бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование межпредметных связей как средство развития связной речи на уроках литературного чтения бесплатно рефераты

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.[27,33] Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины [25, 49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины.

Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.

Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.

Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.

Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.

Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу. [24, 20]

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям. [24, 32]

Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

1.                 Сообщение темы и цели работы.

2.                 Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

3.                 Коллективное составление плана рассказа по плану.

4.                 Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

5.                 Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

1. Постановка перед классом цели работы.

2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

3. Озаглавливание картинок.

4. Устные рассказы по плану.

Первые же сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах). [15, 54]

Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные - несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся» тем легче она будет развиваться впоследствии. Поэтому очень важно дать ясный ответ на вопрос: как начинать рассказы и сочинения в I классе?

Устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, они ситуативны (ситуативностъ постепенно уступает место целенаправленности), носят следы бытовой речи. Обычно детские высказывания высокоэмоциональные. Нужно научить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняться, доводить рассказ до конца, строить правильно предложения, выбирать слова. Очень помогает вопрос: о чем ты расскажешь? Первоклассники учатся делать простейшие обобщения, планировать свою речь. От ситуативного диалога они идут к организованному монологу.

Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые не только дают детям материал для их высказываний, но настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, рождаются потребности. У детей появляется желание рассказать о виденном и пережитом, поделиться с другими ребятами.

Рассказыванию способствует также драматизация сказок, чтение и декламация, пересказ прочитанного. В I классе особенно необходимы игровые моменты, элементы занимательности в развитии речи, загадки, сценки, импровизации, конкурсы и пр.

Дети любят рассказывать. Но пишут они еще очень медленно, записать весь рассказ не могут. Они пишут лишь отдельные слова. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа целая картина: «Лес», «Луна». Слово как бы обобщает устный текст - рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетради, нужно брать из их же живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания высказать свое чувство, впечатление, свою мысль - результат своей сообразительности.

Например, дети были в парке, любовались желтеющими липами.

В классе они вспоминают прогулку, живые картины и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является «сочинением», точнее, его эквивалентом.

Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут Зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима - целая картина, целая гамма впечатлений и воспоминаний.

Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, лук. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.

Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, свое «открытие», впечатление.

На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес за грибами (по картинке, на основе устного рассказа), У Вовы машина (по букварю), В лесу волки и т.п. Каждое предложение - прообраз будущих сочинений.

В период обучения грамоте записываются также простейшие тексты из двух-трех предложений. Так, после прогулки в осенний парк, после беседы дети пишут: «Липа желтая. Сосна зеленая». Конечно, при этом требуется огромное внимание учителя к каждому ученику, так как без индивидуальной помощи учителя дети сделают много ошибок. Следует учить детей предварительно складывать слова или предложения из букв разрезной азбуки или устно подвергать их звукобуквенному анализу.

Если постепенно готовить первоклассников к письму сочинений, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже смогут составить и записать связный текст из двух-трех небольших предложений объемом до 15 слов. Приведем примеры сочинений:

На катке.

Маша катается на коньках. А Вова не умеет. Он упал и заплакал». (12 слов, 3 предложения; сочинение написано по картинке.)

Наша Мурка.

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта, она спит». (16 слов, 4 предложения; сочинение написано по рассказам детей, подкрепленным картинкой; в нем есть элементы описания).

Приведенные сочинения еще очень просты, даже примитивны, но это не должно смущать учителя. Важно, что рассказики написаны живо, они действительно отражают детские интересы, их образ мыслей. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно исправлять недостатки в построении предложений и в употреблении слов. Только так можно воспитать у детей с первых месяцев обучения любовь к собственному самостоятельному слову - к сочинению, рассказыванию. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных текстов, умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный психологический барьер, неверие в свои силы и умения, когда им приходится переходить от списывания готового текста к сочинению, т.е. к созданию собственного текста.[26, 119]

Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Однако пересказ - это не простое воспроизведение прочитанного. Цель школы - ввести в пересказ элемент творчества. Для этого нужно отбирать тексты для пересказа, заменяя пересказы рассказами по аналогии, на ту же тему, по вопросу учителя.

Рассказы о себе, своей семье, своих друзьях уместны после чтения стихотворения «А что у вас?» С. В. Михалкова или «Кем быть?» В. Маяковского (I класс).

Небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.

Начинать обучение пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет; но затем нужно учить детей включать в пересказ-повествование элементы описания и рассуждения (то, что есть в тексте-образце).

Выше отмечалась необходимость приближения пересказа к условиям естественной речи. Это удобнее всего сделать на таком тексте, где есть диалог, организовав в ходе подготовки к пересказу хорошее чтение в лицах.

Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда школьнику интересно рассказывать, когда его слушатели весь класс, а не один лишь учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-либо место - все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в классе.

Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лщиает процесс чтения проблемкости: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.

Вот почему так важно учить пересказу отдельно - по прослушанному тексту, по прочитанному про себя и т.д., о чем уже говорилось выше.

На уроках рассказы читаются обычно по нескольку раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторные чтения будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие. Так, с целью углубления восприятия при повторных чтениях рассказа Н. Носова «Живая шляпа» (I класс) была проведена следующая работа.

Учитель. Вы хорошо прочитали рассказ. А теперь скажите: в каком классе учатся Володя и Вадик? Или, может быть, они еще не ходят в школу?

Ребята на этот вопрос, естественно, не могут ответить. Учитель дает задание: «Прочитайте еще раз этот рассказ про себя, может быть, тогда сможете ответить». Таким образом, повторное чтение становится целенаправленным.

Но и повторное чтение не может дать ясного ответа. Тогда вступает в силу творчество. Школьники высказывают предположения: «Они еще дошкольники, шляпы испугались!»; «Да еще читать и писать не умеют - раскрашивают картинки!»; «Нет, они уже большие: на картинке они не похожи на дошкольников!»; «Картинки раскрашивают не только дошкольники!»; «Живую шляпу кто хочешь испугается!».

Наконец приходят к выводу, что Володя и Вадик учатся в I классе.

Далее учитель задает вопросы, которые стимулируют чтение отдельных частей рассказа: «Каким образом котенок оказался под шляпой?»; «Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла Ваську?»; «Как мальчики объясняли движение шляпы?»; «Почему мальчики не воспользовались кочергой и лыжной палкой?». Следующее чтение проводится с целью словарной работы: выбираются слова приоткрыли, как тресну кочергой, пусть только подлезет и все слова, обозначающие движения Васьки: сидел, ловил, как подпрыгнет, ухватился, сорвался, как полетит и т.д.

Наконец идет отработка выразительного чтения: дети читают в лицах (элементы драматизации).

Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.

Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и потому особенно полезно. Следует обращать внимание на пересказ описательных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть. Например, в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос» (II класс) читаем: «Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды»; «Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен». Очень важно, чтобы хотя бы некоторые элементы этих прекрасных описаний были использованы в пересказе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7