Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ü Критический
уровень: ‒ 0 ребенок – 0%
2.
В
экспериментальной группе:
ü Оптимальный
уровень: ‒ 5 ребенка – 41,7%
ü Достаточный
уровень: ‒ 7 детей – 58,3%
ü Недостаточный
уровень: ‒ 0 ребенка – 0%
ü Критический
уровень: ‒ 0 ребенок – 0%
Для проверки
эффективности использования игровых приемов при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников и сопоставив уровни математического
развития детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения
нашего исследования: мы определили, что в уровня математического развития детей
экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было
выявлено 5 детей, у которых уровень математического развития оптимальный
(41,7%), из них у двоих детей на начало исследования был достаточный уровень, а
у одного недостаточный уровень сформированности элементарных математических
представлений. Произошли количественные изменения в критическом уровне. Один
ребенок с критическим уровнем математического развития поднялся до достаточного
уровня.
У детей контрольной
группы результаты остались теми же, за исключением 1 ребенка (8,3%), у которого
уровень из критического перешел в недостаточный
Предъявим результаты
нашего исследования в таблице (таблица 2.2.2)
Таблица 2.2.2 –
Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного
возраста на момент проведения нашего исследования
Группы
|
Уровни
|
оптимальный
|
достаточный
|
недостаточный
|
Критический
|
контрольная
|
2 чел.
16,7%
|
6 чел.
50%
|
4 чел.
33,3%
|
0 чел.
0%
|
экспериментальная
|
5 чел.
41,7%
|
7 чел.
58,3%
|
0 чел.
0%
|
0 чел.
0%
|
Русинок 2.2.2
Итогом целенаправленной
работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
на занятиях с использованием игровых приемов в экспериментальной группе является
положительная динамика роста математического развития детей.
Таким образом, на
основании положительной динамики, происходящей в результате использования
игровых приемов на занятиях по математике в экспериментальной группе, можно
сделать вывод, что игровые приемы способствуют эффективному формированию элементарных
математических представлений детей дошкольного возраста, а это подтверждает
нашу гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования было
изучение
проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы
проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования,
рассмотрели и проанализировали игровой метод в педагогическом воздействии,
провели экспериментальное воздействие игровых методов по формированию
элементарных математических представлений у дошкольников.
Необходимо отметить,
что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных
игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных
возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников,
способствует математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок
дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться
вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в
свои способности.
Мастерство воспитателей
возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в
процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым,
глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников
разнообразными, творческими, продуктивными.
Использование многих
игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит
ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не
видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но
незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают,
более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические
операции.
Это детям интересно
потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание
интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей
с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой
деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть
радостным! [7, c. 4].
В ходе исследования
нами была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в
процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных
математических представлений у дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Белоус,
Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду./
Т.К. Белоус. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.
2.
Березина,
Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина. //
Дошк. воспитание, 1999, № 10.
3.
Веракса,
Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.
Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
4.
Водопьянов,
Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.
Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
5.
Воспитание
детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.
Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
6.
Годинай,
Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.
- Москва Просвещение, 1988.
7.
Давайте
поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:
Просвещение, 1991).
8.
Данилова,
В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:
Просвещение, 1987.
9.
Дидактические
игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для
воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Просвещение, 1998.
10.
Дьяченко,
О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
11.
Ерофеева,
Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
12.
Житомирский,
В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
13.
Каразану,
В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.
Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
14.
Корнеева,
Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование
элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,
2000.
15.
Корнеева,
Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /
Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.
16.
Леушина,
А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.
17.
Леушина,
А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста. - М., 1994.
18.
Менджерицкая,
Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.
Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982
19.
Метлина,
А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников
элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е
изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
20.
Метлина,
А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
21.
Михайлова,
З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
22.
Носова,
Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном
возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных
математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
23.
Работаем
по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений,
обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А.
Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
24.
Сай,
М.К., Удальцова, Е.И. Математика в детском саду. - Минск «Народная Асвета»,
1990.
25.
Сербина,
Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
26.
Смоленцева,
А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:
Просвещение, 1987.
27.
Столяр,
А.А. Методические указания к учебному пособию «Математика "О"». -
Минск «Народная Асвета», 1983.
28.
Столяр,
А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –
М.: Просвещение, 1988.
29.
Фидлер,
М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
А
ДИАГНОСТИКА
МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I.
Количество
и счет:
1.
Счет
в пределах 5 – 10 (владение счетной деятельностью)
2.
Знание
цифр (в зависимости от изученных чисел)
3.
Умение
определять связь в отношениях между смежными числами (определять отношение
между числами значит, ответить на вопросы: «Какое из чисел больше? Какое
меньше?» определить связь – ответить на вопрос: «На сколько одно число больше
или меньше другого?»)
4.
Знание
того, что последующее число можно получить путем прибавления единицы,
предыдущее – отниманием единицы
5.
Умение
определять количественный состав числа из единиц в пределах 3
6.
Умение
делить предмет на две равные части, выяснить, что одна часть – это половина,
т.е. одна из двух равных частей. Уточнить, что часть меньше целого
II.
Величина:
7.
Умение
выделять длину, ширину, высоту, толщину предметов и показывать это рукой.
Сравнивать два предмета по этим параметрам наложением, приложением и на глаз.
8.
Умение
сравнивать два предмета по двум параметрам одновременно
9.
Умение
сравнивать два предмета с помощью условной мерки
10.
Умение
строить сериационные ряды по образцу и по правилу, по одному или двум признакам
одновременно из 3 – 5 предметов
III.
Геометрические
фигуры и формы предметов:
11.
Умение
найти среди геометрических фигур нужную, назвать ее, простейший анализ строения
фигуры: подсчет вершин, сторон, углов; на что похожа
12.
Сформировать
представления о линии (прямая, кривая, ломаная, дуга, полудуга)
IV.
Ориентировка
в пространстве:
13.
Умение
правильно показывать правую и левую руки
14.
Умение
определять положение предметов от себя, от других объектов
15.
Умение
выполнять движения в заданном направлении
V.
Ориентировка
во времени:
16.
Умение
определять картинкам части суток, времена года
17.
Знать
названия и последовательность дней недели, времен года
18.
Понятия
«вчера», «сегодня», «завтра»
Приложение
Б
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ГРУППЫ «ПОЧЕМУЧКИ» (Т.А. Остапенко)
Занятие
№1 «Осень»
Программное
содержание:
Ø закреплять
знания детей об осени как времени года
Ø учить
цветовому обозначению времен года
Ø знакомить
с цифрой 5
Ø формировать
знания об образовании числа 5 из единиц
Ø развивать
умение ориентироваться на листе бумаги
Ø закреплять
знание цифры 4
Ø закреплять
счет до 5
Ø закреплять
знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)
Ø развивать
память, внимание
Демонстрационный
материал:
1.
круг
с четырьмя съемными секторами (синим, зеленым, красным, желтым)
2.
ежик
из картона с прорезями на уголках: пять грибов, пять яблок, цифры 1, 2, 3, 4, 5
3.
пять
разных желтых листьев (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый)
4.
изображение
стаи птиц в форме треугольника, круга, квадрата
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|