бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников бесплатно рефераты

ü    Критический уровень: ‒ 0 ребенок – 0%

2.                В экспериментальной группе:

ü    Оптимальный уровень: ‒ 5 ребенка – 41,7%

ü    Достаточный уровень: ‒ 7 детей – 58,3%

ü    Недостаточный уровень: ‒ 0 ребенка – 0%

ü    Критический уровень: ‒ 0 ребенок – 0%

Для проверки эффективности использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников и сопоставив уровни математического развития детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования: мы определили, что в уровня математического развития детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень математического развития оптимальный (41,7%), из них у двоих детей на начало исследования был достаточный уровень, а у одного недостаточный уровень сформированности элементарных математических представлений. Произошли количественные изменения в критическом уровне. Один ребенок с критическим уровнем математического развития поднялся до достаточного уровня.

У детей контрольной группы результаты остались теми же, за исключением 1 ребенка (8,3%), у которого уровень из критического перешел в недостаточный

Предъявим результаты нашего исследования в таблице (таблица 2.2.2)


Таблица 2.2.2 – Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Группы

Уровни

оптимальный

достаточный

недостаточный

Критический

контрольная

2 чел.

16,7%

6 чел.

50%

4 чел.

33,3%

0 чел.

0%

экспериментальная

5 чел.

41,7%

7 чел.

58,3%

0 чел.

0%

0 чел.

0%


Русинок 2.2.2


Итогом целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников на занятиях с использованием игровых приемов в экспериментальной группе является положительная динамика роста математического развития детей.

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования игровых приемов на занятиях по математике в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что игровые приемы способствуют эффективному формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования было изучение проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали игровой метод в педагогическом воздействии, провели экспериментальное воздействие игровых методов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным! [7, c. 4].

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Белоус, Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду./ Т.К. Белоус. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

2.                Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

3.                Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

4.                Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

5.                Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

6.                Годинай, Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. - Москва Просвещение, 1988.

7.                Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

8.                Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.

9.                Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1998.

10.           Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

11.           Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

12.           Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.

13.           Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

14.           Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000.

15.           Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.

16.           Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.

17.           Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

18.           Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982

19.           Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.

20.           Метлина, А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

21.           Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

22.           Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.

23.           Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

24.           Сай, М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Минск «Народная Асвета», 1990.

25.           Сербина, Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.

26.           Смоленцева, А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

27.           Столяр, А.А. Методические указания к учебному пособию «Математика "О"». - Минск «Народная Асвета», 1983.

28.           Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

29.           Фидлер, М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                  I.                        Количество и счет:

1.                Счет в пределах 5 – 10 (владение счетной деятельностью)

2.                Знание цифр (в зависимости от изученных чисел)

3.                Умение определять связь в отношениях между смежными числами (определять отношение между числами значит, ответить на вопросы: «Какое из чисел больше? Какое меньше?» определить связь – ответить на вопрос: «На сколько одно число больше или меньше другого?»)

4.                Знание того, что последующее число можно получить путем прибавления единицы, предыдущее – отниманием единицы

5.                Умение определять количественный состав числа из единиц в пределах 3

6.                Умение делить предмет на две равные части, выяснить, что одна часть – это половина, т.е. одна из двух равных частей. Уточнить, что часть меньше целого

               II.                        Величина:

7.                Умение выделять длину, ширину, высоту, толщину предметов и показывать это рукой. Сравнивать два предмета по этим параметрам наложением, приложением и на глаз.

8.                Умение сравнивать два предмета по двум параметрам одновременно

9.                Умение сравнивать два предмета с помощью условной мерки

10.           Умение строить сериационные ряды по образцу и по правилу, по одному или двум признакам одновременно из 3 – 5 предметов

            III.                        Геометрические фигуры и формы предметов:

11.           Умение найти среди геометрических фигур нужную, назвать ее, простейший анализ строения фигуры: подсчет вершин, сторон, углов; на что похожа

12.           Сформировать представления о линии (прямая, кривая, ломаная, дуга, полудуга)

           IV.                        Ориентировка в пространстве:

13.           Умение правильно показывать правую и левую руки

14.           Умение определять положение предметов от себя, от других объектов

15.           Умение выполнять движения в заданном направлении

              V.                        Ориентировка во времени:

16.           Умение определять картинкам части суток, времена года

17.           Знать названия и последовательность дней недели, времен года

18.           Понятия «вчера», «сегодня», «завтра»



Приложение Б


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ПОЧЕМУЧКИ» (Т.А. Остапенко)

Занятие №1 «Осень»

Программное содержание:

Ø    закреплять знания детей об осени как времени года

Ø    учить цветовому обозначению времен года

Ø    знакомить с цифрой 5

Ø    формировать знания об образовании числа 5 из единиц

Ø    развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Ø    закреплять знание цифры 4

Ø    закреплять счет до 5

Ø    закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)

Ø    развивать память, внимание

Демонстрационный материал:

1.                круг с четырьмя съемными секторами (синим, зеленым, красным, желтым)

2.                ежик из картона с прорезями на уголках: пять грибов, пять яблок, цифры 1, 2, 3, 4, 5

3.                пять разных желтых листьев (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый)

4.                изображение стаи птиц в форме треугольника, круга, квадрата

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6