры. Они
предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических
навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном
этапе овладения иностранным языком. В данной группе выделяют 5 подгрупп:
Ø
фонетические
игры;
Ø
орфографические
игры;
Ø
игры для работы с
алфавитом;
Ø
лексические игры;
Ø
грамматические
игры.
2 группа - игровые упражнения для работы с
лексическим и грамматическим материалом. Их основной задачей является
управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них
лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной
самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами
употребления конкретных языковых единиц. Игровой аспект в разных упражнениях
выражен неодинаково - от полного использования игровой деятельности обучаемых
до сугубо дидактических игр.
3 группа игр - психотехнические игры для обучения
навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний. Основными
функциями таких игр являются:
Ø
создание у
обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном
занятии определенной ситуации;
Ø
реализация дидактической
основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических
действий с речью на иностранном языке;
Ø
интенсивная
тренировка употребления лексического и грамматического материала.
4 группа - игровые упражнения для обучения
иноязычному общению. Они позволяют организовать целенаправленную речевую
практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках
навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов
взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования
многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения
информации, доказательства и т.д.). Цель таких игр составляет речевая
тренировка на иностранном языке. Преподаватель сообщает обучаемым игровую цель,
которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь
становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной
речевой деятельности обучаемых. В данной группе игр можно выделить следующие
подгруппы:
Ø
игровые
упражнения для речевой разминки;
Ø
игры типа
интервью для активизации навыков и умений в системе «диалог - монолог в
диалоге»;
Ø
игры на догадку;
Ø
игры на
совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, ролевые
Ø
игры.
5 группа игр - деловые игры
Учебная деловая игра представляет
собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной
деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования
имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования
их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как
средством профессионального общения и предметом изучения.
Так же игры можно
разделить на:
1. Игры с буквами. 2. Игры со
словами. 3. Синтаксические игры. 4. Игры с текстом. 5. Грамматические игры. 6.
Поэтические игры. 7. Корректировочные игры. 8. Загадки, ребусы. 9.
Интерактивные игры [10, с.368]
На уроках игры следует использовать в
следующих целях:
ü формирование определенных навыков;
ü развитие определенных речевых умений;
ü обучение умению общаться;
ü развитие необходимых способностей и
психических функций;
ü познание;
ü запоминание речевого материала.
Существуют и основные организации
игры:
ü Отсутствие принуждения любой формы
при вовлечении детей в игру.
ü Принципы развития игровой динамики.
ü Принципы поддержания игровой
атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
ü Принципы взаимосвязи игровой и
игровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых
действий в реальный жизненный опыт детей.
ü 5. Принципы перехода от простейших
игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана
с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил -
от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе,
от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным,
«вечным». [13, с.223]
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что игра
- особо организованное занятие,
требующее напряжения эмоциональных и умственных сил;
- это мотивированная индивидуальная
личностно-значимая речевая деятельность, в ходе которой учащийся обучается и
воспитывается в коллективе и через коллектив, развивает психические функции и
способности, в основе которой лежит интерес.
2.2 Использование
уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных
уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и
проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
Говоря об организации и
проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено
несколько принципов:
1. максимальное
вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке;
2. не развлекательность,
а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
3. развитие функции
общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;
4. «скрытая»
дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям;
5. использование оценки в
качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Помимо принципов
исследователи относят к весьма значимым условиям организации периоды подготовки
и проведения нетрадиционных уроков. Выделяют три периода: подготовительный,
собственно урок и его анализ.
В подготовке к уроку
обучающиеся принимают активное участие, которое может выражаться в подготовке
сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении
необходимого дидактического материала.
На самом уроке
обучающиеся изучают новый материал или систематизируют ранее полученные знания
в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.
На этапе анализа
проведенного урока исследователи рекомендуют оценивать не только результаты
достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картину
общения – эмоциональный тонус урока.
Страницы: 1, 2, 3
|