бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития бесплатно рефераты

Дай название

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображения (например, игрушки — мячик, матрешка, кукла, машинка).

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображения) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.

Отгадай загадку

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д.).

Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы разбираются.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ


ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРУШКИ


ЦЕЛЬ: отследить возможности развития у детей художественно-творческих способностей, начать приобщение ребят к народному творчеству.

ЗАДАЧИ:

Ø    Образовательная: - познакомить детей с загадками на музыкальную тему;

 - вспомнить с детьми музыкальные произведения, написанные детьми;

 - способствовать знакомству детей с народным творчеством;

Ø    Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к русской народной музыке;

 - воспитывать чувство коллективизма;

Ø    Развивающая: - способствовать развитию художественно-творческих способностей;

 - способствовать развитию музыкального слуха, памяти, мышления, речи, воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Петрушки, фишки, магнитофон, кассеты с музыкой, листы бумаги, карточки с названиями станций.

Работа с ассистентом, который включает и выключает музыку, а также вывешивает названия станций.

Ход мероприятия.

(русская народная музыка)


Я с детьми захожу в кабинет. Мы держимся за руки и в кабинете водим хоровод. (музыку выключается)


-Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Дети высказываются.

-А знаете почему мы с вами сейчас водили хоровод?

-Нет.

-Потому что раньше наши предки в праздники и когда хотели повеселиться, поиграть водили хороводы. А вы хотите сейчас поиграть и повеселиться?

-Да.

-Так давайте отправимся в музыкальное путешествие. Но отправимся не одни, нас будет сопровождать Петрушка.

(ставлю Петрушку на видное место)

-В путешествии вам надо будет отвечать на вопросы, а кто лучше всех будет отвечать, тем Петрушка будет давать фишки.

Итак, отправляемся.

(музыка)

Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.

(музыка выключается)

-Вот мы и прибыли на первую станцию, которая называется «Угадай мелодию». (ассистент включает музыку, дети угадывают и получают за ответы фишки)

1. Во поле береза стояла.

2. В траве сидел кузнечик.

3. Колыбельная «Спокойной ночи, малыши».

4. Песенка мамонтенка.

-Молодцы. Движемся дальше.

(музыка)

Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.

(музыка выключается)

-А вот и вторая станция. Как она называется?

-«Отгадывание загадок»!

-Верно. Вам надо будет отгадать загадки.

1. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, ребят созывает.

Барабан.

2. В руки ты ее возмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь.

Как зовут ее?

Гармонь.

3. За окном шумит буран,

За стеной поет…

Баян.

4. В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет, заливается.

Как называется?

Балалайка.

После каждого правильного ответа звучит соответствующая музыка.

-Отправляемся с Петрушкой дальше.

(музыка)

(хоровод)

(музыка выключается)

-Следующая станция «Отгадывание кроссворда».

(дети разгадывают кроссворд)

-Следуем дальше.

Станция «Угадай инструмент»

-Сейчас прозвучит русская народная музыка, вам надо будет назвать инструменты, которые вы услышали. За каждый правильный ответ Петрушка, как всегда даст фишку.

(дети отгадывают, какие инструменты звучат)

-Молодцы. Отправляемся дальше.

Станция «Нарисуй-ка».

-Теперь вы будете рисовать. Садитесь на свои места. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны нарисовать то, на что она вдохновляет вас. Доставайте свои карандаши и фломастеры.

(выдаю листочки)

(звучит музыка «Во поле береза стояла»)

(дети рисуют)

-Нарисовали? Молодцы. Сейчас пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему.

(дети выходят по очереди)

-Сегодня мы путешествовали вместе с Петрушкой, ему очень понравилось с вами, и он приготовил вам подарки.

(достаю мешочек и даю каждому по конфетке)

-Что надо сказать Петрушке?

-Спасибо!

-А теперь давайте узнаем какое у вас настроение. У каждого из вас на партах 3 кружочка: красный обозначает радость, синий – немного грустно, а черный – плохое настроение. Поднимите те кружочки, которые определяют ваше настроение.

-Спасибо за занятие. Мне и Петрушке очень понравилось путешествовать с вами, но, к сожалению, надо расставаться. До встречи.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА


ТЕМА: ВЕСНА


НАЗВАНИЕ: Дудочка

ЦЕЛЬ: определить уровень развития у детей художественно-творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

Ø  Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством.

Ø  Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к народным праздникам;

 - способствовать воспитанию чувства коллективизма.

Ø    Развивающая: - способствовать развитию художественно-творческих способностей;

 - способствовать развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать различные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ: костюм пастушка и зайчика; макет березы; музыкальные инструменты: дудочка, треугольник, бубен.

Ход праздника.

Дети входят в зал.

Ведущий: Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши (хлопают):

Очень рады солнышку.

-Ребята, посмотрите, где у нас солнышко? Как стало тепло! Солнечные лучики согрели нашу березку, и она ожила. Что появилось на веточках?

Дети: Листочки!

Ведущий: Верно. Она стала красивая, молодая. Мы ее порадуем и расскажем стихи о нашей березоньке.

(стихи детей о березе)

Ведущий: А теперь давайте поводим хоровод для нашей березки.

(хоровод «Ай, да березка»)

(дети садятся, ведущий зовет ребенка, одетого в пастушка)

Ведущий: Кто там вышел на лужок,

На зеленый бережок?

Кто играет на дуде?

Где он? Где?

Пастушок: Это Ваня – пастушок

Выгнал коз на бережок.

Льется песня по утру:

Ту-ру-ру.

Ведущий: Ах, какой красивый пастушок! Покажи-ка нам свою дудочку. Какая она красивая! Ни один праздник без нее не обходится. Ты сыграй, а мы послушаем.

(звучит музыка дудочки, ребенок имитирует игру на инструменте)

Пастушок: Как без дудки,

Вот беда!

Ходят ноги не туда.

А как дудочку почуют,

Сразу ноженьки танцуют!

(танец «Полька – Янка» с пастушком.

Белорусский народный танец)

Ведущий: Хорошо танцевали, ребята. Только что-то наш пастушок загрустил. Что случилось?

 (пастушок молчит, плачет)

Ведущий: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

 Потерял пастух дуду.

 Как наш праздник продолжать?

 Надо дудочку искать!

-Давайте все вместе искать дудочку пастушка.

(все ищут)

Ведущий: Как помочь пастушку? Кто знает?

(выбирает ребенка)

Ребенок: Лишь заря на дворе,

 Утка в дудочку играет,

 А утята подпевают.

(хоровод «Веселая дудочка», муз. Красева)

Ведущий: Веселая дудочка у утки. Это твоя, пастушок?

Пастушок: Нет.

Ведущий: Ну что ж, будем искать дальше. Смотрите, ребята, музыкант идет. Что у него за инструменты?

(музыкант показывает, дети называют: треугольник, бубен, дудочка)

Ведущий: Пастушок, а эта дудочка твоя?

Пастушок: Нет.

Ведущий: Не нашли мы дудочку у музыканта, может нам сделать новую? Савка и Гришка умеют.

(«Савка и Гришка» - белорусская народная песня. Инсценировка)

Ведущий: Нет, все не то. Уже праздник кончается, а мы все дудочку никак не найдем. Смотрите, вон зайчик бежит, дудочку несет!

Зайчик: Я узнал про ваше горе,

 Бегал в лес и бегал в поле,

 И по лугу я скакал.

 Всюду дудочку искал.

 А нашел я под березой,

 Там в нее играли козы.

Ведущий: Играй, пастушок, в свою дудочку и собирай всех ребят на веселую пляску!

(«На зеленом лугу» - змейка и свободная пляска)

Ведущий: Ребята, а еще под березой зайчик нашел вот этот узелок. Это не твой пастушок? Давайте посмотрим, что в нем!

(раздача подарков)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ТЕМА: МАСЛЕНИЦА


ЦЕЛЬ: продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у детей.


ЗАДАЧИ:


Ø    Образовательная: познакомить детей с праздником «Масленица», через произведение П.И. Чайковского Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;

Ø    Воспитательная: способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;

Ø    Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, умения слушать и анализировать.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, кассета, магнитофон, рисунки с изображением природы.


Ход мероприятия.

Этапы

Вре-мя

Частные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Основная часть




























































































35΄




























































































Настроить детей на урок.

Подвести к теме.








Развитие мышления.













Развитие внимания, умения анализировать
















Кратко познакомить с композитором П. И. Чайковским и его творчеством.















Развитие умения слушать и анализировать



















Познакомить детей с обычаями проведения праздника «Масленица».


Развитие воображения.




Выявить знания, полученные на занятии.

Рефлексия занятия детьми.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Скажите, какой самый веселый, шумный, общенародный праздник в конце февраля, начале марта?

-Кто сможет описать природу в это время: конец февраля, начало марта, т. е. переход зимы в весну?

как еще, кроме словесного описания, можно изобразить красоту природы? Через что?

-Посмотрите на эти иллюстрации на доске.

-По каким признакам мы можем определить, что это конец зимы, начало весны?

-Давайте попробуем увидеть красоту природы в музыкаль-ном произведении П. И. Чайковского.

 Кто такой П. И. Чай-ковский?

-А что вы о нем знаете? Может что-нибудь связано с его именем?

П.И. Чайковский очень любил Родину и русскую природу.

 Свою любовь он воплотил в одном из произведений, которое мы сейчас послушаем. Слушайте внимательно. (включаю музыку)

-Какой характер музыки?

-Что хотел передать через музыку П. И. Чайковский?

-Что вы представляли, слушая музыку? Какую картину?

-Как бы вы назвали это произведение?

-А вот П. И. назвал его «Февраль».

-Ребята, может кто-нибудь услышал в произведении отклики Масленицы?

-А что делают в Масленицу?




-А кто-нибудь из вас знает почему возникло такое название?

-Название «Масленица» возникло потому что на этой неделе по обычаю мясо исключали из пищи, а молочные продукты разрешалось употреблять – вот и пекут блины масленые.

-А почему пекут именно блины?

-Верно. Масленица длится целую неделю, каждый день недели имеет свое название:

Понедельник – Встреча;

Вторник – Заигрыш;

Среда – Лакомка;

Четверг – Разумей;

Пятница – Тещины вечера;

Суббота – Золовкины посиделки;

Воскресенье – Прощеный день.

-Что происходит в конце праздника?

-А зачем сжигают чучело?

-Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, в женском платье. В начале недели чучело встречают, а в последний день с шумом, смехом сжигают на огромном костре. Прогоняют зиму.

 А чтобы позвать весну, поют различные заклички.

 А еще люди стряпают печенья в виде птичек.

-Ребята, я вам сейчас включу музыку, которая тоже называется «Февраль». А вы должны будете нарисовать то, что представляете.

(раздаю листочки)(включаю музыку)Теперь пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему

.-Что нового вы узнали на занятии?

-Чем вам понравилось занятие?

А чем не понравилось?

-Спасибо за занятие.


Садятся






-Масленица.





-Птички прилетают

-Капель.

-Солнышко начинает пригревать.

-Ручейки появляются.

-Снег начинает таять.






-Через рисунки.

-Картинки и фото-графии.

-Стихи.

-Музыку.








Высказываются.








-Музыкант.

-Композитор.

-г. Чайковский.

-Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.



Слушают.



-Веселый.



Высказываются.



Высказываются.


Высказываются.








Выказываются.



-Пекут блины.

-Ходят в гости.

-Жгут чучело.


-Нет.


-Потому что блин олицетворяет солнце.











-Катаются на лошади.

-Сжигают чучело.


Высказываются.

Рисуют.

Демонстрируют рисунки.


Высказываются.


Высказываются.


Высказываются.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ТЕМА: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ


ЦЕЛЬ: сравнить уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения эксперимента и на конец.

ЗАДАЧИ:

Ø    Образовательная: познакомить детей с историей колыбельной песни;

Ø    Воспитательная: способствовать воспитанию интереса и любви к музыке;

Ø    Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, развитию музыкальных знаний и творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ: кассета, магнитофон, листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Ход мероприятия.


Этапы

Время

Частные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Вводная часть




















































Изучение нового материала






































































































































































Итог.


Рефлек-сия.























































15΄









































































































































































Организовать детей.

Настроить детей на дальнейшую работу.










Познакомить детей с историей возникновения колыбельных песен.





































Воспитание любви к мамам и песням.



















Развитие знаний о композиторах















Развитие мышления, внимания и умения слушать.




















Развитие мышления.











Развитие внимания, умения слушать.

































Развитие умения сравнивать.




















Подведение итогов.


Рефлексия детей.





Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики.










Развитие речи.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

(включаю муз. фон)

-Спи, младенец, мой прекрасный,

Баюшки-баю.

 Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

 Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

 Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 М. Лермонтов.

Появился на свет маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня – хоть и с простыми, но очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной мелодией. Не понимает, а все равно услышит, успокоится и заснет. Когда мама поет своему малышу колыбельную песню, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой». Нет. Она просто убаюкивает малыша. И входит музыка с колыбельной песней с первых же дней в жизнь ребенка как частица самой этой жизни.

 Сегодня на уроке музыки мы познакомимся с жанрами колыбельных песен.

 Вспомните, вам мама пела колыбельные песни?


-А какие, например? Кто помнит?


-Колыбельные песни – это первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Они появились давным-давно, в глубокой древности.

 Ребята, а вы знаете почему эти песни называются колыбельными?

-Раньше, да и сейчас делают детские кроватки так, чтобы их можно было покачивать и назывались они «колыбелью» от слова «колебать» или «качать». Поэтому песни, которые пели у колыбели стали называть «колыбельными».

 Ребята, а как вы думаете, раньше колыбели в деревнях и колыбели в богатых домах были одинаковыми?

-А почему?

-Да, ребята. В деревнях колыбель висела на веревках и кто мимо пройдет, тот ее и подкачнет, а назывались эти колыбельки «зыбочки». А вот в богатых домах колыбели стояли на ножках, похожих на лыжи и рядом с колыбелью сидела няня и качала ее ровно и аккуратно. Откуда же взялись колыбельные песни? А это мама придумывала ласковые слова на ходу и перепевала их несколько раз и получалась песня. Другая мама пела по-своему самые красивые и нежные песни. И они передавались из поколения в поколение. А кто их сочинил уже никто не помнит. Вот и получилось, что песни придуманы народом. Их и назвали «народные колыбельные».

 Ребята, а кто еще кроме народа продумывает стихи, сочиняет музыку, мелодии?


-Да. Композиторы и музыканты сочиняют и воплощают в жизнь свои задумки. Каких композиторов вы знаете?


-А колыбельные всегда со словами или бы-вают без слов?


-Давайте послушаем колыбельную П. И. Чайковского в инстру-ментальном исполне-нии.

(включаю)


-Какое у вас сейчас состояние, настрое-ние?

 



-Да, ребята. Мы рас-слабляемся и отды-хаем, когда слушаем тихую и нежную ме-лодию.


-Но ведь еще бывают колыбельные со слова-ми

 Скажите, какое со-держание таких ко-лыбельных?







-А теперь давайте послушаем колыбель-ную со словами. Ее сочинил Шуберт.

(включаю)


-Какой характер музы-ки?



-Какое у вас настрое-ние?



-А кого из этой песни вы запомнили?




-Какие это животные?

-Да. Животные в колыбельных песнях все ласковые и добрые. Они помогают ребятам заснуть и ощутить теплоту и заботу.

 Кто-нибудь из вас слышал уже эту колыбельную?

-Кто помнит, как она называется?

-Верно. Скажите, а какую колыбельную слушать сложнее со словами или без слов?

-Почему?

-Верно. Итак, ребята, с чем мы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали?

-Что вам понравилось на занятии?

-А что не понравилось?

-Сейчас я вам раздам листочки, а вы достаньте карандаши или фломастеры. Вам надо будет нарисовать ко-лыбельки, так как вы их себе представляете.

(раздаю листочки и включаю колыбельную П.И. Чайковского в инструментальном исполнении)

(демонстрация, обсуждение рисунков)



Садятся.
















































-Да.





Вспоминают.












-Нет.


















-Нет.


-Потому что в деревнях не было денег на красивые колыбели.






































-Композиторы.







-Моцарт.

-Бах. Бетховен.

-Шопен.

-Чайковский

-Шостакович.

-Рахманинов.

-Шаинский.




-Бывают и без слов.







Слушают.




-Расслабленное.

-Хочется спать.

-Спокойное.















-В колыбельных песнях поется про животных, маленьких детей, о том, что им нужно спать.


Слушают.

-Музыка спокой-ная, нежная.



-Спокойное и за-думчивое.



-Рыбку, месяц.

-Мышку.

-Птенчика.


-Добрые.

-Ласковые.

-Маленькие.










-Да.



-«Спи, моя радость, усни».




-Со словами.


-Потому что, когда звучала колыбель-ная без слов, мож-но было просто слушать музыку и расслабиться. А когда звучала ко-лыбельная со сло-вами, мы начали прислушиваться к ним и думать.

-Когда звучит му-зыка со словами, пытаешься сосре-доточиться и по-нять смысл песни.

-С колыбельными.

Высказываются.

Высказываются.

Высказываются.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5