Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
Оценка:
«2»
балла – четкое выполнение всех заданий.
«1»
балл – выполнение нечеткое, вялое, плохая координация, неловкость
движений.
«0»
баллов – выполнение заданий с ошибками, неспособность выполнить задание
самостоятельно.
Таким
образом, высокий уровень сформированности мелкой моторики соответствует 18 – 24
баллам, средний уровень 13 – 17 баллов, низкий уровень 12 и менее баллов.
При
обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка,
отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве,
координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи
движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений,
упражняемость в моторных навыках. На занятиях ребята часто отвлекались, быстро
утомлялись. Для них было трудным сосредоточить свое внимание. Вследствие этого
нами была поставлена задача составить систему коррекционной работы с детьми,
чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых
нарушений, также развить мелкую моторику детей.
При
проведении экспериментального исследования нами были получены следующие данные:
Даша
К.
Пробы
Хэда выполняет правильно, но несколько замедленно.
Оптико-кинестетическая
организация движений недостаточно сформирована: наблюдаются затруднения при
выполнении некоторых проб на праксис позы, особенно упражнение на вытягивание 2
и 5 пальцев.
Отмечаются
неточности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений при
необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки.
Действия
с предметами выполнены четко, быстро и без ошибок.
Ярослав
З. Пробы Хэда выполняет правильно, но с замедлением.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно.
Отмечаются
трудности и при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при
необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки.
Действия
с предметами выполнены частично. Задание по складыванию спичек вызвало
затруднения в переключении действий. Также затруднения возникли при нанизывании
бусин.
Арина
Б.
Пробы
Хэда выполняет правильно, быстро и четко.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений старается выполнить быстро, но
невнимательно, торопится. С заданием по вытягиванию пальцев не справилась.
Отмечаются
трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при
необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки, «путается» в
пальцах из-за торопливости, старания выполнить задание быстрее всех.
Действия
с предметами выполнены без особых затруднений. Наблюдаются отдельные недочеты,
неловкость.
Олег
М.
Пробы
Хэда выполнить не смог. Показывает все на себе, а перенести на другого человека
не может.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно, нечетко.
Упражнения
на динамическую организацию движений, а также действия с предметами выполнены в
медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме.
Наташа
Ч.
Пробы
Хэда выполняет замедленно, с напряжением, страхом ошибки.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно.
При
выполнении упражнений на динамическую организацию движений трудностей немного
меньше. Особенно вызвало эмоциональный отклик и подъем упражнение «игра на рояле».
Действия
с предметами выполнила без особых затруднений. Отмечается общая неловкость,
напряженность движений.
Кристина
Т.
Пробы
Хэда выполняет напряженно, с ошибками.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно.
Отмечены
трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, движения
пальцев одновременны, объем движений неполный
Действия
с предметами выполнены в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами,
не в полном объеме. Задание по складыванию спичек выполняла только правой
рукой.
Вика
З.
Пробы
Хэда не выполнила. Затрудненно ориентируется в собственном теле, перенос на
другого человека также затруднен.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно. Отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их
согнутыми.
Отмечаются
трудности и при выполнении упражнений на динамическую организацию движений, при
необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки. Выполнение
пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца,
характеризуется медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев.
Действия
с предметами выполнены частично. Задание по складыванию спичек вызвало
затруднения - старалась захватывать несколько спичек, складывала их
неаккуратно.
Марина
В.
Пробы
Хэда выполняет правильно, но с замедлением.
Пробы
на оптико-кинестетическую организацию движений выполняет с затруднениями,
замедленно, несколько напряженно.
Отмечаются трудности и при выполнении упражнений на
динамическую организацию движений – одновременное, а не поочередное движение
пальцев.
Действия с предметами выполнены без особенных
трудностей. Отмечается общая моторная неловкость наряду с большим старанием.
Артем М.
Пробы Хэда выполнить не смог.
Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений
выполняет с затруднениями, замедленно.
Отмечаются трудности и при выполнении упражнений на
динамическую организацию движений, при необходимости одновременного движения
пальцев правой и левой руки. Затрудняется без посторонней помощи выполнять
движение по подражанию. При выполнении пальчиковых проб на поочередное сгибание
пальцев, начиная с большого и мизинца, отмечается медленный темп, одновременные
движениями нескольких пальцев.
Действия с предметами выполнены частично. Задание по
складыванию спичек вызвало затруднения – выполнял одной рукой, неаккуратно.
Карина Г.
Пробы Хэда выполняет неправильно, замедленно, плохо
дифференцируя в теле другого человека правую и левую стороны.
Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений
выполняет с затруднениями, замедленно.
Упражнения на динамическую организацию движений и действия
с предметами выполнялись в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами,
не в полном объеме.
Таким образом, дети экспериментальной группы показали
следующие результаты:
Высокий уровень сформированности мелкой моторики рук:
не показал ни один ребенок данной выборки.
Средний уровень сформированности мелкой моторики рук: Даша
К., Ярослав З.
Низкий уровень сформированности мелкой моторики рук:
Арина Б., Олег М., Наташа Ч., Кристина Т., Вика З., Марина В., Артем М., Карина
Г.
Исследование
уровня сформированности мелкой моторики рук.
Эксперимен-тальная
Группа
|
Проба
Хэда
|
Оптико-кинестетическая
организация движений
|
Динамическая
организация движений
|
действия с
предметами
|
итог
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Ярослав З.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0
|
15
|
Арина Б.
|
2
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12
|
Олег М.
|
0
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
8
|
Наташа Ч.
|
1
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
Кристина Т.
|
1
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
9
|
Вика З.
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
7
|
Марина В.
|
1
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12
|
Артем М.
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
5
|
Карина Г.
|
0
|
1
|
0
|
2
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
8
|
Даша К.
|
2
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
17
|
Наглядно
соотношение полученных при обследовании моторики результатов можно увидеть на
диаграмме 2 констатирующего эксперимента:
1.
высокий уровень – 0%
2.
средний уровень – 20%
3.
низкий уровень – 80%
Глава 3. Специфические
особенности использования изобразительной деятельности для коррекции речевого
недоразвития и формирования мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
3.1 Методика обучающего
эксперимента
Цель:
создать условия для коррекции
речевого недоразвития и развития мелкой моторики кисти руки у старших
дошкольников с дизартрией.
Задачи:
·
проанализировать
научно-методическую литературу.
·
разработать комплекс фронтальных
занятий по изобразительной деятельности, направленных на коррекцию речевого
недоразвития и развитие мелкой моторики кисти руки.
·
провести запланированные занятия в
экспериментальной группе.
·
выявить эффективность проведенной
коррекционной работы.
В
своей работе мы опирались на исследования Л.С. Выгодского, Р.И. Лалаевой, М.М.
Кольцовой. [10, 24, 30] Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в
рамках методической системы, предложенной Р.Е. Левиной, В.П. Глуховым, Г.В.
Чиркиной. [31, 39]
В
основу методической системы приёмов были положены: деятельностный и системный
подходы к коррекции нарушений речи, принципы взаимосвязи формирования тонких
движений кисти руки с развитием мыслительных операций, памяти, внимания;
системности; наглядности и доступности материала. Формирующий эксперимент
состоял из разработанной нами системы фронтальных занятий по изобразительной
деятельности, направленных на развитие речи и мелкой моторики у детей с
дизартрией.
Поскольку
проблема развития мелкой моторики крайне важна, углубленную работу в этом
направлении необходимо начинать задолго до поступления детей в школу (со
старшей группы).
При
разработке системы фронтальных занятий по изобразительной деятельности нами
были поставлены следующие цели и задачи:
·
формировать
графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
·
развивать
мелкую моторику пальцев, кистей рук;
·
развивать
точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
·
совершенствовать
движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; зрительное
и слуховое восприятие; память, речь детей; умение действовать по словесным
инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за
собственными действиями.
При
разработке системы занятий я познакомилась с работами по развитию мелкой
моторики разных авторов, отметила, что один из них отдают предпочтение
штриховке и рисованию, другие – пальчиковым играм, третьи лепке,
конструированию. [38] Я же использовала в своей работе различные виды
изобразительной деятельности для развития мелкой моторики и речи детей, что
обеспечило возможность саморазвития ребенка, развивая личность системно,
воздействуя каждым компонентом в отдельности и совокупно.
Для
развития мелкой моторики использовались следующие элементы творческой
деятельности дошкольников:
§
Рисование
красками различными способами: кистью, пальцем, зубной щёткой, используя приемы
«печатания» и т.д.
§
Лепка
с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков,
гороха, камешков, ракушек и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|