Использование исследовательских заданий, как средства формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики в школе первой ступени обучения
Какую-то часть сведений о
мире ребенок всегда воспринимал репродуктивным путем от старших, а какую-то
осваивал самостоятельно, подражая взрослым, играя, исследуя действительность.
При этом он должен был наблюдать, экспериментировать и делать на этой основе
собственные выводы и умозаключения. Таким образом, мы условно можем выделить
два пути получения образования ребенком – репродуктивный и продуктивный. В
разные времена соотношение этих двух принципиально разных путей обогащения
опыта индивида существенно менялось, на первый план в образовательной практике
выходил то один, то другой. (7) В целом же линия исследовательского обучения
развивалась непоследовательно, в рамках общей демократизации образования,
приближения обучения к познавательной деятельности, к интересам и потребностям
самого учащегося. Развитие культуры во всех ее аспектах не только приводило к
появлению новых явлений, но и содействовало повышению динамики самих изменений.
Это постепенно делало мир все более и более динамичным и непредсказуемым, а
вместе с тем все настойчивее заставляло систему образования отказываться от
доминирования догматичного содержания и репродуктивных методов обучения над
гибким содержанием и продуктивными методами. (15)
Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже
рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно
проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это
внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское
поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа -
важная ступень не только базового образования. Оно является основой для
формирования азов исследовательской культуры. (10)
В эпоху, когда личность стоит на
первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо
создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые и методисты отмечают,
что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны
учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в
активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в
постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому
что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются. Вместе с тем
современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов
реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования.
Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых
идей.
Таким образом, перед современной школой стоят сложные задачи по
обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей
использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения
конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от
научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Главная
проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной
творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического
коллектива, учащихся и родителей.
Учебная исследовательская
деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных
объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но
адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. (9)
Организация
учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать
внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает
проектирование программы включения младших школьников в
учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с
систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии
с анализом результатов.
В процессе включения
младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем
встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при
различном уровне развития исследовательского опыта учащихся, это и является
основной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую
деятельность. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо
подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и
обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого предусмотрена
организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и
индивидуализации. (37)
Дифференциация
деятельности проводится фронтально по отношению ко всему классу и предполагает
сочетание как элементов частного и общего («наводящие», дополнительные вопросы
и задания), так и элементов репродуктивной и продуктивной деятельности. Такая
дифференциация осуществляется преимущественно при коллективном решении проблем.
В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь и поддержка.
Необходимо активно
использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя
способами:
1 способ – в группе
объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по
совокупности признаков);
2 способ – в группе
работают ученики с различным исследовательским опытом.
Возможны следующие
варианты совместной работы:
1.
группа выполняет
общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член
группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
2.
общее задание при
тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
3.
при тех же
условиях задача решается при непосредственном одновременном временном
взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.
Главное, на что стоит
ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не
общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных
вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в
учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его
активности.
Для начальной школы не
характерна дистанционная поддержка исследовательской деятельности учащихся,
т.к. они имеют слишком маленький опыт осуществления отдельных элементов такой
деятельности. Однако в начальной школе можно создавать базу исследовательской
деятельности:
•
методологическую
(усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных
исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета);
•
общую логическую
(работа над общими умственными и логическими умениями);
•
содержательную
(овладение предметными знаниями и умениями);
•
субъектную
(накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). На
этой базе легче развивать исследовательскую деятельность учащихся основной
школы. (36)
Один из компонентов
исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются
как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда,
необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их
формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс
решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских
умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными,
уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.
Таким образом,
взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации
учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволяет достаточно
полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего
школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных
путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников
Одной из основных тенденций
модернизации общего образования в России является активизация его развивающей
функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть
направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы
достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем
теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с
организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Особенность
профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской
деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь
организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в
совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать
проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента,
найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Психолого-педагогические
особенности возраста не позволяют обучать абстрактным приемам деятельности в
отрыве от конкретного содержания. Вместе с тем ставятся задачи, связанные с
освоением ребенком новых, надпредметных способов деятельности. При этом на
данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся
в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации
своего проекта. Учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в
громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении
и должны быть достаточно просты в восприятии.
С позиции личностного
подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности
организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение
исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет
состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для
всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому
ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные
способности, развиваться как личность.
Задачный подход к
организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение
учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских
задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей
учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача,
которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в
виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и
предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной
характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности,
выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или
меньшей степенью самостоятельности для ученика. (25) Это связано как с
объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика
к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской деятельности.
Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных
исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.
Ситуационный подход к
организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской
деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Его суть состоит в неразрывности
прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений
воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает
не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами
решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности
необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся
овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей
или меньшей степени организованного учителем.
Таким образом,
организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе
единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:
•
тщательное и
систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников
и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих
(когнитивного, деятельностного, аксиологического);
•
создание учебных
ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами
решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени
организованного учителем;
•
конструирование
системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное
обогащение исследовательского опыта детей. (37)
Анализ
методической литературы показал, что учебно-исследовательская деятельность
младших школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:
•
учитывать
возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;
•
основываться на
базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;
•
способствовать
формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью,
креативностью;
•
содействовать
формированию научного мировоззрения;
•
стимулировать
познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся. (38)
Так как главной целью
включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является
обогащение исследовательского опыта младших школьников. Этот процесс проходит в
несколько этапов:
1.
выделение этапов
обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и
специфики начальной школы;
2.
определение
совокупности задач, способов и форм организации учебно-исследовательской
деятельности;
3.
распределение
задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по
времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
4.
определение
предполагаемых результатов деятельности;
5.
отбор содержания
и составление учебно-исследовательских задач и заданий.
Обратимся
к опыту начальной школы гимназии № 121 г. Уфы (директор — заслуженный учитель РФ и РБ В.И. Слабов). Анализ опыта наглядно доказывает, что большим
подспорьем в работе учителя по организации творческой учебно-исследовательской
деятельности младших школьников на уроке могут стать нестандартные задания
исследования числовых закономерностей. (8) Работая с числовыми
закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей,
переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске
нестандартного решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа
полученной информации, оппонирования своим товарищам. Заметим, что подобные
задания могут быть использованы учителем для развития активного,
самостоятельного, творческого мышления младших школьников на любом этапе урока:
при изложении нового материала, закреплении и повторении. С нашей точки зрения,
их можно удачно использовать в ходе проведения устного счета, когда каждый
школьник должен проявить самостоятельность суждений, смекалку, скорость
вычислительных навыков, суметь установить причинно-следственные связи и
перенести имеющиеся знания в новую учебную ситуацию. Более того, подобные
задания становятся личностно значимыми, стимулируют в каждом ученике стремление
дойти до конца, добраться до истины, предложив собственный вариант решения учебной
задачи, позволяют каждому школьнику почувствовать себя
ученым-первооткрывателем, что, несомненно, способствует эмоциональному подъему
на уроке.
Таким
образом, учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке
следующих знаний и умений:
•
самостоятельно
объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|