бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития бесплатно рефераты

3.2 ВТОРОЙ ЭТАП. ВЕСНА. МАСЛЕНИЦА


ВЕСНА


Цель: определить уровень развития художественно-творческих способностей у детей.

Задачи:

Ø    Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством;

Ø    Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к народным праздникам;

 - способствовать воспитанию чувства коллективизма;

Ø    Развивающая: - способствовать развитию художественно-творческих способностей;

 - способствовать развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать различные ситуации.

Тип игры: сюжетная.

Дети мало уверенны в себе, но интерес в работе с коллективом проявляют, воспринимают народную музыку недостаточно ярко, стараются внимательно следить за ее развитием и развитием игры. Ребята с интересом, но с трудом «перевоплощаются» и «входят в образ» переданный в музыке и игре. Дети стараются проявлять инициативу, находчивость, сообразительность. К исполнению ролей относятся положительно.

Развитие музыкальных способностей: на характер и настроение музыки эмоциональная отзывчивость практически не повысилась, но дети стремились передать настроение музыки в движениях более ярко; чувство ритма немного повысилось, детям стало легче двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с построением произведения.

Развитие художественного движения: выразительность передачи образов и отдельных элементов движения маловыразительны; способности быстро переключаться с одного движения на другое, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями немного развились.

МАСЛЕНИЦА

Цель: продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у детей.

Задачи:

Ø    Образовательная: познакомить детей с праздником «Масленица» через произведение П. И. Чайковского Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;

Ø    Воспитательная: способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;

Ø    Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, воображения, умения слушать, анализировать.

Занятие проходило в форме урока.

Я кратко познакомила ребят с творчеством композитора П.И. Чайковского; с обычаями праздника Масленица. Рассказала детям, что каждый день Масленицы имеет свое название, что зиму принято изображать в виде соломенного чучела, в женском платье, которое в начале недели сжинают, а в последний день с шумом и смехом сжигают на огромном костре, чтобы прогнать зиму. Ребятам было очень интересно, но их осведомленность о народных праздниках оказалась крайне скудной. Речь плохо развита, дети не умеют правильно формулировать свои мысли. После беседы детям было предложено послушать фрагмент из цикла П. И. Чайковского «Времена года» Февраль «Масленица». После прослушивания мы вновь обратились к теме этого праздника, но здесь речь шла о средствах музыкальной выразительности, говорили о характере музыки. Некоторые ребята продемонстрировали правильное понимание музыки, но не весь класс участвовал в обсуждении. Некоторым учащимся было не интересно, так как у ребят таких занятий никогда не проводилось, они не слушали музыку в классическом исполнении на фортепиано, поэтому им было трудно включиться в эту работу. В конце занятия, я включила детям музыку П. И. Чайковского «Февраль» и попросила нарисовать рисунки, которые навеяла им музыка. Судя по рисункам, воображение у многих детей развито недостаточно.


3.3 ТРЕТИЙ ЭТАП. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ


Цель: сравнить уровень художественно-творческих способностей на начало эксперимента и на конец.

Задачи:

Ø    Образовательная: познакомить детей с историей колыбельной песни

Ø    Воспитательная: способствовать воспитанию интереса и любви к музыке;

Ø    Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, музыкальных знаний, мышления, внимания, умения слушать и воображения.

Занятие проходило в форме урока.

Я познакомила детей с историей колыбельных песен, рассказала почему их так стали называть. Дети стали вести себя более активно. Музыку слушали внимательней. Но было заметно, что музыка без слов воспринималась ими проще, чем со словами, потому что слова, наложенные на музыку, заставляют задумываться над смыслом песни, что создает дополнительное напряжение при получении информации. Почти все дети участвовали в обсуждении, они стали уже привыкать к подобным занятиям. Дети стали лучше воспринимать эмоциональную окраску музыки, чувствовать себя уверенней, проявлять сообразительность. Дисциплина на занятии повысилась.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В представленной работе нами была освещена проблема развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР с помощью использования музыкально-игровых методов.

Мы поставили перед собой цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР. Для достижения поставленной цели была проведена следующая работа:

§     изучен передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме;

§     дано определение сущности художественно-творческих способностей;

§     изучена практика по развитию художественно-творческих способностей, описана методика;

§     отслежены возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;

§     определен уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;

§     продиагностировано развитие художественно-творческих способностей;

§     сравнен уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.

В ходе практической работы были проведены следующие занятия: «Музыкальное путешествие Петрушки», «Весна», «Масленица», «Колыбельные».

Проведя анализ музыкальных занятий, мы смогли отследить возможное развитие художественно-творческих способностей. Таким образом, мы пришли к выводу, что искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. И мы поняли, что если задействовать ребят во внеклассных музыкальных занятиях, то можно наблюдать развитие художественно-творческих способностей у детей данного вида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ветлугина В.Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр/ издательство академии педагогических наук - Москва, 2000.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов/ Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2002.

3. Готсдинер П.Л. Музыкальная психология/ международная академия педагогических наук - Москва, 2002.

4. Гусейнова, Раджабова Театр в школе-интернате - Москва, 2001.

5. Давыдов В. Искусство и дети. А зачем?/ Современная культура, 2000.

6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Жилинская С.А. Игровые модели детского фольклора - Екатеринбург, 2001.

8. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг - СПГ.: Питер, 2000.

9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.

10. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству, – Вопросы психологии, -1998, №1.

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.

13. Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина», 2000.

14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

15. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве, – Вопросы психологии, 1997.

16. Соколова В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа, 2002.

17. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

18. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: Сборник. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000.

19. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие для специальных музыкальных учебных заведений/ Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма - 2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Лань,2000.

19. Хороводы, музыкальные игры: Описание с нотным приложением - СПб.: Композитор, 1997. (Дет. праздники).

20. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.

21. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

22. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


В целом для анализа игр была предложена следующая схема:


Фамилия, имя, отчество и место работы педагога, заполнившего данную схему.

Анализ игр.

1.                 Название игры; название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткое описание игры.

2.                 Тип игры:

А) сюжетная, сопровождаемая программной музыкой;

Б) сюжетная, сопровождаемая песней;

В) несюжетная.

3.                 Программные умения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:

А) музыкальные;

Б) двигательные.

4.                 Общее развитие ребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитием художественно-творческих способностей:

А) способность воспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитием игры, оценить их;

Б) способность «перевоплотиться», «войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение – внести свою трактовку при передаче образа;

В) развитие познавательных способностей; проявление инициативы, находчивости, сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательных заданий»

Г) проявление правильного отношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, к элементам соревнования, к исполнению ролей;

Д) проявление воли, находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.

5.                 Развитие музыкальных способностей:

А) эмоциональная отзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это в движении;

Б) чувство ритма – способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.

6.                 Развитие художественного движения:

А) выразительность передачи образов и отдельных элементов движения;

Б) способность быстро переключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями музыкального произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Найди свою пару


Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, два красных, два оранжевых, два желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздаст флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Разложи игрушки

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по самостоятельно найденному основанию), самоконтроля.

Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком складываются игрушки: собачка, волчок, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. п. Если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.

Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком-то порядке выбранному детьми основанию («сейчас они лежат вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.

Положи куда надо

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации изображений предметов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами — кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красного, синего, желтого). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?» Правильный ответ одобряется, неправильный предлагается обдумать и исправить.

Ежики

Цель игры: та же, что и в предыдущей игре, но основание для классификации определяют сами дети.

Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображениями ежиков и зонтиков разных величин: двух больших и двух маленьких.

Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей — папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа-еж сказал: "Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь". "Побежали в лес, — предложила мама-ежиха. — Спрячемся под елкой". Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики».

После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.

Скажи слово с нужным звуком

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по заданному основанию), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребенок должен назвать слово со звуком «а» («Шапка») и бросить мяч другому и т.д. Затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.

Одинаковое и разное

Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию — дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка…

Ход игры: игру можно проводить по-разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят.

Ошибки разбираются совместно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5