бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование наглядных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией бесплатно рефераты

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог — это естественная для звука форма его реализации в речи... Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка с дислалией не нарушены.

По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.

Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Случаи сложных или комбинированных функциональной и механической дислалии требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.[19]

Таким образом, содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников является:

·                  педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

·                 основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

·                 осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

·                 принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в  потоке речи;

·                 безошибочно использовать звук во всех видах речи.

         Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы:

коррекционная работа будет строиться с учётом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта.

Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности  каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.


2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств

 

2.1. Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников


Исследование проводилось на базе детского сада № 10 «Сказка», п.  Лучегорска. 

В эксперименте принимали участия 15 детей с различными нарушениями звукопроизношения 4 – 5 лет. Работа по обследованию проводилась с сентября по ноябрь 2004 года.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

На  констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения.

2. Выявить особенности фонематического восприятия

3. Выявить нарушения звукопроизношения;

1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. (см. приложение 1)

Для исследования артикуляционной моторики мы использовали  тестовые задания (см. Приложение 2), которые включали динамические и статические упражнения.

№1 Исследование артикуляционной моторики.

1балл – правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25балла – выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);

0баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество баллов – 5

От 1 – 3 балла (низкий уровень)

От 3 – 4 балла (средний уровень)

От 4 – 5 балла (высокий уровень)

Исследование подвижности  артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные можно представить в виде таблицы 2.1.1 (см.  Приложение 3)

При обследовании 15 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы. У детей, где есть нарушения это группа «А», а где нет нарушений эта группа «Б»

У Ульяны С. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать,  язык в  нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.

У Ульяны С. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения. Девочка не могла:

—  удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

—  облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

—   произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

—  удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

—   пощелкать языком (3-5 раз);

—   пощелкать языком («погонять лошадок»);

—  имитировать языком положение «трубочки»;

—  произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.

Нарушения строения  артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией (группа «А»). (см. Приложение 4) в таблице 2.1.2

После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у Ульяны С. У нее есть упражнения, где она не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе  проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата.

Рис.2.1 Состояние артикуляционной моторики дошкольников с дислалией

Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются  затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Пети Н. и Марии Р. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:

—  облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

—   произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

—  удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

—   пощелкать языком (3-5 раз);

—   пощелкать языком («погонять лошадок»);

—  имитировать языком положение «трубочки»;

В этих упражнениях не было

—   четкости артикуляционных движений;

—   быстроты и плавности их воспроизведения;

—  умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2. Состояние фонематического слуха определялось с помощью заданий: (покажи где?)

Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.

1)                кот – год, 2) мишка – мышка, 3) лук – люк, 4) софа – сова, 5) шар – жар;

(повтори слоговые цепочки)

Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.

1) ба – па, па – ба, 2) са – ша, ша – са, 3)ша– жа – ша, жа – ша – жа, 4) ца – са – ца, са – ца – са, 5) ра – ла – ра, ла – ра – ла. см. (см. Приложение 5)

Система оценки состояния фонематического восприятия

1 балл – точное, и правильное воспроизведение; : слоговой структуры, правильный показ картинки.

0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. (ба – па, ба – па);показ картинки после стимулирования

0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов – паратипов как одинаковых.

0 – балла – отказ, невозможность восприятия.

Максимальное количество баллов – 10

Были определены уровни состояния фонематического слуха: Высокий уровень – 8 – 10 балла

Средний уровень – 5 – 8 балла

Низкий уровень – 5 и меньше.

Результаты показаны в таблице 2.1.3 (см. приложение 6)

Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у пятерых детей, это составило (30%) и у десятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило (70%) детей.

При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.

Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.

Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки – символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:

1) собака – маска – нос, сено – василёк – гусь (см. Приложение 7)

замок – коза, зима – магазин – карточка – символ З

цапля – яйцо – огурец – карточка – символ Ц

Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку – символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.

Итог занятия

Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?

Дети: поочередно произносят звуки, и показывают, какой звук звучит твердо, а какой мягко.

Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков

Инструкция: Детям раскладывают на стол картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок  берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме.

2) шуба – кошка – камыш (см. приложение 8)

жук – ножи

щука – вещи – лещ

чашка – очки – мяч 

Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р. (см. Приложение 9)

Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3) рыба – корова – топор                         5) кот – сокол - клубок

река – варенье – дверь                         гусь - бумага

4) лампа – молоко – мел                                хлеб – сахар - петух

лента – колесо – соль                          йод – майка – трамвай

Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 – свистящие, 2 – шипящие, 3 – р, р’, 4 – л, л’, 5 – остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.

3 балла – правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы

Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов – 15.

Были определены уровни состояния звукопроизношения.

Высокий уровень – 14 – 15 баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 10 и меньше баллов

Результаты показаны в таблице 2.1.4 (см. Приложение 10)

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень  показал только один ребенок, средний уровень зафиксирован у восьми  детей и у шестерых детей наблюдается низкий уровень.

На основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена механическая дислалия. Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р – р’, л – л’.

На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.

1 группа – дети с нарушением свистящих;

2 группа – дети с нарушением шипящих;

3 группа – дети с нарушением сонорных.

Так же учитывался вид дислалии:


1 группа – дети с артикуляторно - фонетической дислалией (Слава П.,. – двугубный [л];Василий Д. – межзубное произношение свистящих). Таких детей было три человека.


2 группа – дети с артикуляторно-фонематической дислалией (Ульяна С. – заменяет [ш] на [с], [ж] на [з], [щ] на [с’], [р] на [л], [л’] на [й];


3 группа – дети с наличием фонетического и фонематического дефекта (Петр Н. – межзубное произношение свистящих, шипящих и заменяет [р] на [л], [р’] на [л] на [л’]; Мария Р. – горловой [р, р’], заменяет [л, л’] на [ы];

Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем  этапе. Мы свели все показатели в сводную таблицу 2.1

Таблица №2.1

Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.


Уровни сформированности,

количество детей

Разделы логопедического обследования

Состояние артикуляци-онной моторики

Состояние звукопро-изношения

Состояние

Фонематичес-кого восприя-тия

высокий

10

1

10

средний

2

8

5

низкий

3

6

-

2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств


Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5