Использование наглядных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
Данные таблицы говорят о том, что пять детей,
которые имели средний уровень, показали высокий. Низкого уровня не
зафиксировано.
Состояние фонематического слуха определялось
теми же заданиями.
Данные результатов занесены в таблицу 2.3.2
(см. Приложении 16).
Анализируя показатели данной таблицы, мы
пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 100% детей.
Для обследования звукопроизношения были взяты
задания, используемые нами на констатирующем этапе.
Система оценки исследования звукопроизношения
осталась прежней.
Показанные результаты занесены в таблицу 2.3.3
(см. Приложение 17).
Данные таблицы говорят о том, что высокого
уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 8 детей.
Низкий уровень наблюдается у двоих детей.
Результаты, полученные в ходе
экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 2.2
Таблица 2.2
Состояние звукопроизношения, артикуляционной
моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
|
Уровни
сформированности, количество детей
|
Разделы
логопедического обследования
|
Состояние
артикуляционной моторики
|
Состояние
звукопроизно-
шения
|
Состояние
фонематическо-го восприятия
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Высокий уровень
|
10
|
10
|
1
|
4
|
10
|
15
|
Средний уровень
|
2
|
5
|
8
|
10
|
5
|
-
|
Низкий уровень
|
3
|
-
|
6
|
1
|
-
|
-
|
А – констатирующий этап Б –
контрольный этап
Количественная оценка результатов
коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества
баллов речевого развития в группе дошкольников
После проделанной коррекционной работы по
звукопроизношению было выявлено, что
У Петра Н. появился звук [с], закрепили
его в слогах и словах, дальнейшая работа – введение звука во фразовую речь.
У Марии Р – звук [л] поставили,
ввели в слоги, дальнейшая работа – введение в слова и в предложения.
Ульяна С. – научилась различать на слух
сходные звуки [с] и [ш], но при
произношении иногда ещё смешивает их. Работу по дифференциации звуков в
предложении продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук [р].
Слава П.– звук [л] закреплён в
слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.
Василий Д. – поставили звук [с], ввели и
автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в
словах, вводить в предложения.
Таким образом, логопедические мероприятия и
педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта,
разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению
нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Устранение нарушений звукопроизношения у
дошкольников с дислалией – одна из важнейших задач логопедии. От её решения
зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее
развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и
логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с
дислалией.
Анализ научной и методической литературы по
проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
Дислалия – это речевое нарушение, при котором
ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или
смешивает их между собой.
Существует две основные формы дислалии в
зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект
звукопроизношения: функциональная и механическая.
В тех случаях, когда не наблюдаются
органические нарушения говорят о функциональной дислалии.
При отклонениях периферического речевого
аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.
В свою очередь, функциональная дислалия
включает в себя три основные формы:
Акустико-фонематическая – в основе этого вида
лежит недостаточность фонематического или слухового восприятия;
Артикуляторно – фонематическая – заключается в
том что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и
заменяются.
Артикуляторно – фонетическая – включает в себя
дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися
позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно данной системе языка.
Логопедическую работу по преодолению дислалии
необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.
Для успешной коррекции нарушений
звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный
подход, который предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных
особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого
дефекта.
- использование методов обучения, выбор
которых зависит от этапа логопедической работы.
Коррекционная работа по устранению нарушений
звукопроизношения включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. На котором идёт
подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному
восприятию и воспроизведению звуков.
Второй этап – постановка звука. Цель данного
этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного
звука.
На третьем этапе проводится работа по
формированию правильного произношения звука во фразовой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение
различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Для подтверждения теоретических выводов нами
проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов:
констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента
диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень
развития речи детей и наличие дефекта.
Результаты данного этапа показали, что у пятерых
детей высокий уровень развития артикуляционной моторики и фонематического
восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики и
фонематического восприятия так же показали пять детей. Состояние
звукопроизношения у четверых детей зафиксирован средний уровень и шесть детей
показали низкий уровень развития.
Для устранения нарушений выявленных на
констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по
устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую
механизм и структуру дефекта.
На основе результатов обследования с учётом
дефектов, дети были разделены на две группы:
1 группа – дети с артикуляторно – фонетической
дислалией;
2 группа – дети с артикуляторно –
фонематической дислалией.
При работе с первой подгруппой работа была
направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование
фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.
При работе со второй подгруппой были
использованы упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и
операций звукового анализа.
В результате проведённой работы на формирующем
этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей,
улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
Результативность работы была продемонстрирована
при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.
Данные, полученные на контрольном этапе,
говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в
группе дошкольников.
Состояние артикуляционной моторики по сравнению
с констатирующим этапом высокий уровень показали 10 детей – это составило 100%.
Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе
улучшилось на 50%.
Изменились уровни и состояния
звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития
показывали четверо детей, то на контрольном этапе у восьми детей. Низкий
уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза.
Таким образом, цель, задачи нашего
исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению
нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной,
если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы
развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и
структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.
1.
Алексеева А. М. , Яншина
В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч.
пособие. – 3-е изд., - М. Академия, 1998. – 400с.
2.
Алтухова Н. Г. Научитесь
слышать звуки. – СПб., 1999.
3.
Аркин Е. А. .Вопросы
советского дошкольного воспитания. – М.,1950.
4.
Баренцева Н. С. ,
Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
5.
Беккер К. П., Совак М.
Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981.
6.
Белобрыкина О. А. Речь и
общение. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,
1998 – 240с
7.
Бельтюков В. И. Значение
исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и
логопедической практики // Дефектология. - №3. 1977.
8.
Бельтюков В. И. Механизмы
овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №1,1978.
9.
Бельтюков В. И., Салахова
А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология.
№5, 1976.
10.
Бондаренко А. Н..
Словесные игры в детском саду. 2-е издание. - М.: Просвещение . 1977.
11.
Волкова Г. А. .
Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и
проведение коррекционных занятий. – СПб.;1992.
12.
Венгер Л. А. , Пилюгина
Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.; Просвещение, 1988.
13.
Воспитание и обучение
детей с расстройствами речи. – М. ; 1968.
14.
Выготский Л. С.
.Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В. В., - М.; 1991.
15.
Гаркуша Ю. Ф. . Система
коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. –
М.; 1992.
16.
Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю.
С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред.
Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.
17.
Гвоздев А. Н. Вопросы
изучения детской речи. – М.; 1961.
18.
гойхман О. Я. , Надеина
Т. М. .Основы речевой коммуникации. Учеб. Для вузов. //Под ред. Гойхмана О. Я.
– М.; ИНФРА – М., 1997. – 272с.
19.
Дефектологический
словарь. – М.; 1970.
20.
Ефименкова Л. Н.
Формирование речи у дошкольников. – М.; 1985.
21.
Жинкин Н. И. . О теориях
голосообразования //Мышление и речь. – М.; 1963.
22.
Жукова Н. С., Мастюкова
Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –
М.; 1990.
23.
Занятия по развитию речи
в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада. // Под ред. Ушаковой О. С.
– М.; Просвещение, 1993. – 271с.
24.
Зуева Л. Н. и др. Думай –
говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. для
воспитателей дет. сада, педагогов и родителей. – М.; Просвещение, 1996. – 79с.
25.
Каше Г. А., Филичёва Т.
Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.,
1978.
26.
Ковшиков В. А. . Принципы
формирования языкового механизма у детей. Межвуз. сборник научных трудов.
Принципы и методы логопедической работы. – Л.; 1994.
27.
Логопедия. // Под ред.
Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.
28.
Логопедия: Учебн. Пособие
для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.
29.
Левин Р. Е. О генезе
нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии. – М.; 1959.
30.
Львов М. Р. Основы теории
речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.; Академия, 2000. – 247с.
31.
Миронова С. А. Развитие
речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.; 1991.
32.
Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.
33.
Основы теории и практики
логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.
34.
Парамонова Л. Г.
Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.
35.
Парамонова Л. Г.,
Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. – СПб.; Дельта,
1999. – 208с.
36.
Пиаже Жан. Речь и
мышление ребёнка. – СПб.; Союз, 1997. – 256с.
37.
Резниченко Т. С, Ларина
О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. – М.;
Владос, 2000. – 96с.
38.
Селиверстов В. И. Речевые
игры с детьми. – М.; 1994.
39.
Сергеев Ф. П. Речевые
ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1999. – 96с.
40.
Ткаченко Т. А. Если ребёнок
плохо говорит. – СПб.;1997.
41.
Ты и твоя речь: Для
обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. – Екатеринбург:
У-Фактория, 1998. – 141с.
42.
Ушакова О. С. Развитие
речи дошкольников. – М.; Издательство института психотерапии, 2001. – 240с.
43.
Филичёва Т. Б., Туманова
Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.
44.
Фомичева М. Ф. Воспитание
у детей правильного произношения. – М.; 1981.
45.
Швайко Г. С. Игры и
игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.;
Просвещение, 1983.
46.
Шмаков С. А. От игры к
самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.; Новая школа, 1993.
47.
Филичёва Т. Б. Чевелёва
Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.; 1987.
48.
Хрестоматия по теории и
методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для
студентов. – М.; Академия, 1999. – 560с.
49.
Хватцев М. Е.
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.; 1961.
50.
Хватцев М. Е. Логопедия:
работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|