бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией бесплатно рефераты

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, оречевлении всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.

Дети лучше усваивают речевой материал, когда постепенно, в течение всего периода работы, находятся в условиях самостоятельного, посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с материалом, производя с ним различные действия.

Продуктивная изобразительная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметом. Огромное влияние этого фактора для развития речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность эти предметом манипулировать. [24]

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. [48] Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого. Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь. [27]

Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Таким образом, слово помогает осмыслению процесса изображения. На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.

Таким образом, изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

2 глава. Анализ взаимосвязи уровня речевого недоразвития и сформированности мелкой моторики

2.1 Методика констатирующего эксперимента


Изучив научно-методическую и теоретическую литературу по данной проблеме, мы предполагаем, провести экспериментальную работу по определению состояния речи у старших дошкольников с дизартрией и уровня сформированности мелкой моторики.

Цель констатирующего эксперимента: выявление состояния речи и уровня мелкой моторики у детей с дизартрией.

Задачи эксперимента:

·          определить направления проведения диагностики;

·          подобрать диагностические методики необходимые для проведения экспериментального исследования;

·          провести выборку детей с дизартрией 5 – 6 лет;

·          провести диагностику состояния речи детей.

·          выявить особенности мелкой моторики у детей с дизартрией.

·          проанализировать данные, полученные в результате эксперимента.

К экспериментальному исследованию были привлечены дети старшей группы №1 МДОУ ЦРР № 286 Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

Экспериментальная группа состояла из 10 человек детей в возрасте от 5 до 6 лет:


Данные представлены в таблице:

№ п/п

ФИО

Возраст

Диагноз

1

Олег М.

5 лет

Дизартрия

2

Наташа Ч.

5 лет

Дизартрия

3

Вика З.

5 лет

Дизартрия

4

Марина В.

5 лет

Дизартрия

5

Даша К.

6 лет

Дизартрия

6

Артем М.

5 лет

Дизартрия

7

Арина Б.

5 лет

Дизартрия

8

Карина Г.

6 лет

Дизартрия

9

Кристина Т.

5 лет

Дизартрия

10

Ярослав З.

6 лет

Дизартрия


В констатирующем эксперименте нами были разработаны речевые карты для оценки состояния речи детей экспериментальной группы, а также адаптированы методики Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В., направленные на оценку состояния мелкой моторики кисти руки. [29]


2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития речи дошкольников с дизартрией


С целью определения актуального уровня речевого развития экспериментальной группы детей нами было проведено исследование экспрессивной и импрессивной речи. Речевые карты были составлены по методике Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной. [39, 40] Обследование поводилось в индивидуальной форме, с использованием дидактического материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Речевые карты детей прилагаются (Приложение 1)

Особое внимание уделялось состоянию активного и пассивного словаря.

В констатирующем эксперименте использовались методики Лалаевой Р.И. «Придумать слово-неприятель», «придумать слово-приятель», а также адаптированные методики М.А. Поваляевой «скажи, какой» и И.А. Чистяковой «что делает предмет».

Методика «Придумай слово-неприятель».

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать точность употребления слов, способности выделить ведущий дифференцируемый признак.

Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляется 10 слов: веселый – грустный, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый, день – ночь, высоко – низко, далеко – близко, смеяться – плакать, бежать – стоять, говорить – молчать.

Методика «придумай слово-приятель».

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать уровень сформированности семантических полей. Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов: маленький, большой, веселый, грустный, теплый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Методика «скажи, какой»

Цель: исследовать уровень способности выделения признаков предмета.

Организация: Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.

Методика «что делают предметы»

Цель: исследовать точность употребления признаков предметов.

Организация: Ребенку предлагается назвать действие по предъявляемому предмету. Всего предъявляется 10 слов: самолет, дятел, часы, мяч, солнце, рыба, утка, человек, книга, жук.

Критерии оценки: высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово семантически соответствует заданному, 0 баллов – не соответствует семантическому полю. 10-8 баллов соответствует высокому уровню речевого развития, 7-5 – среднему, менее 5 – низкому уровню.

Оценивается выполнение каждой методики. Соответственно

высокому уровню развития речи соответствуют количественные показатели 30-40 баллов,

средний уровень 20-29 баллов,

низкий уровень менее 20 баллов.


Таблица результатов экспериментального исследования уровня развития лексической стороны речи старших дошкольников с дизартрией.

Экспериментальная группа

Общее количество баллов

Уровень развития речи

Даша К.

34

Высокий

Ярослав З.

28

Средний

Арина Б.

25

Средний

Олег М.

16

Низкий

Наташа Ч.

18

Низкий

Кристина Т.

15

Низкий

Вика З.

10

Низкий

Марина В.

23

Средний

Артем М.

11

Низкий

Карина Г.

13

Низкий


На основе проведенного констатирующего эксперимента мы делаем вывод об уровне речевого развития детей экспериментальной группы.

Высокий уровень развития речи: Даша К. Словарный запас соответствует возрастной норме, слоговая структура слов сохранна. Речь немного замедленная, нарушено произношение свистящих и шипящих звуков.

Средний уровень развития речи: Арина Б., Марина В., Ярослав З. Словарный запас обиходный. Нарушено несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные). Встречаются аграмматизмы, перестановки и пропуски слогов.

Низкий уровень развития речи: Олег М., Наташа Ч., Артем М., Вика З., Карина Г., Кристина Т.. Словарный запас ограничен. Нарушены практически все группы звуков, нарушен темп речи, слоговая структура слов. Речь нечеткая, фонематический слух снижен.

Наглядно результаты полученные при проведении обследования речи детей экспериментальной группы показаны на диаграмме 1 констатирующего эксперимента:


1.                 высокий уровень – 10%

2.                 средний уровень – 30%

3.                 низкий уровень – 60%


Таким образом, проведя логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы, мы делаем вывод, что при менее выраженных дизартрических проявлениях, речь ребенка, как правило имеет более высокий уровень сформированности. Наблюдается и обратная зависимость: в случае более тяжелого органического поражения речь сформирована в меньшей степени.


2.3 Анализ результатов экспериментального исследования уровня сформированности мелкой моторики дошкольников с дизартрией


С целью исследования уровня развития мелкой моторики кисти руки при проведении эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики:

1)                Выполнение пробы Хэда: «покажи правой рукой левое ухо», «левой рукой правое ухо» - предлагается показать левые и правые части тела у напротив сидящего человека

2)                Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы):

Соединить 1и 2 пальцы в виде кольца

Вытянуть 2 и 3 пальцы («зайчик»), затем 2 и 5 пальцы («коза»). Остальные пальцы при этом согнуты.

Сжать пальцы в кулак.

3)                Динамическая организация движений пальцев:

Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

«Игра на рояле». Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1), сначала правой рукой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

4)                Обследование возможности выполнять действия с предметами.

Выложить узор мозаики.

Самостоятельно застегнуть пуговицы.

Нанизывать на нитку бусинки.

Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6