бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование исследовательских заданий, как средства формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики в школе первой ступени обучения бесплатно рефераты


2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников


Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, нами были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним.

Сборник упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методики работы с младшими школьниками по развитию у них исследовательских умений и навыков.

В первом разделе сборника представлена классификация исследовательских заданий (эвристические задачи) таких как:

•                    задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные» задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений;

•                    задачи иных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений;

•                    задачи на комбинаторные действия;

•                    задачи на установление сходства и соответствия;

•                    задачи на активный перебор вариантов отношений.

Во втором разделе сборника описана поэтапная методика работы с младшими школьниками по развитию математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач,

В третьем разделе представлены варианты исследовательских заданий, используемых на уроках математики и во внеурочное время: задания, способствующие развитию продуктивности, оригинальности и самостоятельности, исследование суммы, разности, произведения, частного, сюжетные задачи, зачеркивание, превращение, отгадывание чисел, математические фокусы.

Задания исследовательского характера, частично были использованы во время преддипломной практики на уроках математики. Данные задания способствовали активизации мыслительной и поисковой деятельности школьников

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся. В математике исследование – образ мышления. Исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации. Для этого необходимо определенным образом подобрать систему упражнений.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

Изучив опыт учителя по теме исследования можно сделать вывод: исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный подбор и анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Таким образом, во второй главе мы представили описание системы работы учителя МОУ «ООШ № 2» Емельяновой И. А. по использованию заданий исследовательского характера; представили систематизацию заданий исследовательского характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ психолого-педагогической и методической литературы, апробирование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.

Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Возможно выделение условий формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает:

•                    возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

•                    возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

•                    возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

•                    умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

•                    умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

•                    умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

•                    умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:

•                    самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;

•                    классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

•                    проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

•                    устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

•                    рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

•                    применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);

•                    находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

•                    рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей (14).

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.

Цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели психолого-педагогические и методические аспекты развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников посредством заданий исследовательского характера. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию. Практическая значимость методических рекомендаций - в использовании их начинающими учителями школы первой ступени обучения для формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2008. №4 - С. 45-47

2.                 Антонов, Д. А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. [Текст] / Д. А. Антонов // Математика в школе. 1980. №3. - С.7-10

3.                 Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. [Текст] / В. П. Беспалько // Воронеж, 1977. 320с.

4.                 Блонский, П. П. Память и мышление. [Текст] / П. П. Блонский // Санкт-Петербург // 2001. 400с.

5.                 Бостоногова, Л. П. Творческие задания для детей 6 лет. [Текст] /Л. П. Бостоногова // Начальная школа. 2005. №4 -С. 21-35

6.                 Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Братанова // Начальная Школа. 2008. № 5. -С. 2-7

7.                 Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В. К. Буряк // М., 1984. 360с.

8.                 Горшкова, О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова // 2005. -С.43-54

9.                 Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст]/ «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2007. -С.71-73

10.            Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. 2003. № 7. -С.76

11.            Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Моя математика: Учебники для 1-4 классов. [Текст] - М.: Баласс, 2005.

12.            Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика». [Текст] -М.: Баласс, 2005.

13.            Дзанагова, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6 . -С. 91-100

14.            Иванов, Г. Готовим юных исследователей [Текст] / Г. Иванов // Народное образование. 1999. № 6. -С.56-63

15.            Ивашова, О. А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2003. -С. 93-118.

16.            Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. [Текст] - Рига, «Эксперимент», 1998. 31с.

17.            Комарова, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007

18.            Кордемский, Б. А. Математическая смекалка. [Текст] М., 1955. 120с.

19.            Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников. / В. А. Крутецкий // [Текст] М.; Воронеж. 1998. 210с.

20.            Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45

21.            Магомедов, Н. Г. Некоторые упражнения по усвоению элементов математической логики [Текст] /Н. Г. Магомедв //Начальная школа. 2002. № 3. -С. 54-55

22.            Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. [Текст] / Л. А. Орлова // Начальная школа. 2007. №3. -С.76-85

23.            Пакет прикладных программ «Кирилл и Мефодий».

24.            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 37

25.            Пержинская, Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е. В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. -С. 55-57

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8