Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития
Дай
название
Цель
игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями
наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация:
игра может проводиться
как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо
предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображения (например, игрушки —
мячик, матрешка, кукла, машинка).
Ход
игры: педагог предлагает
рассмотреть предметы (или их изображения) и дать им общее название.
Неправильные ответы разбираются.
Отгадай
загадку
Цель
игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями
слушания, обобщения, самоконтроля.
Организация:
игра проводится
фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов,
(например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре
ушка» и т.д.).
Ход
игры: педагог загадывает
загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы
разбираются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРУШКИ
ЦЕЛЬ: отследить
возможности развития у детей художественно-творческих способностей, начать
приобщение ребят к народному творчеству.
ЗАДАЧИ:
Ø
Образовательная:
- познакомить детей с загадками на музыкальную тему;
- вспомнить с детьми
музыкальные произведения, написанные детьми;
- способствовать знакомству
детей с народным творчеством;
Ø
Воспитательная: -
способствовать воспитанию любви к русской народной музыке;
- воспитывать чувство
коллективизма;
Ø
Развивающая: - способствовать развитию
художественно-творческих способностей;
- способствовать развитию
музыкального слуха, памяти, мышления, речи, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла
Петрушки, фишки, магнитофон, кассеты с музыкой, листы бумаги, карточки с
названиями станций.
Работа с ассистентом,
который включает и выключает музыку, а также вывешивает названия станций.
Ход мероприятия.
(русская народная музыка)
Я с детьми захожу в
кабинет. Мы держимся за руки и в кабинете водим хоровод. (музыку выключается)
-Какое настроение вызвала
у вас эта музыка?
Дети высказываются.
-А знаете почему мы с
вами сейчас водили хоровод?
-Нет.
-Потому что раньше наши
предки в праздники и когда хотели повеселиться, поиграть водили хороводы. А вы
хотите сейчас поиграть и повеселиться?
-Да.
-Так давайте отправимся в
музыкальное путешествие. Но отправимся не одни, нас будет сопровождать
Петрушка.
(ставлю Петрушку на
видное место)
-В путешествии вам надо
будет отвечать на вопросы, а кто лучше всех будет отвечать, тем Петрушка будет
давать фишки.
Итак, отправляемся.
(музыка)
Беремся с детьми за руки
и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-Вот мы и прибыли на
первую станцию, которая называется «Угадай мелодию». (ассистент включает музыку,
дети угадывают и получают за ответы фишки)
1. Во поле береза стояла.
2. В траве сидел
кузнечик.
3. Колыбельная «Спокойной
ночи, малыши».
4. Песенка мамонтенка.
-Молодцы. Движемся дальше.
(музыка)
Беремся с детьми за руки
и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-А вот и вторая станция.
Как она называется?
-«Отгадывание загадок»!
-Верно. Вам надо будет
отгадать загадки.
1. Сам пустой, голос
густой,
Дробь отбивает, ребят
созывает.
Барабан.
2. В руки ты ее возмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?
Гармонь.
3. За окном шумит буран,
За стеной поет…
Баян.
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет, заливается.
Как называется?
Балалайка.
После каждого правильного
ответа звучит соответствующая музыка.
-Отправляемся с Петрушкой
дальше.
(музыка)
(хоровод)
(музыка выключается)
-Следующая станция
«Отгадывание кроссворда».
(дети разгадывают
кроссворд)
-Следуем дальше.
Станция «Угадай
инструмент»
-Сейчас прозвучит русская
народная музыка, вам надо будет назвать инструменты, которые вы услышали. За
каждый правильный ответ Петрушка, как всегда даст фишку.
(дети отгадывают, какие
инструменты звучат)
-Молодцы. Отправляемся
дальше.
Станция «Нарисуй-ка».
-Теперь вы будете
рисовать. Садитесь на свои места. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны
нарисовать то, на что она вдохновляет вас. Доставайте свои карандаши и
фломастеры.
(выдаю листочки)
(звучит музыка «Во поле
береза стояла»)
(дети рисуют)
-Нарисовали? Молодцы.
Сейчас пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал
и почему.
(дети выходят по очереди)
-Сегодня мы
путешествовали вместе с Петрушкой, ему очень понравилось с вами, и он
приготовил вам подарки.
(достаю мешочек и даю
каждому по конфетке)
-Что надо сказать
Петрушке?
-Спасибо!
-А теперь давайте узнаем
какое у вас настроение. У каждого из вас на партах 3 кружочка: красный
обозначает радость, синий – немного грустно, а черный – плохое настроение.
Поднимите те кружочки, которые определяют ваше настроение.
-Спасибо за занятие. Мне
и Петрушке очень понравилось путешествовать с вами, но, к сожалению, надо
расставаться. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА
ТЕМА: ВЕСНА
НАЗВАНИЕ: Дудочка
ЦЕЛЬ: определить уровень
развития у детей художественно-творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Ø Образовательная: способствовать
знакомству детей с народным творчеством.
Ø Воспитательная: - способствовать
воспитанию любви к народным праздникам;
- способствовать
воспитанию чувства коллективизма.
Ø
Развивающая: - способствовать развитию
художественно-творческих способностей;
- способствовать
развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать
различные ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: костюм
пастушка и зайчика; макет березы; музыкальные инструменты: дудочка,
треугольник, бубен.
Ход праздника.
Дети входят в зал.
Ведущий: Смотрит солнышко
в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши
(хлопают):
Очень рады солнышку.
-Ребята, посмотрите, где
у нас солнышко? Как стало тепло! Солнечные лучики согрели нашу березку, и она
ожила. Что появилось на веточках?
Дети: Листочки!
Ведущий: Верно. Она стала
красивая, молодая. Мы ее порадуем и расскажем стихи о нашей березоньке.
(стихи детей о березе)
Ведущий: А теперь давайте
поводим хоровод для нашей березки.
(хоровод «Ай, да
березка»)
(дети садятся, ведущий
зовет ребенка, одетого в пастушка)
Ведущий: Кто там вышел на
лужок,
На зеленый бережок?
Кто играет на дуде?
Где он? Где?
Пастушок: Это Ваня –
пастушок
Выгнал коз на бережок.
Льется песня по утру:
Ту-ру-ру.
Ведущий: Ах, какой
красивый пастушок! Покажи-ка нам свою дудочку. Какая она красивая! Ни один
праздник без нее не обходится. Ты сыграй, а мы послушаем.
(звучит музыка дудочки,
ребенок имитирует игру на инструменте)
Пастушок: Как без дудки,
Вот беда!
Ходят ноги не туда.
А как дудочку почуют,
Сразу ноженьки танцуют!
(танец «Полька – Янка» с
пастушком.
Белорусский народный
танец)
Ведущий: Хорошо
танцевали, ребята. Только что-то наш пастушок загрустил. Что случилось?
(пастушок молчит,
плачет)
Ведущий: Ай, ду-ду,
ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
Как наш праздник
продолжать?
Надо дудочку искать!
-Давайте все вместе
искать дудочку пастушка.
(все ищут)
Ведущий: Как помочь
пастушку? Кто знает?
(выбирает ребенка)
Ребенок: Лишь заря на
дворе,
Утка в дудочку играет,
А утята подпевают.
(хоровод «Веселая
дудочка», муз. Красева)
Ведущий: Веселая дудочка
у утки. Это твоя, пастушок?
Пастушок: Нет.
Ведущий: Ну что ж, будем
искать дальше. Смотрите, ребята, музыкант идет. Что у него за инструменты?
(музыкант показывает,
дети называют: треугольник, бубен, дудочка)
Ведущий: Пастушок, а эта
дудочка твоя?
Пастушок: Нет.
Ведущий: Не нашли мы
дудочку у музыканта, может нам сделать новую? Савка и Гришка умеют.
(«Савка и Гришка» -
белорусская народная песня. Инсценировка)
Ведущий: Нет, все не то.
Уже праздник кончается, а мы все дудочку никак не найдем. Смотрите, вон зайчик
бежит, дудочку несет!
Зайчик: Я узнал про ваше
горе,
Бегал в лес и бегал в
поле,
И по лугу я скакал.
Всюду дудочку искал.
А нашел я под березой,
Там в нее играли козы.
Ведущий: Играй, пастушок,
в свою дудочку и собирай всех ребят на веселую пляску!
(«На зеленом лугу» -
змейка и свободная пляска)
Ведущий: Ребята, а еще
под березой зайчик нашел вот этот узелок. Это не твой пастушок? Давайте
посмотрим, что в нем!
(раздача подарков)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: МАСЛЕНИЦА
ЦЕЛЬ: продиагностировать
развитие художественно-творческих способностей у детей.
ЗАДАЧИ:
Ø
Образовательная:
познакомить детей с праздником «Масленица», через произведение П.И. Чайковского
Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;
Ø
Воспитательная:
способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;
Ø
Развивающая: способствовать
развитию художественно-творческих способностей, умения слушать и анализировать.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел,
кассета, магнитофон, рисунки с изображением природы.
Ход мероприятия.
Этапы
|
Вре-мя
|
Частные задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Орг. момент
Основная часть
|
1΄
35΄
|
Настроить детей на урок.
Подвести к теме.
Развитие мышления.
Развитие внимания, умения
анализировать
Кратко познакомить с композитором
П. И. Чайковским и его творчеством.
Развитие умения слушать и
анализировать
Познакомить детей с обычаями
проведения праздника «Масленица».
Развитие воображения.
Выявить знания, полученные на
занятии.
Рефлексия занятия детьми.
|
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Скажите, какой самый веселый,
шумный, общенародный праздник в конце февраля, начале марта?
-Кто сможет описать природу в это
время: конец февраля, начало марта, т. е. переход зимы в весну?
как еще, кроме словесного описания,
можно изобразить красоту природы? Через что?
-Посмотрите на эти иллюстрации на
доске.
-По каким признакам мы можем
определить, что это конец зимы, начало весны?
-Давайте попробуем увидеть красоту
природы в музыкаль-ном произведении П. И. Чайковского.
Кто такой П. И. Чай-ковский?
-А что вы о нем знаете? Может
что-нибудь связано с его именем?
П.И. Чайковский очень любил Родину
и русскую природу.
Свою любовь он воплотил в одном из
произведений, которое мы сейчас послушаем. Слушайте внимательно. (включаю
музыку)
-Какой характер музыки?
-Что хотел передать через музыку П.
И. Чайковский?
-Что вы представляли, слушая музыку?
Какую картину?
-Как бы вы назвали это
произведение?
-А вот П. И. назвал его «Февраль».
-Ребята, может кто-нибудь услышал в
произведении отклики Масленицы?
-А что делают в Масленицу?
-А кто-нибудь из вас знает почему
возникло такое название?
-Название «Масленица» возникло
потому что на этой неделе по обычаю мясо исключали из пищи, а молочные
продукты разрешалось употреблять – вот и пекут блины масленые.
-А почему пекут именно блины?
-Верно. Масленица длится целую
неделю, каждый день недели имеет свое название:
Понедельник – Встреча;
Вторник – Заигрыш;
Среда – Лакомка;
Четверг – Разумей;
Пятница – Тещины вечера;
Суббота – Золовкины посиделки;
Воскресенье – Прощеный день.
-Что происходит в конце праздника?
-А зачем сжигают чучело?
-Зиму принято изображать в виде
соломенного чучела, в женском платье. В начале недели чучело встречают, а в
последний день с шумом, смехом сжигают на огромном костре. Прогоняют зиму.
А чтобы позвать весну, поют
различные заклички.
А еще люди стряпают печенья в виде
птичек.
-Ребята, я вам сейчас включу
музыку, которая тоже называется «Февраль». А вы должны будете нарисовать то,
что представляете.
(раздаю листочки)(включаю
музыку)Теперь пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что
нарисовал и почему
.-Что нового вы узнали на занятии?
-Чем вам понравилось занятие?
А чем не понравилось?
-Спасибо за занятие.
|
Садятся
-Масленица.
-Птички прилетают
-Капель.
-Солнышко начинает пригревать.
-Ручейки появляются.
-Снег начинает таять.
-Через рисунки.
-Картинки и фото-графии.
-Стихи.
-Музыку.
Высказываются.
-Музыкант.
-Композитор.
-г. Чайковский.
-Театр оперы и балета им. П.И.
Чайковского.
Слушают.
-Веселый.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются.
Выказываются.
-Пекут блины.
-Ходят в гости.
-Жгут чучело.
-Нет.
-Потому что блин олицетворяет солнце.
-Катаются на лошади.
-Сжигают чучело.
Высказываются.
Рисуют.
Демонстрируют рисунки.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
ЦЕЛЬ: сравнить уровень
развития художественно-творческих способностей на начало проведения
эксперимента и на конец.
ЗАДАЧИ:
Ø
Образовательная:
познакомить детей с историей колыбельной песни;
Ø
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса и любви к музыке;
Ø
Развивающая:
способствовать развитию художественно-творческих способностей, развитию
музыкальных знаний и творческого воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: кассета,
магнитофон, листы бумаги, фломастеры, карандаши.
Ход мероприятия.
Этапы
|
Время
|
Частные задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Орг. момент.
Вводная часть
Изучение нового материала
Итог.
Рефлек-сия.
|
1΄
5΄
15΄
|
Организовать детей.
Настроить детей на дальнейшую работу.
Познакомить детей с историей возникновения
колыбельных песен.
Воспитание любви к мамам и песням.
Развитие знаний о композиторах
Развитие мышления, внимания и
умения слушать.
Развитие мышления.
Развитие внимания, умения слушать.
Развитие умения сравнивать.
Подведение итогов.
Рефлексия детей.
Развитие воображения, фантазии,
мелкой моторики.
Развитие речи.
|
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
(включаю муз. фон)
-Спи, младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
М. Лермонтов.
Появился на свет маленький человек,
и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Не понимает,
конечно, малыш, что звучит над ним песня – хоть и с простыми, но очень
ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной мелодией. Не понимает, а
все равно услышит, успокоится и заснет. Когда мама поет своему малышу колыбельную
песню, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой».
Нет. Она просто убаюкивает малыша. И входит музыка с колыбельной песней с первых
же дней в жизнь ребенка как частица самой этой жизни.
Сегодня на уроке музыки мы
познакомимся с жанрами колыбельных песен.
Вспомните, вам мама пела
колыбельные песни?
-А какие, например? Кто помнит?
-Колыбельные песни – это первые
мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Они появились давным-давно,
в глубокой древности.
Ребята, а вы знаете почему эти
песни называются колыбельными?
-Раньше, да и сейчас делают детские
кроватки так, чтобы их можно было покачивать и назывались они «колыбелью» от
слова «колебать» или «качать». Поэтому песни, которые пели у колыбели стали
называть «колыбельными».
Ребята, а как вы думаете, раньше колыбели
в деревнях и колыбели в богатых домах были одинаковыми?
-А почему?
-Да, ребята. В деревнях колыбель
висела на веревках и кто мимо пройдет, тот ее и подкачнет, а назывались эти колыбельки
«зыбочки». А вот в богатых домах колыбели стояли на ножках, похожих на лыжи и
рядом с колыбелью сидела няня и качала ее ровно и аккуратно. Откуда же
взялись колыбельные песни? А это мама придумывала ласковые слова на ходу и
перепевала их несколько раз и получалась песня. Другая мама пела по-своему
самые красивые и нежные песни. И они передавались из поколения в поколение. А
кто их сочинил уже никто не помнит. Вот и получилось, что песни придуманы
народом. Их и назвали «народные колыбельные».
Ребята, а кто еще кроме народа продумывает
стихи, сочиняет музыку, мелодии?
-Да. Композиторы и музыканты
сочиняют и воплощают в жизнь свои задумки. Каких композиторов вы знаете?
-А колыбельные всегда со словами
или бы-вают без слов?
-Давайте послушаем колыбельную П.
И. Чайковского в инстру-ментальном исполне-нии.
(включаю)
-Какое у вас сейчас состояние, настрое-ние?
-Да, ребята. Мы рас-слабляемся и
отды-хаем, когда слушаем тихую и нежную ме-лодию.
-Но ведь еще бывают колыбельные со
слова-ми
Скажите, какое со-держание таких ко-лыбельных?
-А теперь давайте послушаем
колыбель-ную со словами. Ее сочинил Шуберт.
(включаю)
-Какой характер музы-ки?
-Какое у вас настрое-ние?
-А кого из этой песни вы запомнили?
-Какие это животные?
-Да. Животные в колыбельных песнях
все ласковые и добрые. Они помогают ребятам заснуть и ощутить теплоту и
заботу.
Кто-нибудь из вас слышал уже эту колыбельную?
-Кто помнит, как она называется?
-Верно. Скажите, а какую
колыбельную слушать сложнее со словами или без слов?
-Почему?
-Верно. Итак, ребята, с чем мы
сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
-А что не понравилось?
-Сейчас я вам раздам листочки, а вы
достаньте карандаши или фломастеры. Вам надо будет нарисовать ко-лыбельки,
так как вы их себе представляете.
(раздаю листочки и включаю колыбельную
П.И. Чайковского в инструментальном исполнении)
(демонстрация, обсуждение рисунков)
|
Садятся.
-Да.
Вспоминают.
-Нет.
-Нет.
-Потому что в деревнях не было
денег на красивые колыбели.
-Композиторы.
-Моцарт.
-Бах. Бетховен.
-Шопен.
-Чайковский
-Шостакович.
-Рахманинов.
-Шаинский.
-Бывают и без слов.
Слушают.
-Расслабленное.
-Хочется спать.
-Спокойное.
-В колыбельных песнях поется про
животных, маленьких детей, о том, что им нужно спать.
Слушают.
-Музыка спокой-ная, нежная.
-Спокойное и за-думчивое.
-Рыбку, месяц.
-Мышку.
-Птенчика.
-Добрые.
-Ласковые.
-Маленькие.
-Да.
-«Спи, моя радость, усни».
-Со словами.
-Потому что, когда звучала
колыбель-ная без слов, мож-но было просто слушать музыку и расслабиться. А
когда звучала ко-лыбельная со сло-вами, мы начали прислушиваться к ним и думать.
-Когда звучит му-зыка со словами,
пытаешься сосре-доточиться и по-нять смысл песни.
-С колыбельными.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|